Получи документы

Использование блоков Дьенеша для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Несмеянова
Использование блоков Дьенеша для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, которая связана с развитием мыслительных процессов детей — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области Познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; направляет нас на использование в образовательной деятельности игровой, познавательно- исследовательской деятельности воспитанников. Поэтому использование развивающей игры в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений соответствует современным требованиям.

Публикация «Использование блоков Дьенеша для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В основной образовательной программе ДОУ, построенной на основе комплексной программы Детство под редакцией В. И Логиновой, Т. И Бабаевой, задачи познавательно- исследовательской деятельности решаются в том числе за счет использования блоков Дьенеша.

Для этого имеется необходимое методическое обеспечение. Оно представлено на слайде, в методическом кабинете имеются комплекты блоков Дьенеша на группу детей.

Развивающая игра блоки Дьенеша способствуют развитию логических, аналитических способностей детей. Вводятся такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.

Вспомним что представляют собой блоки Дьенеша?

Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом – (красные, синие, желтые, размером – (большие и маленькие, толщиной – (толстые и тонкие).

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.

Так как блоки Дьенеша относятся к развивающим играм, то игра имеет классическую структуру.

1. Задача (задачи).

2. Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).

3. Правила (знаки, схемы, словесные инструкция).

4. Действие, в основном, по предложенному правилу - описание, модель, таблица, схема.

5. Результат - обязательно сверяемый с поставленной задачей.

Блоки Дьенеша позволяют решать задачи образовательные, развивающие, воспитательные. Они представлены на слайде.

Образовательные:

Формировать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их;

Формировать умение обобщать объекты по одному, двум, трм, свойствам с учтом наличия или отсутствия каждого, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

Развивающие :

развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте);

развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;

развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца;

воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В каких же разделах формирования элементарных математических представлений можно использовать логические блоки Дьенеша :

В разделе «количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.

В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие, по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.

В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы.

«Ориентировка в пространстве». Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем, в правом верхнем (правом нижнем) углу) и так далее.

Система работы по использованию блоков Дьенеша строится поэтапно : в образовательной деятельности, осуществляемой в непосредственно образовательной, так и в совместной деятельности в режимных моментах.

I. Ознакомительный этап.

Дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Для этого выкладывала перед детьми наборы и давала им вволю наиграться с деталями: они начали сразу же строить различные постройки и играть с ними. В процессе исследовательской деятельности с блоками, дети установили самостоятельно, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Итог работы первого этапа – выявили и закрепили знание о свойствах блоков.

II этап. Освоение умений выявлять и абстрагировать свойства предметов.

На втором этапе формировала умение детей выделять в блоках одно, а потом два свойства (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Детям предлагались разные игровые задания и упражнения.

1. Выделить блоки по двум признакам (цвету и форме, форме и размеру).

Давала задание: Найдите все такие фигуры, как эта, по цвету и форме (форме и размеру, по цвету, форме и размеру).

Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы (такие же по форме, но другого размера).

2. Построить длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах.

От произвольно выбранной фигуры постройте цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по цвету и форме (форме и размеру).

3. Игра «Волшебный мешочек».

Все фигурки складывались в мешок. Дети на ощупь доставали все круглые блоки (все большие или все толстые). Все фигурки опять же складывались в мешок.

II. Знакомство с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. На втором этапе вводится специальный код, графически изображающий данные свойства:

• цвет обозначается пятном

• величина - силуэт домика (большой, маленький).

• форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

• толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Работа введется следующим образом: идет выделение свойств и кодирование информации, и наоборот- ее раскодирование.

Игровые упражнения проводились так: ребенку или группе детей показывала карточку и предлагала найти все такие же блоки, назвать их. Например, на карточке обозначен синий цвет, значит нужно найти все синие фигуры, если ребенку показывала жёлтое пятно и маленький дом, нужно показать жлтую, маленькую фигуру, или (отложить все жлтые, маленькие фигуры).

Детям очень нравится игра Небылица. В игре «Небылица» Дети из блоков выкладывали животных, используя кодовые обозначения.

После освоения этих умений можно усложнить задание. Предлагаются такие игры : "Кто быстрее соберет блоки!", "Поручения", "На свое место".

Следующий этап в работе с блоками – это освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства.

Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.). Работа в данном этапе по формированию понимания отрицания свойств проводится постепенно.

Использовала игры «Помоги фигуркам выбраться из леса». В ней сначала устанавливали, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки.

Ориентировались в пространстве, озвучивая, куда идут – вправо или влево.

Сейчас формирую у детей умение оперировать одновременно двумя свойствами отрицания.

Например, в игре «Гирлянда» формирую умение раскладывать блоки в обручи в соответствии с указанными свойствами. В зелёный обруч не кладем не синих и не квадратных.

Вариантом логических игр для детей подготовительной группы являются игры с обручами. Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляет, что вся остальная часть пола находится вне обруча.

Игра с одним обручем

Правила игры: на полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет. Усложненный вариант – игра с двумя обручами

В совместной деятельности в режимных моментах идет закрепление умений. Ребятам очень нравится играть в игру домино, используя блоки. В этой игре одновременно может участвовать не более четырёх детей. Фигуры делятся между участниками поровну, и каждый делает по очереди свой ход. Если блок нужной формы отсутствует, ход пропускается. Ходить можно фигурами разного цвета (формы, размера) или фигурами одинакового цвета, но другого размера; такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ход фигурами другого цвета, формы, размера.

Используют в сюжетно- ролевых играх: как чеки, в качестве записки, что нужно купить.

После занятий, когда блоки перемешались воспитанники любят их по коробкам. Чтобы они помнили сколько и каких нужно положить, делаю им подсказку.

Таким образом, использование блоков Дьенеша позволяет повысить уровень развития математических представлений, развивать познавательные способности воспитанников.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Игры по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаИгры по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Игра "Муха" Цель: развивать у детей ориентацию на листе и в пространстве (по инструкции педагога ребёнок помещает "муху" в определённую.

Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений (из опыта работы) Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» 5-6 летний возраст ребенка – дошкольника.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Дети 5-6 лет должны знать и уметь: 1. Количество и счет *знать образование чисел второго пятка; *знать что такое порядковый счет и считать.

Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста». Использование в работе с детьми развивающих математических игр. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому.

Использование дидактических игр в формировании числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЧИСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Передовой педагогический опыт «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 Советского района Волгограда» Передовой педагогический.

Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возраста Шигабутдинова Татьяна Николаевна. Специальность - воспитатель Стаж педагогической работы - 27 лет Дата начала работы над темой - 1.09.2014.

Занятие по ФЭМП с использование блоков Дьенеша «Угощение для медвежат» Задачи: Закрепить у детей знание названия цветов, умение определять формы предметов;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование блоков Дьенеша для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2017 в 09:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД