Наталья Сейбель
Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание.
Цель: познакомить родителей с этапами развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста в форме игровых упражнений.
Что такое фонема? Это звук. А фонетика? Фонетика – изучает звуки речи и звуковое строение языка. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетика - фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие ее компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов.
Публикация «Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной. Ведь своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (и не только) должно проводиться в форме игровых упражнений. Так как основной вид их деятельности – это игра.
Этапы работы над развитием фонематических процессов :
1. Узнавание неречевых звуков (учим детей, вслушиваться в окружающий мир)
Цель: вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.
Игра «Отгадай, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания.
Предлагается прослушать какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан и т. д.) Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
Игра «Кто это?»
Цель: развитие слухового внимания.
Ребенку предлагается поиграть с голосами животных и птиц.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.
Цель: Развитие умения различать высоту, силу и тембр голоса.
Игра «Кто позвал?»
Цель: развитие речевого слуха.
Ребенку предлагается отвернуться и узнать по голосу (по высоте, тембру, силе) кто его позвал и откуда.
Игра «Горячо - холодно»
Цель: ориентировка в пространстве с помощью слухового внимания.
Прячется конфетка и с помощью слов горячо и холодно (говорить необходимо с разной интонацией) ребенку предлагается найти конфетку.
Здесь используется еще и стимул (конфетка, как прием.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
Цель: научить детей различать слова близкие по звуковому составу.
Игра: «Часы»
Цель: развивать умение различать слова близкие по звуковому составу (слова - квазиомонимы)
Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.
Например: зуб-суп, бочка-почка, бак-мак, дочка-ночка, мел-мель, круг-крюк, точка-кочка, салат-халат, ель-гель, марка-майка.
4. Дифференциация слогов, дифференциация фонем (звуков);
Цель: развитие слоговой структуры слова.
Игра: «Добавь слог»
Цель: развитие речевого слуха.
Ребенку предлагается добавить слог ши-ши-ши- наши дети хоро-ши
са-са-са- вот летит о-са
сы-сы-са-длинная ко-са
зы-зы-зы-красивые ро-зы
5. Развитие фонематического восприятия.
Цель: формирование фонематических процессов у детей.
Игра: «Магазин»
Цель: учим детей, различать звуки на слух, близкие по своим акустическим признакам шипящие - свистящие и др.
Предлагается купить в магазине игрушки или продукты с картинкой, в названии которой слышим звук «С» (возможны другие звуки)
Игра: «Домики»
Цель: дифференцировать звуки на слух по твердости – мягкости.
Расселить в домики с разными крышами картинки с предметами на звуки
«З» и «Зь».
Игра: «Колокольчик»
Цель: дифференцировать звуки на слух по звонкости и глухости.
Положить колокольчик под первый звук на картинке, если он звенит, т. е. звонкий.
Игра: «Жук и змейка»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Предлагается определить какой первый звук в слове ЖУК и ЗМЕЙКА и собрать картинки со звуком Ж - жуку, а со звуком З - змейке.
6. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Цель: научить детей выделять определенный звук из ряда других звуков на фоне слога, слова; определять количество и последовательность звуков в слове.
Игра: «Звуковая дорожка»
Цель: определить место звука в слове.
Предлагается «звуковая дорожка», ребенку надо поставить картинку на начало, середину или конец этой дорожки.
Игра: «Бросай кубик»
Цель: развитие фонематического анализа (количественного)
Ребенок бросает кубик, какая цифра выпадет на кубике столько звуков и должно быть в слове. Надо подобрать соответствующую количеству звуков картинку.
Игра «Ракета с картинками»
Цель: развивать умение детей объединять отдельные звуки в слова.
Предлагается назвать первый звук каждой картинки в ракете и отгадать слово по этим звукам.
Игра «Помоги животным»
Цель: обучение делению слов на слоги.
Необходимо расселить животных по вагонам. Поезд с вагонами, в которых по 2 окна (2слога, по 3 окна(3 слога).
7. Развитие фонематических представлений.
-назвать слова с заданным звуком «С» в середине слова;
-назвать какой он по счету в названном слове;
-назвать какой звук следует за ним;
-назвать только гласные звуки в названном слове;
-назвать сколько всего звуков в данном слове.
Таким образом, играя с ребенком дома в эти игры, идет развитие не только фонематических процессов и коррекция звукопроизношения, но и развитие всех психических процессов.