Получи документы

Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня

Наталья Сейбель
Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня

Родительское собрание.

Цель: познакомить родителей с этапами развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста в форме игровых упражнений.

Что такое фонема? Это звук. А фонетика? Фонетика – изучает звуки речи и звуковое строение языка. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетика - фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие ее компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов.

Публикация «Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня» размещена в разделах

Коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной. Ведь своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (и не только) должно проводиться в форме игровых упражнений. Так как основной вид их деятельности – это игра.

Этапы работы над развитием фонематических процессов :

1. Узнавание неречевых звуков (учим детей, вслушиваться в окружающий мир)

Цель: вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.

Игра «Отгадай, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания.

Предлагается прослушать какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан и т. д.) Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Игра «Кто это?»

Цель: развитие слухового внимания.

Ребенку предлагается поиграть с голосами животных и птиц.

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Цель: Развитие умения различать высоту, силу и тембр голоса.

Игра «Кто позвал?»

Цель: развитие речевого слуха.

Ребенку предлагается отвернуться и узнать по голосу (по высоте, тембру, силе) кто его позвал и откуда.

Игра «Горячо - холодно»

Цель: ориентировка в пространстве с помощью слухового внимания.

Прячется конфетка и с помощью слов горячо и холодно (говорить необходимо с разной интонацией) ребенку предлагается найти конфетку.

Здесь используется еще и стимул (конфетка, как прием.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

Цель: научить детей различать слова близкие по звуковому составу.

Игра: «Часы»

Цель: развивать умение различать слова близкие по звуковому составу (слова - квазиомонимы)

Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.

Например: зуб-суп, бочка-почка, бак-мак, дочка-ночка, мел-мель, круг-крюк, точка-кочка, салат-халат, ель-гель, марка-майка.

4. Дифференциация слогов, дифференциация фонем (звуков);

Цель: развитие слоговой структуры слова.

Игра: «Добавь слог»

Цель: развитие речевого слуха.

Ребенку предлагается добавить слог ши-ши-ши- наши дети хоро-ши

са-са-са- вот летит о-са

сы-сы-са-длинная ко-са

зы-зы-зы-красивые ро-зы

5. Развитие фонематического восприятия.

Цель: формирование фонематических процессов у детей.

Игра: «Магазин»

Цель: учим детей, различать звуки на слух, близкие по своим акустическим признакам шипящие - свистящие и др.

Предлагается купить в магазине игрушки или продукты с картинкой, в названии которой слышим звук «С» (возможны другие звуки)

Игра: «Домики»

Цель: дифференцировать звуки на слух по твердости – мягкости.

Расселить в домики с разными крышами картинки с предметами на звуки

«З» и «Зь».

Игра: «Колокольчик»

Цель: дифференцировать звуки на слух по звонкости и глухости.

Положить колокольчик под первый звук на картинке, если он звенит, т. е. звонкий.

Игра: «Жук и змейка»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Предлагается определить какой первый звук в слове ЖУК и ЗМЕЙКА и собрать картинки со звуком Ж - жуку, а со звуком З - змейке.

6. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Цель: научить детей выделять определенный звук из ряда других звуков на фоне слога, слова; определять количество и последовательность звуков в слове.

Игра: «Звуковая дорожка»

Цель: определить место звука в слове.

Предлагается «звуковая дорожка», ребенку надо поставить картинку на начало, середину или конец этой дорожки.

Игра: «Бросай кубик»

Цель: развитие фонематического анализа (количественного)

Ребенок бросает кубик, какая цифра выпадет на кубике столько звуков и должно быть в слове. Надо подобрать соответствующую количеству звуков картинку.

Игра «Ракета с картинками»

Цель: развивать умение детей объединять отдельные звуки в слова.

Предлагается назвать первый звук каждой картинки в ракете и отгадать слово по этим звукам.

Игра «Помоги животным»

Цель: обучение делению слов на слоги.

Необходимо расселить животных по вагонам. Поезд с вагонами, в которых по 2 окна (2слога, по 3 окна(3 слога).

7. Развитие фонематических представлений.

Игры с мячом:

-назвать слова с заданным звуком «С» в середине слова;

-назвать какой он по счету в названном слове;

-назвать какой звук следует за ним;

-назвать только гласные звуки в названном слове;

-назвать сколько всего звуков в данном слове.

Таким образом, играя с ребенком дома в эти игры, идет развитие не только фонематических процессов и коррекция звукопроизношения, но и развитие всех психических процессов.

Публикации по теме:

«Отправь поезд» — дидактическая игра на развитие фонематических процессов«Отправь поезд» — дидактическая игра на развитие фонематических процессов Эту игру я использую в работе над звукопроизношением (автоматизация звуков в словах и фразах, над фонематическими процессами (определение.

Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа). Тема «Дифференциация звуков.

Игры для развития фонематических процессов.Игры для развития фонематических процессов. Игра "Починим телевизор". Цель: развитие навыков фонематического синтеза. Оборудование: заламинированный макет телевизора, "экран" которого.

Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Цели: -Раскрыть роль фонематических процессов.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего №15 Светлячок» Бугульминского муниципального.

Концептуальное изложение. Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников Мы не врачи и не геологи, но сожалений горьких нет. Мы — логопеды, дефектологи коррекционный шлем привет! Мы с дошколятами работаем, им.

План работы по самообразованию «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста» 2014–2016 учебный год Память- это основа психической жизни, основа нашего сознания. С каждым годом жизнь требует от нас, взрослых чего-то нового, а также и от.

Развитие фонематических процессов у дошкольников Развитие фонематических процессов у дошкольников. Речевой слух – это способность улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка,.

Проект «Развитие мыслительных процессов посредством LEGO-конструирования у детей дошкольного возраста» Проект «Развитие мыслительных процессов через LEGO конструирование у детей дошкольного возраста» Вид проекта: творческий, долгосрочный.

Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Тема: «Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». Цель: развитие связной речи дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня
Опубликовано: 19 июня 2016 в 15:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД