МААМ-картинки

Использование художественного слова в краеведческой работе с детьми дошкольного возраста

Сементух Ольга
Использование художественного слова в краеведческой работе с детьми дошкольного возраста

Эпиграф:

«Прекрасный стих подобен смычку,

проводимому по звучным фибрам

нашего существа.»

А. Франс.

Одна из важных проблем нравственно – патриотической работы с дошкольниками - это воспитание любви к родному краю (своей маленькой родине, к его природе, людям, историческим местам. Ребенок должен осознавать свою принадлежность к тому месту, где он родился, где живет, где его окружает красивая природа.

Публикация «Использование художественного слова в краеведческой работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Уже с детского сада мы пытаемся рассказать детям о Забайкальском крае, о его достопримечательностях, о животном и растительном мире. Разработаны циклы занятий бесед идругих мероприятий по данному вопросу.

Очень большое значение в воспитании патриотических чувств детей, в восприятии ими материала по краеведению имеет поэтическое слово. Для этого используются произведение забайкальских поэтов М. Вишнякова, Г. Граубина, Г. Жаркова,Ю. Сучкова, Г. Головатого,Б. Макарова, Ю. Соловьева, В. Балдоржиева и др.

Поэзия помогает ребенку глубже понять красоту родного края, затрагивает потаенные струны его души.

Предлагаем вашему вниманию несколько разработок по разным темам, которые можно использовать при знакомстве дошкольников с родным краем.

Начинать знакомство можно с карты Забайкальского края, с красивых картинок, фотографий о природе, сопровождая показ слайдами и стихами:

1) «Забайкалье- это за Байкалом,

Это там, где сопки и тайга.

Это там, где снег по перевалам,

где зимой беснуется пурга…» Ю. Сучков.

2.) «Забайкалье. Резкие контрасты…

Даль лесов. И эта ширь степей.

Гор хребты отчетливо и ясно

Говорят о древности твоей…» Ю. Сучков.

3.) «Мое родное Забайкалье

Пленит суровой красотой!

Здесь реки в необъятной дали

Сияют лентой голубой.

К нам из Монголии соседней

Привет друзей несет Онон,

Питает он степные земли,

Даря прохладу своих волн.

Онон с Ингодою вливаются в Шилку,

А дальше- Аргунь свои воды несет

В великий Амур- животворную жилу,

Что плавно уходит на Дальний Восток.»(Авторское- Сементух О. В.)

Далее идет непосредственное знакомство с природой родного края.

Мы сотрудничаем с Даурским государственным заповедником. Сотрудники этого заповедника разрабатывают интересные презентации об обитателях этой жемчужины нашего края. Показ презентаций можно опять сопроводить поэтическим текстом. Особенно интересны детям «Загадки о таежках», придуманные нашими забайкальскими авторами:

1.) Не умеет брать в лукошко

Этот маленький таежка,

Эту ягоду и ту унесет с собой во рту.

На спине его –полоски,

Как полоски на матроске.

Всем по лесу –добрый друг,

Звать таежку….(бурундук).

2.)У таежки этой пестрой

Зуб и коготь очень острый,

Тонкий нюх, кошачья стать,

Смотрит, где б кого поймать,

По деревьям лезет ввысь…

Прячьтесь все! В засаде-(Рысь.)

3)Между скал,где тропок сети,

Ищуткорм таежки эти.

У них- острые копытца,

Чтоб с обрыва не свалиться.

От врага бегут к отстою,

Место тихое такое.

Им еще бы дать рога.

Эти звери-(Кабарга).

4.)Только в чистенькойводице

Обожаю я резвиться.

Мех красивый, дорогой,

Очень я горжусь собой.

А на лапках - перепонки,

Чтобы плавать я могла,

Задавакпорой,девчонок,

Называют в честь меня!

Рыбку очень я люблю,

Под водой её ловлю.

Редкий я, зверёк, каквидно!

Отгадайте, кто я (Выдра) (Авторское - Сементух О. В.)

Стихотворные строки обязательно помогут детям запомнить богатый мир Забайкалья, вызовут живой интерес к изучаемому материалу:

1.…Я нравы зверей,

их судьбу и повадки,

Прочту на снегу,

Как по школьной тетрадке…» Г. Граубин.

2)». Трень- брень,

По лесам

С кривоногим папой,

Ходит юный музыкант-

Мишка косолапый.» Г. Граубин.

3.) «В камышах сидела утка,

Белошейка, синегрудка,

Не пеганка и не гага,

Не крохаль, и не свиязь.

-Как тебя зовут, однако?-

Я спросил ее смеясь.

-Кря!-сказала утка сухо…

-Ква!- ответила лягуха (Кряква.) Г. Граубин.

При знакомстве детей с тайгой можно использовать такие строки

«Здесь сосны могучие тянутся к небу,

Внизу бурелом закрывает тропу.

Здесь переплетаются правда и небыль,

Даря свою жуткую красоту.

Вот метки свои на деревьях оставил

Хозяин тайги- косолапый медведь.

Тебя он не тронет, но все же подальше

Старайся уйти, чтоб беды не навлечь…

По кедрам снуют хлопотливые белки,

Им есть,чем заняться- шишек полно!

Запасы собрать для них - не безделка-

Орешки относят к бельчатам в дупло…»

Изучая красоту родного края, лесов Забайкалья, мы часто обращаемся к книге Г. Граубина «Четырехэтажная тайга». Но и эти главы можно украсить стихотворным текстом: «В лесу Забайкальском-

Море брусники!

Грибы можно просто косою косить!

Черника, моховка и голубика-

Все дарит нам лес-

Успевай уносить!»

Здесь уместно поговорить с детьми о том, что нужно беречь и защищать родную природу: не жечь костры в лесу, не разорять птичьи гнезда, не сорить у водоемов.

«Но только запасы природы не вечны,

Если, как варвар, идет человек.

Давайте же будем добры, человечны,

И всю красоту сохраним мы навек!»(Авторское).

После знакомства с природой, можно перейти к знакомству с городом,в котором живем. Сколько стихов и песен сложено о Чите!

1.) «Мне в Чите все улицы знакомы,

А дома, как добрые друзья!

Люди, работящие и скромные.

Город мой- любимая Чита!» Г. Кузнецов.

2.)«Я живу на самой длинной долготе:

в Забайкальском славном городе Чите…» Г. Граубин.

3.) «Есть город такой на планете-

Столица Даурской земли.

Желанною звездочкой светит

Он многим из дальней дали…»Ю. Курц.

3.)«На месте первого свиданья

Читы с прохладной Ингодой

Казачьи вольные преданья

Воспели город наш родной…» (Гимн Читы)

Город Чита имеет свою неповторимую историю, свой быт, свою культуру. О происхождении города, о легенде его основания детям можно рассказать простыми стихотворными строками:

«Казаки Петра Бекетова

Шли рекою Ингодой.

И не знали, и не ведали,

Что их ждет в дороге той.

Где-то быть должна заимка,

Поиск- просто маета…

Вдруг один казак воскликнул:

«Вон! Чита? Или не та?»

Казаки ответа ждут,

Атаман ответил:»Тут!»

Здесь, на берегу реки

Отдыхали казаки…

Всем потом нашлось здесь дело,

И работа закипела!

Избы строили, сараи.

Место Плотбищем назвали…»(Авторское-Сементух О. В.)

Педагоги прививают любовь к родному городу, обращаясь к стихам поэтов Забайкалья:

1.)Ласковый город с названье Чита.

Снег, да цветы на дорожке,

Плеск Ингоды у моста,

Ветка багула в окошке…М. Вишняков.

2.) У подножья Яблоневой гряды,

Облаченный в сопки и леса,

Город исторический стоит

С итальянским именем-Чита… Е. Карамзина.

3) Прямотою гордятся улицы,

И домами своими новыми.

Даже солнышко залюбуется

Свежевымытыми дорогами.

Все компактно в Чите, все рядышком,

Вас маршрутка домчит хоть куда!

И встречает Чита всех радостно,

Добротою своею горда… (Авторское- Сементух О. В.)

Так, небольшими поэтическими шажками, мы – педагоги приближаем детей к знаниям о своей малой Родине, прививаем любовь к своему краю, а значит- воспитываем настоящих граждан своей большой страны.

«Когда над сопками Манчжурии

Покажет небо полосу,

Родная степь моей Даурии

Пьет жадно первую росу…» М. Балдоржиев.

«Так цвети же ЧИТА –красавица!

Становись новее и краше!

Всем ты статью своею нравишься-

Забайкалья столица наша!»(Авторское - Сементух О. В.)

Творческих вам успехов, дорогие педагоги!

ЛИТЕРАТУРА:

1) «Забайкалье, мое Забайкалье.» Э. А. Максименя.

2)Сборник «Стихи Забайкальских поэтов». Ч. 2001Г

3)Г. Граубин. «Наша малая Родина.» Ч. 2008г

4) «Родное Забайкалье» .О. Корсун.

5.) Авторские стихи воспитателя детского сада № 10 Сементух. О. В.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Авторские стихи о родном крае Сементух О. В.

Ингода

Выйду к речке тропинкою узкой

И поближе к воде подойду

С Ингодою, рекою Даурской,

Разговор по душам поведу.

Родилась Ингода в Забайкалье,

По просторам ты вольно течешь.

Много песен хороших ты знаешь,

Далеко их с собою несешь.

По тайге, где багульник склонился,

Своей розовой дымкой маня.

Где гуран к водопою спустился,

Ты течешь, плавно волны гоня.

Знаешь ты про леса и долины,

Про людей, что давно здесь живут.

Ведь не зря тебя доброй и милой

Голубой Ингодою зовут.

Нет, не зря тебя гордой и сильной,

Славной нашей рекою зовут!

***

Ой, сегодня вдруг легко

Песня сочинилась!

Полетела высоко,

Дождиком умылась!

Я хочу ее поймать,

А она смеется:

"Не лови, ведь в вышине

Сладко так поётся!"

Что ж - лети,

Лети и пой

Над застывшею землей!

Пусть высОко от земли

Подпевают журавли!

***

Снова слышу я звон колокольный,

В церковь бабки идут в платках.

Задержался мой взгляд невольно

На церковных колоколах.

Кто придумал тот колокол вечный,

Что зовет ближе к богу людей,

Этот голос тугой, бесконечный,

Прикрываемый тенью церквей?

Почему-то на сердце спокойно,

И душа чем-то теплым полна…

Когда слышится звон колокольный,

Ощущаю, что я не одна…

***

Скоро май, пока - мороз и ветер,

Небо - в серых клочьях облаков.

Кажется, что никогда на свете

Не было ни солнца, ни цветов.

Ветер гонит прошлогодний мусор,

Что под снегом зиму пролежал…

На душе противно так и пусто,

И чего-то безотчетно жаль.

Все в природе хрупко и непрочно,

Долго пробуждается от сна…

Надоела, вЕтрами всклокоченная,

Эта Забайкальская весна…

***

Снова осень гуляет по скверу,

Золотою листвою шурша.

Солнце – блеклое, словно от скверны

Очищается чья-то душа.

Небо вновь непонятного цвета:

То блеснет, то линяет опять,

Словно нежное слово привета,

От ушедшего теплого лета,

Хочет стылой земле передать…

Грустно думать, что кончилось лето,

Пролетели жара и покой…

Так смывается с крепкого тела

С мыльной пеной загар золотой.

***

***

Мое родное Забайкалье

Мое родное Забайкалье

Зовет суровой красотой:

Здесь реки в необъятной дали

Сияют лентой голубой.

К нам из Монголии соседней

Привет друзей несет Онон,

Питает он степные земли,

Даря прохладу своих волн.

Онон с Ингодою вливаются в Шилку,

А дальше - Аргунь свои воды несет.

В великий Амур - животворную жилу,

Что плавно уходит на Дальный Восток.

Просторы у нас необъятны, красивы,

Не быстро пройдешь от села до села:

То тянутся долго бескрайние нивы,

То степи дурманят, травой шелестя.

А там на пригорок вдруг выскочит суслик,

Да заяц - русак встрепенется в кустах,

Дрожа от испуга в огромных глазах,

Увидев, как коршун парит в небесах.

Но вот проезжаешь ты степи просторные

И темной стеною тайга пред тобой.

Но, если боишься ты, если ты робок,

Не стоит такому встречаться с тайгой.

Там тропы нехожены, версты немерены,

Там кедры о чем- то тревожно шумят,

Уйди, боязливый, уйди неуверенный,

Не то запугают, к себе заманят!

Здесь сосны могучие тянутся к небу,

Внизу бурелом закрывает тропу.

Здесь переплетаются правда и небыль,

Даря свою жуткую красоту.

Вот метки свои на деревьях оставил

Хозяин тайги - косолапый медведь,

Тебя он не тронет, но все – же подальше

Старайся уйти, чтоб беды не навлечь.

По кедрам снуют хлопотливые белки,

Им есть чем заняться, шишек полно,

Они занимаются не безделкой -

Орешки относят к бельчатам в дупло.

Здесь лисы и волки, здесь соболь красавец

Свободно и вольно веками живут

Вот только охотники могут нагрянуть:

Пальнут, обдерут, увезут, продадут.

Что же, это, ведь, тоже закон природы:

Сильнейший за слабым по следу идет.

Вот только в тайге уж так много народа,

Что скоро зверушек никто не найдет.

В лесу Забайкальском - море брусники,

Грибы можно прямо косою косить,

Черника, моховка и голубика -

Все дарит нам лес, успевай уносить!

Но только запасы природы не вечны,

Если как варвар идет человек!

Давайте же будем добры, человечны

И все, что в лесах сохраним мы навек!

***

Моя Чита

Среди гор невысоких раскинулась

Дорогая моя Чита,

С каждым годом растет и ширится,

Каждый день молодеет она.

Город сказочный, в песнях воспетый,

Как к тебе равнодушным быть,

Как к тебе не тянуться сердцем,

Как тебя не жалеть, не любить.

Твои улочки, как по струночке,

Так прямехонько пролегли,

Никогда никто не заблудится,

Куда б ноги не завели.

Так цвети же Чита - красавица!

Становись моложе и краше,

Всем ты статью своею нравишься,

Забайкалья столица наша!

***

Сказание о Чите

Казаки Петра Бекетова

Шли рекою Ингодой,

И не знали и не ведали,

Что их ждет

в дороге той.

Где - то быть должна заимка;

Поиск - просто маета.

Вдруг один казак воскликнул:

«Вон! Чи та? Или не та?»

Казаки ответа ждут,

Атаман вгляделся: «Тут!»

Здесь на берегу реки

Отдыхали казаки.

Всем потом нашлось здесь дело,

И работа закипела!

Избы строили, сараи;

Место Плотбищем назвали.

Шесть избенок с русской печкой

Омывала Чита - речка.

Банька, стойла для коней,

Дом казенный без сеней.

Время шло: за годом год

Прибывал сюда народ.

Пролетело много лет:

Плотбища в помине нет.

И совсем в недолгий срок

Здесь возник большой острог.

Каторжан сюда ссылали,

Поселенье укрепляли.

Годы смуты не прошли

Даром для острога:

Декабристов привели

Каторги дороги.

Много сделали они:

Строили, лечили,

Просвещенье принесли

И детей учили.

Благодарна им Чита,

Что известной стала,

Что домами расцвела,

Церквями сияла.

Годы шли. Чита цвела –

Люди прибывали.

И однажды наверху

Вдруг указ издали:

«Поселению «Чита»

Быть здесь главным городом!

Будет герб свой, флаг, казна,

Заведений много!»

Снова годы замелькали,

В стране флаг и герб меняли;

Все менялось! И Чита

Стала уж совсем не та!

Новостройками украсилась Чита:

Посмотри вокруг - какая красота!

Багулом сопки расцветают -

Наш город юбилей встречает

Принимай, Чита, подарки от друзей,

И встречай, Чита, достойно юбилей!

***

Моя Чита

Городок между сопок раскинулся

Не велик городок и не мал.

Ничего здесь не видел красивого,

Тот, кто поездом проезжал.

Просто мимо мелькали домики,

И пылили дороги вовсю.

Люди маленькие, как гномики,

Умножали собой суету.

Городов таких по России

Очень много в пути промелькнет,

И подумаешь: "Что в них красивого?"

Глядя просто в вагона окно.

Как другие встречает путников,

Как в других городах суета,

Наша маленькая, уютная

И такая родная - Чита!

Храм большой на Вокзальной

площади

Куполами сверкает радостно.

Тополя большими ладошками

Шелестят спокойно и сладостно.

Словно в город свой приглашают

Погулять по тенистым улочкам,

Выпить чашку горячего чая,

Посидеть на скамье в переулочке.

Прямотою гордятся улицы,

И домами своими новыми.

Даже солнышко залюбуется

Свежевымытыми дорогами.

Все компактно в Чите, все рядышком,

Вас маршрутка домчит хоть куда!

И встречает Чита всех радостно,

Не обидит вас никогда!

Люди здесь с широкой душою:

Приютят, помогут, поддержат,

Не кичатся своей добротою,

Забайкальский характер держат.

Наши площади, парки и скверики

Позовут вас прохладой манящей,

И в тени низкорослых деревьев

Вам откроют родник настоящий.

А вокруг Читы сопки - розовые!

Вас одарит багул своим заревом.

А в кудрявых рощах березовых

На полянках - ургуй мягким маревом.

Поднимается выше и выше,

Город славный - столица края.

Он живет, хорошеет и дышит!

Лучше города я не знаю!

Публикации по теме:

Использование музыкальной терапии в работе с детьми дошкольного возраста Термин «Музыкальная терапия» переводится как лечение при помощи музыки. Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных.

Использование сказки в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста В «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина есть слова, в которых заключается глубокий смысл и значение сказок: «Сказка – ложь, да в ней.

Использование чистоговорок в работе с детьми дошкольного возраста Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Основной целью.

Использование дидактических игр на учебно-опытническом в эколого-краеведческой работе с дошкольникамиИспользование дидактических игр на учебно-опытническом в эколого-краеведческой работе с дошкольниками Экологическое образование дошкольников направлено на формирование экологической культуры: системы научных знаний, убеждений, взглядов, обеспечивающих.

Использование художественного слова в подвижных играх Использование художественного слова в проведении подвижных игр. Составитель: Инструктор по физической культуре – Кузнецова Галина Юрьевна.

Использование интерактивных форм в работе с детьми дошкольного возраста. Новые требования к дошкольному воспитанию (ФГОСДО, «современные» дети) вносят свои коррективы и заставляют нас педагогов, находить новые.

Использование игрушек в работе с детьми младшего дошкольного возраста Уже с древних времен люди осознавали необходимость игрушек для развития ребенка. Сначала они были миниатюрными копиями реальных предметов.

Конспект «Использование художественного слова в организации совместной деятельности педагога с детьми на прогулке» Подготовка к прогулке. Организационный момент. Читаю детям стих: Встало солнце утром рано И на небе засняло Ждет ребяток у ворот На прогулку.

Мастер-класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова Мастер- класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова (на примере произведения.

Работа по самообразованию «Адаптация детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова». Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в воспитательном процессе. Задачи.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование художественного слова в краеведческой работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2019 в 10:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД