Папки-передвижки

Использование цветов для развития зрительного восприятия у дошкольников старшей группы на коррекционно-развивающих занятиях

Марина Дмитренко
Использование цветов для развития зрительного восприятия у дошкольников старшей группы на коррекционно-развивающих занятиях

Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии.

Известно, что жители северных районов страдают от отсутствия света и ярких красок, однообразного серебристо-серого или голубого цвета неба, снега, у них снижается эффективность зрительного восприятия. Искусственный световой климат серверной части страны не способствует поддержанию зрительных функций на должном уровне. Нарушение зрения сказывается на функциональном состоянии организма, а в условиях интенсивной информационной нагрузки и смены социальной среды это влияние особенно выражено.

Публикация «Использование цветов для развития зрительного восприятия у дошкольников старшей группы на коррекционно-развивающих занятиях» размещена в разделах

Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно-функциональных нарушений данного анализатора. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, свето-цветоразличие, фиксация взора и др.) организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, в том числе и по физической культуре, определяются различные эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещенность помещения и др.).

1. Физическое воспитание детей с нарушениями зрения

Физическому воспитанию отводится особая роль в развитии зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, принимая во внимание, что восприятие движения – это отражение изменение положения, которые объекты, тело и части тела занимают в пространстве.

В восприятии движения задействованы все анализаторы (зрительный, кинестетический, слуховой, вестибулярный). Параметром движения объекта является скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственное восприятие акта перемещения и умозаключения о движении объекта. С помощью зрения информация о движении объектов создается двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.

Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы. Наличие яркого оборудования и зрительных ориентиров повышает функциональную активность зрения и зрительную двигательную ориентацию. У ребенка закрепляются представления о цвете, оттенках. Формируется представления о разных характерах поверхностей, звуковых и тактильных ощущениях, т. е. происходит развитие полисенсорного восприятия. В процессе прослеживания движений глазами происходит развитие глазодвигательных функций. Создание игровых ситуаций на занятиях по физкультуре организует ориентировочную деятельность в процессе работы с моделями и схемами. Дети, выполняя задание в условном плане, затем переносят их в реальное пространство.

Организация подвижных игр, игр спортивного содержания и игровых заданий позволяют решать задачи прослеживания, локализации, виденья всего игрового пространства с учетом зрительных возможностей детей. В процессе занятий по физкультуре формируется система ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет точка отсчета. Ведущей точкой отсчета для ребенка является собственное тело общеразвивающих упражнениях, основных движениях). Происходит овладение знаниями о теле человека, его частях, развитие мобильности. Передвижение по шведской стенке, прыжки по клеткам, прокатывание предметов по разным поверхностям горизонтальным и вертикальным, выполнение общеразвивающих упражнений, позволяет развивать ориентировку ребенка с нарушением зрения в микроплоскости.

Так как физическое воспитание связано со зрительным поиском не только по направлениям, но и на разном расстоянии в глубину, с движением в пространстве, сменой положения тела, расчетом времени характеристик движений, оно позволяет развивать и совершенствовать ориентировку в макроплоскости и в макропространстве. Примером ориентировки в макропространстве могут служить общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, спортивные и подвижные игры, езда на велосипеде, катание на лыжах и санках.

2. Методика работы с цветом на коррекционно-развивающих занятиях по физической культуре с дошкольниками старшей группы

Прежде чем приступить к развитию цветовых эталонов у детей с нарушениями зрения, необходимо подробно ознакомиться с результатами диагностики, которую проводит учитель - дефектолог. На основе полученных данных можно узнать уровень развития цветовосприятия детей и разработать индивидуальные подходы к каждому ребенку.

Работу по цветовосприятию необходимо осуществляем совместно с учителем-дефектологом, роль которого - дать основные понятия о цвете. Инструктор по физической культуре должен организовать свои занятия так, чтобы дети закрепили полученные знания через подвижные игры, коррекционные упражнения.

В процессе практической деятельности можно учить детей узнавать, соотносить и называть эти цвета. Чтобы их заинтересовать, в основу занятий и заданий включать сказочные и игровые сюжеты. Это могут быть подвижные игры с использованием цветного оборудования и инвентаря различных оттенков: «Помоги зайчику», «Помоги Незнайке собрать букет», «Прицепите к паровозику вагончики», «Привяжи ленточки к шарикам» (Приложение № 2).

Игры и упражнения подбираются с учетом постепенного усложнения, повторения с использованием нового наглядного материала.

При ознакомлении с системой эталонов цвета можно включать действия, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. С этой целью используются упражнения, в которых детям предлагают, например, узнать и выбрать такой же объект по цвету, оттенку в пространстве из множества разноцветных при выполнении двигательных действий. Например, «Найди игрушку такого же цвета», «Найди пару».

При подборе оборудования и инвентаря для занятий учитываются следующие требования: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, использование преимущественно красный, желтый, зеленый и оранжевый цвета.

Так же применяется нестандартное физкультурное оборудование («ловушки» из пластиковых бутылок, кружочки из клеенки разного цвета и пр.) и адаптированный спортивный инвентарь (озвученные мячи, мячи с веревочкой, мячи с запахом и пр.).

В ходе занятия регулярно происходит смена нагрузки и выполняются гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика и др.

Заключение

В результате целенаправленной работы по развитию цветовосприятия у дошкольников старшей группы с нарушением зрения, в соответствии с требованиями Программы коррекционных учреждений можно реализовать поставленные задачи и достигнуть хороших результатов в работе.

Проверка полученных данных на практике показала, что систематическое проведение игр, занятий по данной теме позволила значительно повысить уровень развития зрительного восприятия, в значительной степени уменьшить у данной категории детей трудности в практической и познавательной деятельности.

Таким образом, физическое воспитание детей с нарушением зрения решает задачи развивающей, коррекционной и оздоровительной работы.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Игра 1. «Пляшущие тени» Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления.

Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников Доклад на районном методическом объединении воспитателей: «Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников» (из опыта.

Использование игр для развития внимания на музыкальных занятиях в ДОУ Использование игр на развитие внимания,на музыкальных занятиях в ДОУ. 1. "Ножками затопали"- длительность внимания, быстрота реакции на.

Конспект НОД «Домашние животные» для развития зрительного восприятия для детей с ОВЗ Тема: Домашние животные Цель: Формирование зрительного восприятия у воспитанников старшей группы комбинированной направленности. Задачи:.

Конспект совместной игровой коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия с детьми с ОВЗ Используемые технологии: развивающие и коррекционные игры, технология сотрудничества, логоритмика. Интеграция образовательных областей:.

Коррекция недостаточности и развитие зрительного восприятия У дошкольников с ОНР отмечается неполноценность процесса восприятия: обнаруживается неумение сосредоточить внимание на объекте, воспринимать.

Необычные способы рисования на развивающих занятиях как способ поддержания психологического здоровья дошкольников Необычные способы рисования, применяемые на групповых развивающих занятиях, как способ поддержания психологического здоровья детей. Введение.

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида "Югорка" «Использование.

Проект «Использование игровых коррекционно-развивающих технологий в условиях разновозрастной группы детей с ТНР» Проблема: Особенность у детей с ТНР – это снижение речевой активности, неумение общаться друг с другом, т. к. языковые средства не совершенны,.

Эмпирическое исследование особенностей развития зрительного и целостного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Настоящее исследование проводилось на базе «ГБУСО КО реабилитационный центр для детей и подростков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование цветов для развития зрительного восприятия у дошкольников старшей группы на коррекционно-развивающих занятиях
Опубликовано: 18 июня 2019 в 15:48
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД