Наталья Чуклина
Использование художественных произведений в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
В статье рассмотрены основные подходы к понятию «культура поведения». Описываются особенности проявления культуры поведения детей в старшем дошкольном возрасте. Определена роль и значение художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие художественной литературы, дана характеристика произведений детской литературы.
Публикация «Использование художественных произведений в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: культура общения, культура поведение, художественная литература, нравственное воспитание.
«Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Поэтому очень важно научить ребёнка во всём и везде уважать общество и каждого члена этого общества, относиться к людям так же как он относится к самому себе, и чтобы другие относились к нему так же. Приходится отметить тот факт, что не многие воспитатели и родители уделяют должное внимание воспитанию у дошкольников навыков культуры поведения».
На наш взгляд, проблема воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста стоит не на последнем месте, потому что культура человечных отношений, общение людей друг с другом играют немаловажную роль в жизни. Когда ребёнок научится культурно общаться со знакомыми, близкими, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми. Целесообразно полагать, что, прививая ребёнку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие всего общества. А. С. Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить». С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, правильно относиться к другим людям и к себе самому. С каждым годом кругозор детей значительно расширяется, растет интерес к окружающей жизни. Дети хотят знать о многом, и на помощь должна прийти хорошая книга.
Художественная литература — это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребенка. В искусстве и особенно в художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. В этом преимущество литературы как средства воспитания культуры поведения.
Чтение ребенку художественной литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней жизни, эмоционально обогащать, будить человечность. Растя его на лучших образцах художественной литературы, мы проецируем ребенку духовно богатую жизнь. Нравственные начала в художественной литературе не преподносятся в готовом виде. Они индуктируются в детской душе и закрепляются в его эмоциональной памяти. Писатель если он подлинный художник, он вовлекает дошкольника в жизненные ситуации и во взаимоотношения людей, предоставляя ему самому разобраться, что его радует и что огорчает, что заставляет восхищаться, и что негодовать, что следует беречь и что подлежит отрицанию, что волнует, что вызывает симпатии и антипатии. Здесь, в борении чувств, и происходит выработка личностных качеств ума и сердца, обогащение себя духовным опытом человечества, сконцентрированного в литературе.
Под влиянием возвышающего воздействия художественного слова ребенок приходит к определенным выводам сам. Каждая полноценная в художественном отношении книга — это кусок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту. Она открывает возможность пережить не пережитое, занять собственную позицию, сделать выбор принять решение. Литература способна внешние по отношению к детям социальные нормы поведения превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце. Вывод, добытый через сопереживание и собственную мысль, может стать убеждением, войти «в плоть и кровь» и «незаметно руководить» человеком.
Каковы же принципы воспитательного воздействия книги на детей разного возраста? Они базируются на наличии в детском возрасте определенных психофизиологических этапов. При формировании круга чтения каждого ребенка необходимо учитывать его возраст, диктующий форму и содержание восприятия детьми печатного слова.
В дошкольном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример — такова реакция многих читающих детей на полноценное художественное произведение, где представлен яркий, незабываемый, нравственно позитивный характер героя.
В воспитательных возможностях литературы особая роль принадлежит отрицательным персонажам. На первый взгляд кажется, что они действуют на читателя негативно. Некоторые сомневаются в их необходимости, полагая, что ребенок будет им подражать. На самом деле, как это ни парадоксально, они, если созданы большим талантом, действуют положительно. Ведь читатель не пассивно воспринимает персонаж, как некую данность, он внутренне протестует против нарушителей законов нравственности. Неприятие отрицательного персонажа и определяет итоговый, положительный эффект чтения.
В детской литературе «нелюбимые» герои, такие, как Карабас Барабас или Бармалей, Баба Яга, тем и воспитывают ребенка, что их не любят, что их отторгают дети. Великий французский сказочник Шарль Перро говорил: «Как бы ни были причудливы и фантастичны различные эпизоды сказок, несомненно, все они возбуждают в детях желание походить на тех, которые достигают счастья, и вместе с тем боязнь навлечь на себя несчастья, какие настигают злых за их пороки». Не всякая книга и не всякие персонажи способны наполнить читателя высокими и прекрасными впечатлениями. Этой способностью наделено лишь истинное искусство. Разные по художественному уровню произведения влияют на читающего ребенка по-разному. Книга бесталанная и талантливая по-разному живут в его сознании. Первая забывается быстро, другая способна жить в сознании и напоминать о себе всю жизнь, то укором совести, то предостережением, то моральной поддержкой. Но не всякая бесталанная книга безобидна.
В наше время расцвела так называемая «массовая литература», несущая в себе пропаганду насилия, страха, принижения традиционных ценностей. Эта литература в силу ее привлекательности и массовости обладает внушающей способностью унизить сознание ребенка, рождать в нем подозрительность, агрессивные наклонности. Если ограничить репертуар чтения ребенку такой литературой, ребенок незаметно для самого себя начинает считать нормой человеческих отношений безнравственность, жестокость, стяжательство, равнодушие к чужим страданиям. Несомненно, что одна книга, какой бы талантливой она ни была, не воспитает в ребенке нравственных убеждений. Для выработки «динамического стереотипа» в образе мыслей и установок нужна подборка книг определенной направленности и художественного совершенства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области художественно – эстетическое развитие есть раздел «Приобщение детей к художественной литературе». Он направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.
Когда дети пережили рубеж трехлетнего возраста, уже полностью сформировались как личность, их словарный запас достаточно разнообразен. Дети легко вступают в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети переходят из пассивного слушателя в активного участника, переживающего за героев литературных произведений, высказывающего свое собственное мнение, суждение. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает детям уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Слушая рассказ или сказку, они живут жизнью героев, как будто сами становятся участником этих событий, сочувствуют положительному герою и осуждают зло. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, выразительность языка очень нравятся детям. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают сказки, народные песенки, стихи и потешки.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости.
Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает детям понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетическое представление. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова[5], художественное слово захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии. Книга учит быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности.
Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие стихи и сказки, живет вместе с героями книг, сочувствует одним, и по-детски осуждает других. Под влиянием книг, пособий, разнообразных художественных дидактических игр, занятий со взрослыми возникает детская художественно-речевая деятельность, то есть деятельность, связанная с восприятием художественных произведений, исполнением их, а также с начальными формами словесного творчества. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно выражать свое отношение к содержанию, к персонажам. У ребенка развивается поэтический слух, то есть способность замечать изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, умение объяснить их необходимость в данном жанре. Появляются устойчивые предпочтения жанру литературных произведений, конкретному виду художественно речевой деятельности, одни больше любят слушать стихотворения и читать их наизусть, другие – сказки. Развиваются художественно-творческие способности : дети сами придумывают загадки, сочиняют сказки, стихи.
Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова.
Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах.
В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача родителей. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.
Каковы же критерии отбора книг для чтения? Детская художественная литература, так же как и литература для взрослых, - искусство слова. Специфика ее в единстве словесного искусства с требованиями педагогики. Для того чтобы книга могла стать средством познания действительности, воздействовать на чувства ребенка, вызвать сопереживание с героями, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям, должна быть художественной по содержанию и форме, то есть представлять единство познавательного и художественного элемента.
Книга заинтересует ребенка, обогатит его, если содержание ее раскрывается не в абстрактной, умозрительной манере, а в ярких, зримых образах; события, характеры, действия героев изображаются динамично. Только та книга, в которой педагогические задачи ставятся не дидактично, а воздействуют на воображение ребенка живыми образами, художественным словом, открывает ему мир и учит жить в этом мире. Занимательность – одно из основных требований, предъявляемых к детской книге. Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему, осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми.
В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей спецификации они оказывают эмоциональное, воспитательное воздействие.
В умственном и нравственном развитии детей большую роль играют русские народные сказки, они воспитывают любовь к Родине, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни, например сказки «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк», «Хаврошечка», «Лиса и заяц» и др.
Рассказы В. Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране.
Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как : М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-варюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка» и др.
В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?».
Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается. Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка»; Е. Пермяк «Первая рыбка»; В. Осеевой «Сыновья».
Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда — рассказы Н. Носова «Огурцы»; В. Осеевой «Почему»; К. Ушинского «Играющие собаки».
Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Б. Житкова «На льдине», помогут понять свою зависимость от окружающих людей. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.
Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают образное мышление, творческое воображение, обогащают его речь.
В старшем дошкольном возрасте, как и на протяжении всего дошкольного возраста, у детей продолжают складываться этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Ребенок соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.
Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В. И. Логиновой/. – М. : Просвещение, 1992.- 62 с.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений». М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.
3. Космачева, М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / М. Н. Космачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 91-93.
4. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : Книга для воспитателя детского сада. / С. В. Петерин – М. : Просвещение, - 1986. – 96с.
5. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 96.