Лучший педагог года

«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2

юлия малькова
«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2

Игры, направленные на формирование фонематического восприятия

Упражнение №1.

Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чё тко произносит звукосочетания:

Баман паман банан банам; ваван даван баван ванан; альбом айбом аньбом авьбом; альпом альмом альном аблём; витамин митанин фитамин виталим; витанин митавин фитавин витаним; клетка къетка клетта тлетка; къекта квекта тлекта кветка.

Публикация «„Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова“ часть 2» размещена в разделах

Ребёнок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

Упражнение №2.

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак-бак-так, ток-тук-так, бык-бак-бок, дам-дом-дым, ком-дом-гном, моток-каток-поток, батон-бутон-бетон, будка-дудка-утка, нитка-ватка-ветка, клетка-плётка-плёнка, тыква-буква-будка.

Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

Упражнение №3.

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава-канава-какао-канава, ком-ком-кот-ком, утёнок-утёнок-утёнок-котёнок, будка-буква-будка-будка, винт-винт-бинт-винт, минута-монета-минута-минута, буфет-букет-буфет-буфет, билет-балет-балет-балет, дудка-будка-будка-будка.

Упражнение №4.

Из каждых четырёх названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных 3:

Мак-бак-так-банан, сом-ком-индюк-дом, лимон-вагон-кот-бутон, мак-бак-веник-рак, совок-гном-венок-каток, пятка-ватка-лимон-кадка, ветка-диван-клетка-сетка, каток-дом-моток-поток, и т. п.

Упражнение №5.

Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже четвё ртое:

Мак-дом-ветка (слова для сравнения : сетка, ком, бак, метка, клетка,

Совок-вагон-гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток,

Калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком).

При трудностях удержания в памяти трёх исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

Упражнение №6.

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Та-та-та, та-та-та, та-та-та; па-па-па, па-па-па, па-па-па; ка-ка-ка, ка-ка-ка, ка-ка-ка; фа-фа-фа, ва-ва-ва, ма-ма-ма; на-на-на, ба-ба-ба, га-га-га.

Упражнение №7.

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

Та-то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы, ва-ву-во; ну-ны-на, но-на-ну, да-ды-до, ду-ды-да; бо-ба-бы, бу-бо-ба, па-пу-по, ку-ко-ка. И т. п.

Упражнение №8.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

Та-ка-па, ка-на-па, фа-ха-ка, ба-да-га, ма-на-ва, па-ка-та, га-ба-да, ка-фа-ха, ва-ма-на и т. д.

То же с гласными О, У, Ы.

Упражнение №9.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога :

па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы, та-да, ка-га, фа-ва, са-за, ша-жа

(То же с гласными О, У, Ы, затем по три слога :

Па-ба-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, та-да-та, да-та-да, ка-га-ка, га-ка-га, ва-фа-ва, фа-ва-фа, са-за-са.

Упражнение №10.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твёрдости.

Па-пя, ма-мя, ва-вя, по-пё, мо-мё, во-вё, пу-пю, му-мю, ву-вю, пы-пи, мы-ми, вы-ви, та-тя, ба-бя, да-дя, фа-фя, то-тё, бо-бё, до-дё, фо-фё, ту-тю, бу-бю, ду-дю, фу-фю, ты-ти, бы-би, ды-ди, фы-фи.

Упражнение №11.

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

Па-тпа, та-пта, фа-тфа, та-фта, ма-кма, на-фна, на-пна, ка-фка, ка-тка, ка-пка, та-кта, на-кна

То же с гласными О, У, Ы.

Упражнение №12.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

Пта-пто-пту-пты, кта-кто-кту-кты, фта-фто-фту-фты, тпа-тпо-тпу-тпы, тма-тмо-тму-тмы, кна-кно-кну-кны, фка-фко-фку-фкы, пна-пно-пну-пны и т. п.

Упражнение №13.

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

Пта-тпа, пка-кпа, фпа-пфа, кта-тка, фка-кфа, гда-дга, фта-тфа, хта-тха, вба-бва.

Примечание. Упражнение на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создаёт базу для коррекции этого нарушения речи.

Используемая литература :

1. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 1 Муниципальное учреждение «Психолого-социальный центр системы образования «НАДЕЖДА». ПРИЛОЖЕНИЕ «Использование дидактических.

Использование дидактических игр в работе учителя-логопеда «Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда». Цель: Создать благоприятные условия, стимулирующие процесс коррекции.

Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в себе Консультация. Тема: «Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в.

Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в себе Консультация. Тема: «Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в.

Использование элементов нетрадиционного рисования в работе с детьми со сложной структурой дефекта Наиболее эффективными, на мой взгляд, в работе с детьми со сложной структурой дефекта являются нетрадиционные приемы рисования, которые.

Комплекс игр для автоматизации звука [С], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Сидят совы на суку»Комплекс игр для автоматизации звука [С], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Сидят совы на суку» Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: шипящих, соноров и свистящих (кроме автоматизируемого.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов и успешного овладения грамотой «Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов – залог успешного овладения грамотой детьми старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2
Опубликовано: 1 мая 2017 в 17:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД