Приложение МААМ

Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня

Наталья Сейбель
Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание.

Цель: познакомить родителей с этапами развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста в форме игровых упражнений.

Что такое фонема? Это звук. А фонетика? Фонетика – изучает звуки речи и звуковое строение языка. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетика - фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие ее компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов.

Публикация «Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня» размещена в разделах

Коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной. Ведь своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (и не только) должно проводиться в форме игровых упражнений. Так как основной вид их деятельности – это игра.

Этапы работы над развитием фонематических процессов :

1. Узнавание неречевых звуков (учим детей, вслушиваться в окружающий мир)

Цель: вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.

Игра «Отгадай, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания.

Предлагается прослушать какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан и т. д.) Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Игра «Кто это?»

Цель: развитие слухового внимания.

Ребенку предлагается поиграть с голосами животных и птиц.

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Цель: Развитие умения различать высоту, силу и тембр голоса.

Игра «Кто позвал?»

Цель: развитие речевого слуха.

Ребенку предлагается отвернуться и узнать по голосу (по высоте, тембру, силе) кто его позвал и откуда.

Игра «Горячо - холодно»

Цель: ориентировка в пространстве с помощью слухового внимания.

Прячется конфетка и с помощью слов горячо и холодно (говорить необходимо с разной интонацией) ребенку предлагается найти конфетку.

Здесь используется еще и стимул (конфетка, как прием.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

Цель: научить детей различать слова близкие по звуковому составу.

Игра: «Часы»

Цель: развивать умение различать слова близкие по звуковому составу (слова - квазиомонимы)

Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.

Например: зуб-суп, бочка-почка, бак-мак, дочка-ночка, мел-мель, круг-крюк, точка-кочка, салат-халат, ель-гель, марка-майка.

4. Дифференциация слогов, дифференциация фонем (звуков);

Цель: развитие слоговой структуры слова.

Игра: «Добавь слог»

Цель: развитие речевого слуха.

Ребенку предлагается добавить слог ши-ши-ши- наши дети хоро-ши

са-са-са- вот летит о-са

сы-сы-са-длинная ко-са

зы-зы-зы-красивые ро-зы

5. Развитие фонематического восприятия.

Цель: формирование фонематических процессов у детей.

Игра: «Магазин»

Цель: учим детей, различать звуки на слух, близкие по своим акустическим признакам шипящие - свистящие и др.

Предлагается купить в магазине игрушки или продукты с картинкой, в названии которой слышим звук «С» (возможны другие звуки)

Игра: «Домики»

Цель: дифференцировать звуки на слух по твердости – мягкости.

Расселить в домики с разными крышами картинки с предметами на звуки

«З» и «Зь».

Игра: «Колокольчик»

Цель: дифференцировать звуки на слух по звонкости и глухости.

Положить колокольчик под первый звук на картинке, если он звенит, т. е. звонкий.

Игра: «Жук и змейка»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Предлагается определить какой первый звук в слове ЖУК и ЗМЕЙКА и собрать картинки со звуком Ж - жуку, а со звуком З - змейке.

6. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Цель: научить детей выделять определенный звук из ряда других звуков на фоне слога, слова; определять количество и последовательность звуков в слове.

Игра: «Звуковая дорожка»

Цель: определить место звука в слове.

Предлагается «звуковая дорожка», ребенку надо поставить картинку на начало, середину или конец этой дорожки.

Игра: «Бросай кубик»

Цель: развитие фонематического анализа (количественного)

Ребенок бросает кубик, какая цифра выпадет на кубике столько звуков и должно быть в слове. Надо подобрать соответствующую количеству звуков картинку.

Игра «Ракета с картинками»

Цель: развивать умение детей объединять отдельные звуки в слова.

Предлагается назвать первый звук каждой картинки в ракете и отгадать слово по этим звукам.

Игра «Помоги животным»

Цель: обучение делению слов на слоги.

Необходимо расселить животных по вагонам. Поезд с вагонами, в которых по 2 окна (2слога, по 3 окна(3 слога).

7. Развитие фонематических представлений.

Игры с мячом:

-назвать слова с заданным звуком «С» в середине слова;

-назвать какой он по счету в названном слове;

-назвать какой звук следует за ним;

-назвать только гласные звуки в названном слове;

-назвать сколько всего звуков в данном слове.

Таким образом, играя с ребенком дома в эти игры, идет развитие не только фонематических процессов и коррекция звукопроизношения, но и развитие всех психических процессов.

Публикации по теме:

«Отправь поезд» — дидактическая игра на развитие фонематических процессов«Отправь поезд» — дидактическая игра на развитие фонематических процессов Эту игру я использую в работе над звукопроизношением (автоматизация звуков в словах и фразах, над фонематическими процессами (определение.

Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа). Тема «Дифференциация звуков.

Игры для развития фонематических процессов.Игры для развития фонематических процессов. Игра "Починим телевизор". Цель: развитие навыков фонематического синтеза. Оборудование: заламинированный макет телевизора, "экран" которого.

Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Цели: -Раскрыть роль фонематических процессов.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего №15 Светлячок» Бугульминского муниципального.

Концептуальное изложение. Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников Мы не врачи и не геологи, но сожалений горьких нет. Мы — логопеды, дефектологи коррекционный шлем привет! Мы с дошколятами работаем, им.

План работы по самообразованию «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста» 2014–2016 учебный год Память- это основа психической жизни, основа нашего сознания. С каждым годом жизнь требует от нас, взрослых чего-то нового, а также и от.

Развитие фонематических процессов у дошкольников Развитие фонематических процессов у дошкольников. Речевой слух – это способность улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка,.

Проект «Развитие мыслительных процессов посредством LEGO-конструирования у детей дошкольного возраста» Проект «Развитие мыслительных процессов через LEGO конструирование у детей дошкольного возраста» Вид проекта: творческий, долгосрочный.

Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Тема: «Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». Цель: развитие связной речи дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня
Опубликовано: 19 июня 2016 в 15:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сейбель (УИ 511364) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД