Ирина Петровна Катанаенкова
Использование дидактических игр в формировании здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Публикация «Использование дидактических игр в формировании здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Для совершенствования воспитательно – образовательной работы педагогического коллектива по формированию представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать социально-педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ в ДОУ и семье;
2. Сформировать комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы работы;
3. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в данном направлении;
4. Разработать модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса и проверить её эффективность в процессе мониторинга.
Важным условием для реализации педагогической работы с дошкольниками является формирование в детском саду здоровьесберегаюшего пространства.
Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудованы детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.
Составной частью здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей «Растём здоровыми», «Неболей-ка», «Для вас, родители».
Система работы с детьми в нашем детском саду предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
На занятиях детям сообщаются новые сведения и закрепляются полученные представления. Закрепляются представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия строятся как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.
Режимные моменты используются для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
При организации прогулок предусматривается проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в тёплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются также дидактические и сюжетно-ролевые игры, которые используются как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Игры в дошкольной педагогике определяют как вид учебных мероприятий, организуемых в виде игр с наличием определённых правил, реализующих принципы активного игрового обучения и отличающихся как строгой структурой игровой деятельности, так и методами оценки действий участников игры.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берётся исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Игры влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств воспитания.
Существует несколько основных видов дидактических игр : словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры, при этом обязательными атрибутами любых дидактических игр являются обучающие и воспитывающие задачи, а также ряд игровых правил и действий. Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже имеющимися занятиями и уметь применять их на практике.
К консультации прилагаются дидактические игры, которые можно использовать на занятиях и в свободной деятельности. По таким типам, как:
- «Ребёнок и здоровье»
- «Полезные продукты»
- «Личная гигиена»
- «Витамины и здоровый организм»
- «Ребёнок на улицах города»
- «Опасные предметы»
- «Опасности вокруг нас».