Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителем-дефектологом

Анастасия Владимировна
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителем-дефектологом

Статья «Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом»

Учитель – дефектолог Телегина А. В.

МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайск

Статья

«Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность, и природные способности каждого ребенка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля».

Набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий к игровому набору «Дары Фрёбеля» полностью соответствует с ФГОС ДО.

Набор Фрёбеля – это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира, ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки.

Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

Используя игровой набор «Дары Фрёбеля» с детьми ОВЗ как учитель-дефектолог, большое внимание уделяю активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности. Все действия детей во время занятий соединяем со словом. Так как слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт.

Материалы Фрёбеля помогают нашим детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами, способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

С помощью модуля №1 «Текстильные мячики» у детей:

- тренируется мелкая моторика рук;

- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;

- дети изучают цвета и формы;

- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.);

- с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;

- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.

Модуль №2 – «Основные тела» помогает детям усвоить форму предметов, развивает умение сравнивать фигуры между собой, анализировать и выявлять особенность и качество каждой, знакомит с движениями предмета по траектории и различным направлениям.

Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формируют у ребенка пространственную ориентацию.

Модуль № 3 «Куб из кубиков»

Модуль № 4 «Куб из брусков»

Модуль № 5 «Кубики и призмы»

Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики» дает возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью.

Таким образом, развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил. 5-6 модули включают большое количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций.

Модуль № 7 «Цветные фигуры» позволяет ребенку «окунуться» в мир различных плоскостных геометрических фигур, в результате чего тренируется мелкая моторика рук, развивается зрительно-моторная координация, речь и мышление.

Модуль № 8 «Палочки» помогает детям обучиться счёту, овладеть простейшими математическими действиями (сложение и вычитание) с использованием палочек, способствует развитию творческих способностей (составление различных узоров и картинок, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребёнка.

Модуль № 9 «Кольца и полукольца» тренирует мелкую моторики рук, развивает зрительно - моторную координацию, творческие способности (составление различных узоров и картинок, игровую деятельность ребёнка.

Модуль № 10 «Фишки» применяем с целью сортировки и упорядочивания фигур по цвету, по форме, обучению счету, используя фишки в качестве счетного материала. Также с помощью данного модуля дети выполняют простейшие математические действия (сложение и вычитание).

Модуль № 11 «Цветные тела» знакомит ребенка с различными геометрическими формами, тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.

Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка» тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу с комбинацией форм и цветов, развивает речевые способности и игровую деятельность ребенка.

С помощью модуля № 13 «Башенки» закрепляем название геометрических фигур, навыки конструирования. Объединение с модулями 3-6 позволяет создать сложные конструкции.

Модуль № 14 «Арки и цифры» способствует развитию мелкой моторики рук, сенсомоторных навыков, творческих способностей, готовит руку к рисованию и письму, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребенка.

Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ, мы учитываем не только индивидуальные особенности, но и возможности каждого ребенка в частности, а также их желания, интересы. «Дары Фрёбеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.

В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», пришли к выводу о необходимости создания картотеки дидактических игр по образовательным областям:

- социально-коммуникативное развитие – «Чудесный ящик», «Поможем матрешке», «Магазин», «Светофорчик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;

- познавательное развитие – «Подберем веревочки для матрешек», «Дорожки для матрешки», «Теремок из кубов», «Прокатим шарик в ворота», «Соберем бусы матрешке», «Подчиним коврик», «Что в мешочке?», «Отражение», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости», «В мире фигур», «Морские обитатели», «Аптека», «Космос», «Туристический автобус», «Аэропорт»;

- речевое развитие – «Тропинка для колобка», «Матрешка спряталась», «На что похоже?», «Что было раньше?», «Путаница», «Небоскрёб», «Для чего ещё», «Волшебники»;

- художественно-эстетическое развитие – «Домики для котят», «В гости к матрешкам», «Цветок для мамы», «Бусы для мамы», «Галстук для папы», «Огоньки для ёлочки», «На полянке», «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок», «Перышко курочки рябы», «Качели», «Бабочка», «Рожица», «Грибок», «Веточка мимозы», «Зайчик», «Снеговик»;

- физическое развитие – «Поймай шарик», «Мышки, берегите хвостик!», «Веревочка», «Карусели», «Ловец жемчуга», «Боулинг», «Эстафета», «Волшебный шар», «Умею-не умею», «Лови-лови», «Тише мыши», «Ручеёк».

Каждая из игр одной образовательной области, способствует решению задач из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребёнка.

Играя с модулями набора «Дары Фрёбеля», дети знакомятся с различными понятиями, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности.

Подводя итог всему вышесказанному, с уверенностью можно сказать, что игровой набор «Дары Фрёбеля» является эффективной технологией в работе с детьми с ОВЗ по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей.

Список литературы:

1. Педагогика Ф. Фребеля. Код доступа: http://sir35.ru/pedagogika_Frebelya

2. Педагогическая система Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега. Код доступа: http://studentam.net.ua/content/view/2257/85/

3. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л. М. Волобуева. - М. : Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства)

Публикации по теме:

Использование квест-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми по речевому развитию В процессе модернизации системы дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей.

Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5–6 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 4 Дополнительная общеразвивающая.

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «МОЕ ЛЮБИМОЕ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ» Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса.

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с дошкольниками «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» .

Песочная терапия как эффективная здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми Песочная терапия – эффективная здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми. Самая лучшая игрушка для детей.

Презентация педагога-психолога «Педагогические технологии в коррекционно-развивающей работе с Детьми с ОВЗ» Чебановой П. С. Организационно-педагогические условия коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ: - Создание атмосферы эмоционального.

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Рекомендации психолога «Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомительной и разнообразной. Чем разнообразнее детская деятельность,.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителем-дефектологом
Опубликовано: 28 декабря 2018 в 03:04
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Ёлочка»
Цель. Формировать у детей интерес к занятиям лепкой. Задачи. Продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки и раскатывать...
Фотоотчет «Мы любим зиму снежную»
Зима - одно из любимых времен года детворы. Прогулка для детей всегда праздник, а зимняя прогулка - праздник вдвойне. Прогулка зимой не только...
Игра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группе
Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: Учить детей участвовать в...