Папки-передвижки

Консультация «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»

Наталья Малышева
Консультация «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»

Детская любознательность,

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Н. С. Лейтес

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Публикация «Консультация „Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании“» размещена в разделах

Знания, навыки, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании.

Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.

Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования. Сущность исследовательского метода заключается в именно самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Методы исследования :

1. Наблюдение – самый популярный и самый доступный метод исследования. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Наблюдательность – это сплав внимания и мышления. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, находит общее с другими.

2. Эксперимент, важнейший метод исследования, он предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Эксперименты бывают мысленные: их можно делать в уме, и реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

В своей работе широко используем исследовательские методы. В группе организован уголок экспериментирования, в котором имеются различные центры. В них представлена предметно-развивающая среда для проведения исследований : разнообразные сосуды из различных материалов; приборы – помощники; технические материалы; разные виды бумаги; бросовый материал; красители, пищевые и непищевые; природный и другой сыпучий материал. Материал, находящийся в «уголке экспериментирования», соответствует уровню развития ребенка.

В обеспечении реализации учебно-игровой модели познавательной деятельности используем следующие методы и приемы :

• Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

• Переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

• Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др., пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

• Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

• Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вглядывается, вслушивается, нюхает, трогает, пробует. Его активный словарь обогащается, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; рассматривают рыбок, которые плещутся в воде; превращают снег в воду, а воду - в льдинки; отправляют в плавание кораблики; ловят ветерок; пробуют делать пену.

В среднем возрасте проводимые опыты, усложняются. Малыши уже способны найти ответы на трудные вопросы: «Почему осенью много луж?», «Как зернышки в муку превращаются?», «Как замесить тесто?», «Зачем растение пьет?» и т. д.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение. Усвоение системы научных понятий, приобретение исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе.

Список литературы

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год

2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009

3. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005

4. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2013. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»

5. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — Программа развития Издательство: Сфера, 2008

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/03/rol-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo

7. https://gazeta.ipksko.kz/ru/d-o-4/185-issledovatelskaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov-kak-chast-metoda-proektov

Публикации по теме:

Активные методы обучения ребенка как условие обновления образовательного процесса в дошкольном учреждении АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это самому и оно станет моим навсегда.

Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему ««Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Информационные технологии в дошкольном образовании В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги, всё чаще говорят о.

Консультация для педагогов «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании» В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, изменения происходят.

Консультация для педагогов «Использование технологии «Образовательное путешествие» в дошкольном образовании» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Улыбка» Южноуральского городского округа 457040, Россия, Челябинская.

Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.

Консультация для педагогов «Методы обучения дошкольников» Тема: Методы обучения дошкольников. План. 1. Сущность понятий метод, приём. Классификация методов и приёмов обучения. 2. Выбор методов обучения.

Консультация для молодых специалистов «Дидактические принципы и методы обучения» Конечно все перечисленные методы обучения используются в соответствии с возрастом и возможностями детей. В данной классификации можно использовать.

Эссе «Размышления о дошкольном образовании…» Эссе Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка В. Сухомлинский. Размышляя о своем жизненном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 09:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД