Получи документы

Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе ДОУ

Анна Бердникова
Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе ДОУ

Тема: «Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе ДОУ».

Бердникова Анна Владимировна

Бабич Светлана Геннадьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №67 «Буратино».

Я: Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

Публикация «Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе ДОУ» размещена в разделах

Мы попробовали самостоятельно изготовить дидактические пособия, которые отвечали необходимым нам характеристикам.

Характеристики, учитывающиеся при изготовлении пособий :

Размер (чтобы было видно всей группе детей на фронтальных занятиях);

Соответствие действительности (по внешнему описанию);

Эстетичность;

Безопасность использования;

Гигиеничность (возможность обработки от пыли и в период карантина);

Функциональность (применять не только на одном занятии, но и возможность комбинировать с другими пособиями);

Соответствие ФГОС ДО.

Анна: Для организации дидактической игры нами были разработаны и изготовлены различные пособия. Сегодня мы с вами рассмотрим варианты использования авторских дидактических игр и пособий в работе по автоматизации звуков и развитию связной речи.

И начнем мы с коррекции звукопроизношения (сопровождение презентацией с видео роликами).

Какой же путь проходит ребенок в освоении звука? (схема может несколько отличаться от учебника, но она живая и работает)

1. Звук (изолированное произношение);2. Слог; 3. Слово; 4. Фраза; 5. Предложение; 6. Стихотворение; 7. Пересказ; 8. Собственный рассказ.

Поставленный звук чаще всего не сразу используется ребенком в речи?

Это объясняется двумя основными факторами:

1. недостаточность развития произвольного внимания;

2. на каждом этапе идет увеличение количества процессов, на которые распределяется внимание ребенка.

Каждый новый этап плюс еще одна новая задача, а значит, на звуковую сторону остается все меньший процент внимания. Плюс мы все замечаем, что яркие эмоции ребенка дополнительно съедают большую часть его контроля. Поэтому так важна кропотливая работа на ранних этапах! И самой большой ошибкой специалиста будет это стараться побыстрее перейти к более высокому этапу, создать ощущение быстрой динамики. Но эта динамика будет иллюзорной.

Исходя из сказанного мы рассмотри 2 первых этапа. И основной их принцип – соединение произнесения с движением.

1. Быстрые игры. Экспресс-пособия и рисование. ВОЛШЕБСТВО!

. Вот был просто лист, взмах ножниц и это уже змея. Фантастика! Восторг обеспечен!

Помимо такого удивительного свойства и магического действия на детей, экспресс-игры имеют ряд неоспоримых преимуществ для нашей работы : меньше времени на подготовку к занятию, изготовление пособий, индивидуальность и разнообразие заданий, одноразовость, не так жалко, если ребенок испортит, не нужно много места, чтобы хранить, ребенок несет это домой и может закреплять материал на их основе, экономия для родителей.

Чем, на чем и зачем?

Рисовать мы можем карандашами, фломастерами, маркерами, мелками, мелом, кисточкой, роллерами, пальцем, палочкой, пластилином и т. д.

Нашим полем могут быть тактильные дорожки, бумага (простая, линованная, прописи, раскраски, тетради для творчества. Рисуем дорожки разной формы и параллельно не забываем свистеть/шипеть/рычать и т. д. Ребенку, в зависимости от его возможностей, предлагаем:

обвести пальцем/палочкой/карандашом нарисованную вами целую дорожку;

продолжить до конца листа/доски/подноса нарисованную при нем часть дорожки;

нарисовать самостоятельно дорожку.

Помним, что мы должны тренировать и длительный, и краткий вариант звука. Это упражнение идеально подходит для отработки обоих навыков. Ставим точку и произносим кратко звук. Рисуем линию – длительно.

Сюжетное рисование. Рисуем тучку и из нее дождик – пунктиром краткий звук, линией – длительный. Круг – линии лучики. Елка – точки шарики. А еще можно помогать герою и дорисовывать ему лесенки, ступеньки. Можно заполнять точками/галочками внутреннюю часть букв, фигур, силуэтов

Уверены, что он далеко не полный, и вы с легкостью его дополните своими креативными идеями

2. Одноразовые пособия это хорошо, но и без многоразовых никуда. Мы подготовили список готовых решений и идей для воплощения. И вот тут можно уже дать волю своей фантазии!

• Тактильные дорожки из фетра, из природного материала.

• трафареты для рисования - можно купить фигурные линейки или трафареты для развития графо-моторных навыков

• заламинированные/ вставленные в файл картинки с дорожками разной формы

Продолжаем соединять нашу речь с движениями! И мы расширяем их диапазон! От графомоторных действий мы переходим к более крупным движениям.

Мы рассмотрели упражнения для автоматизации звуков и слогов, но можно эти же приемы брать и для автоматизации слов в игровых, предметно-манипуляторных действиях!

Так же работая с дошкольниками, я столкнулась с проблемой подбора дидактических игр для фронтальных занятий. На организованной деятельности может присутствовать более двадцати детей, а пособия, как правило, рассчитаны на индивидуальную или подгрупповую (5-6 человек) работу. Также некоторые пособия не соответствуют действительности. Например, яблоко с глазками или груша розового цвета и т. д. Основная проблема - это размер демонстрируемого предмета.

Мы знаем, что дети лучше усваивают информацию через наглядно-образное мышление. Для этого в группах воспитатели работают с муляжами и по возможности с натуральными предметами (фрукты, овощи, листья, грибы и т. д.). Также используют демонстрационный материал, лото и дидактические игры. Чтобы привлечь внимание детей мне нужно было такое пособие, которое отличалось бы от используемого в группе.

Сначала учебного года мною были использованы дидактические пособия изготовленные своими руками:

«Сад-огород». Используя данное дидактическое пособие на занятиях, мы закрепляем дифференциацию овощей и фруктов.

«Вершки-корешки» Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки.

«Поварята» Здесь мы можем закрепить умение образовывать прилагательные от существительных.

«Что нашёл ёжик?» Это дидактическое пособие помогает правильно согласовывать имена существительные с числительными.

«Чей хвост?» Используя это дидактическое пособие мы закрепляем в речи детей употребление имён существительных и притяжательных прилагательных по теме.

«Кто, что ест?» Закрепить знания детей о том, чем питаются разные животные. Данное пособие можно расширить с помощью мнемоквадратов, которые помогут изменить имена существительные по падежам.

«Кто и где?» Для данного пособия мы изготовили фигурки животных и их домики. Это пособие служит для закрепления в речи детей составлять предложения с заданным предлогом и «селить» животное соответственно, также дифференциация предлогов и т. д.

Считаем, что этот опыт работы является трудоёмким, но и полезным, потому что все усилия оправдываются результативностью усвоения изучаемого материала.

Проанализировав опыт работы, мы пришли к выводу, что дидактическая игра повышает качество коррекционной работы логопеда с ребенком. Она позволяет сформировать на занятии эмоционально-положительный фон и повысить игровые навыки детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и элементов системы М. Монтессори в работе с детьми раннего возраста Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответствии.

Использование электронно-дидактических пособий в процессе формирования лексико-грамматических категорий речи Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения.

Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий «Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий» Познавательная активность, сформированная.

Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска муниципального образования.

Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Характерологические особенности.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в работе с детьми с ограниченными особенностями здоровья» Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста,.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению самодельных дидактических игр и пособий «Играем и развиваемся»Методическая разработка из опыта работы по изготовлению самодельных дидактических игр и пособий «Играем и развиваемся» Актуальность. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование дидактических игр и пособий «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование дидактических игр и пособий» Маленький ребенок познает окружающий мир через.

Сообщения из опыта работы «Использование дидактических игр и пособия из фетра в работе с детьми дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр и пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста» Преимущества дидактических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе ДОУ
Опубликовано: 6 июня 2018 в 17:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД