Лучший педагог года

Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей

Елена Нажимова
Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей

Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей

Введение.

Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно ориентированные подходы в образовании. Сегодня педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Склонность и интерес дошкольника и полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов.

Публикация «Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей» размещена в разделах

(Деркунская В. А.)

Если вначале чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу, то постепенно детей подводят к самостоятельным, творческим действиям. Но как сделать так, чтобы детям было всегда интересно на музыкальном занятии? Может через игру?

В свете ФГОС теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

Вот и на музыкальных занятиях игровые приемы должны использоваться во всех видах деятельности, тогда процесс обучения будет живым, интересным, а главное результативным.

В своей работе при построении занятий я стараюсь использовать игровые приёмы, чтобы каждое занятие стало увлекательной игрой.

Основной девиз моей работы – «Учись танцевать и петь играя!»

При общении с детьми на музыкальных занятиях я обратила внимание, что дети активно проявляют интерес в музыкальной деятельности, и проще усваивают музыкальный материал, если я применяю игровые приёмы. Поэтому, постепенно я остановилась на теме игровые приёмы.

Я считаю данную тему актуальной, тем что детям, у которых присутствует некоторая неуверенность и зажатость в танцах, комплекс и страх солировать в песни, и детям, которые испытывают проблемы в эмоциональной сфере помогают применение игровых приёмов.

Игровые приёмы активизируют и увлекают детей на музыкальных занятиях, помогают побороть чувство страха перед друзьями, при выполнении того или иного движения. Способствуют быть более уверенным в себе в любом виде музыкальной деятельности. Музыкальные занятия становятся живым, интересным и, главное, результативным.

Передо мной стояла цель: «С помощью игровых приёмов повысить интерес к музыкальной деятельности, что положительно влияет на развитие музыкальных способностей детей»

Опираясь на современные программы и методики по музыкальному воспитанию детей : «Топ – хлоп, малыши» - программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. А. И. Буренина;

Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста А. И. Буренина;

«Танцевальная ритмика для детей» -Т. И. Суворовой; Учебное пособие к программе «Музыкальное воспитание в детском саду «Н. А. Ветлугина;

Музыкальные шедевры», «Слушаем музыку» О. Радыновой;

Учебно - методическое пособие: Т. М. Орловой «Учите детей петь»;

Учебно – методическое пособие: А. А. Евтодьевой «Учимся петь и танцевать, играя», были поставлены следующие задачи:

-Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, посредством игровых методов и приемов, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

-Формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме посредством музыкально - дидактических пособий и игр.

Способствовать развитию у детей интереса к музыкальному творчеству, научить контрастному интонированию в процессе пения и повысить интерес в усвоении музыкально-ритмических движений.

-Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье. Формировать осанку, гигиенические навыки.

-Создать музыкальную предметно-развивающую среду в группах с учетом музыкально игровых технологий.

Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

-Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, саму себе..

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

И чтобы музыкальная деятельность была интересной для детей, чтобы, ненавязчиво, легко и просто рассказывая им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, сочинять, импровизировать, фантазировать, использую в своей работе игровые приёмы :

В основе каждого музыкального занятия обязательно лежит: либо игровой сюжет, либо сюжет по сказке или литературному произведению, либо занятие – путешествие. Все части занятия выстраиваются в разной последовательности, варьируются, но между собой логически взаимосвязаны. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако, некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений.

Музыкально-ритмические движения всегда были предметом обязательного, тщательного и неоднократного, машинального повтора за взрослым. В музыкально ритмических движениях игровые приемы практически не используются, поэтому у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности.

У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту- вот так", не всегда успешно. Если у ребёнка с самого начала не получилось то или иное движение, то он, порой, начинает комплексовать, особенно если эта неудача произошла при ребятах.

Сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности. Если, музыкально - ритмические движения можно было бы обучать в игровой форме, то и дети смогли бы побороть чувства страха и стыда перед друзьями, и увлеченные игрой, лучше освоили бы эту деятельность.

Как же привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста?

Чтобы занятия детям были понятны и доступны, и ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлечённо, я использую различные игровые приемы.

Я стараюсь изучать деятельность моих коллег через интернет ресурсы. Именно так я нашла пособие Аллы Анатольевной Евтодьевой «Учимся петь и танцевать играя». Она придумала игровую форму обучения музыкально – ритмическим движениям. Я решила тоже использовать в своей работе эту методику.

Интересный дидактический материал в виде кукол, который является прекрасной находкой, позволяет интересно и грамотно подходить к вопросу разучивания ритмических движений. Все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке».

Дети с 1 мл. группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны. …Но что такое для малыша «пружинка»?

В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему полуприседание мы называем «пружинка»?

Кукла– Девочка Пружинка, с которой можно играть, потрогать её спиральные пружинящие ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта куколка стала для ребят подружкой, они с лёгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать! А чтобы ей не было скучно есть у неё 2 верных товарищей – мальчиков по имен и Шажок и Прыжок.

Например: выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок +Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп» - нужно добавить к ним еще «Прыжок».

Таким же образом: боковой галоп = приставной шаг + прыжок.

Поскок = бодрый шаг + прыжок. Шаг польки = поскок + 2 шажка и т д

То есть, мы не просто играем в музыкально ритмические движения, мы задаем детям вопросы поискового характера, и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения.

Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать - кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения. Поиск творческих решений повышает интерес детей к музыке, заставляет их думать. Дети не ограничиваются только повтором за музыкальным руководителем, они сами предлагают свои варианты - это помогает развивать мышление.

Посмотрите, на нашу полянку вышел зайчик. Братец Прыжок, по-

моги нам превратиться в зайчиков! (ПРЫЖКИ НА 2 – Х НОГАХ)

Зайчик поучил нас прыгать, а мы поучим его танцевать. Девочка

Пружинка, танцуй вместе с нами, без тебя наш танец не будет кра-

сивым. (ПРИТОП ОДНОЙ НОГОЙ)

Устали наши ножки, сядем в машину и поедем. Братец Шажок, за-

води мотор и не забудь взять с собой Девочку Пружинку. (ТОПОТУШКИ)

Приехали на солнечную лужайку. Какое теплое солнышко нас

встречает, посмотрите, какие у него лучики! Девочка Пружинка, танцуй вместе с нами! (ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ НА НОСОК)

А теперь погреем на солнышке свою пяточку. (ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ НА ПЯТКУ)

В игре есть главное – мотивация на деятельность. Если я скажу: «Сейчас мы будет разучивать танец», то у ребёнка от этих слов радости появится мало, т. к. разучивание танца - это сложный процесс. Но стоит сказать: «Сейчас мы поиграем…», как ребёнку станет интересно и он с радостью включится в процесс обучения.

При разучивания различных танцевальных движений под музыку используются игры со словом, так называемые подговорки.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2х лет использую в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например: перед занятием надеваю на руку куклу (петрушку, зайчика и т. д.) и приглашаю детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. д. С куклой детям интересней выполнять движения (в упр. «Гулять, отдыхать» М. Красева) или плясать. С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.

Таким образом, надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др. но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать

Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций использую : схемы танца.

Почему же я использую данные игровые приёмы в своей работе с дошкольниками?

Ребята активизировались на музыкальных занятиях в музыкально - ритмической деятельности, и творческий процесс так увлек моих детей, стал таким радостным и желанным.

У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.

Использование фонограмм даёт возможность наблюдать за каждым ребёнком, корректировать его движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И очень приятно видеть, итоги такой работы: чёткость и синхронность, ритмичность, выразительность - все эти качества достигаются с лёгкостью, увлечением, а главное всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребёнку, показать всё, на что он способен.

На музыкальных занятиях, я стараюсь создать доброжелательную, радостную обстановку, эмоциональную поддержку, поощряя любую выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игровые приёмы используемые в развитии певческих навыков

Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте:

" Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально - слуховые представления звуковысотных отношений".

Целью певческих упражнений, т. е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха. " Каждое упражнение имеет свою ясную узкую задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования, но решается на основе всего комплекса навыков. Эта работа обязательно должна быть системной и постоянной",- этому учит нас Н. А. Ветлугина, об этом пишет в своих работах А. И. Катинене. Эти утверждения абсолютно верны, но набор и репертуар этих упражнений относительно невелик, а наша творческая профессия стимулирует нас искать всё новые и новые формы обучения.

Толчком для поиска послужили слова Н. А. Ветлугиной: "Применение зрительной наглядности, включающей и пространственные представления /выше - ниже, длиннее - короче/, помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности". Эти слова должны быть верны как для музыкально-дидактических игр, так и для распевания, пения, слушания и движений!

Развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь, верно интонировать (без этого песня невозможна, без чисто спетой мелодии песня превращается в речевку) – задача довольно сложная. Сделать это можно только применяя систему занятий и используя продуктивные методические приемы обучения.

Работу с детьми начинаем с распевания. Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени – успеть бы остальное! Но надо всегда помнить, что относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или «поют» речитативом. Распевание необходимо для четкого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом.

Детям очень нравится петь. А распеваться? В данном случае важно их заинтересовать. Перед распевкой выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Может ли летчик без подготовки поднять в небо самолет? Может ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда может ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не тренирует свой

голос?

В «Музыкальном букваре» Н. А. Ветлугиной, в котором собран богатый материал, разработана замечательная методика. Но время не стоит на месте, работая творчески, мы находим новые пути и подходы в обучении детей пению, расширяем репертуар, используем инновационные методики. Почему дети не любят распевание? Это скучно, неинтересно, монотонно и не всегда понятно. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а главное, нерезультативно. А как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т. е. смысл распевания, как такового, пропадает. Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как «Птичка и птенчики», «Качели», «Бубенчики» и т д. Н. А. Ветлугиной, их обязательно надо использовать, но этого недостаточно. Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.

Вот почему я использую в своей работе «ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ». по технологии Аллы Анатольевны Евтодьевой.

«ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ

Развивает

Чистое интонирование - засчёт образности персонажей, пения по ролям

Дикцию, артикуляцию, дыхание

Артистические способности (мимику, жесты, через театральные этюды)

Во время распевания пользуюсь наглядным материалом, то есть картинками. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чтко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим!

Дети озвучивают зарисовки из сказок, совершенно четко понимая, что Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор будут петь именно средним голосом, а куклы, Храбрый портняжка, Золушка и бабочка – только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде.

Такое игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное воображение, осознанное осмысление правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е чистое

интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение сверстников.

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.

4. Развивает творческие способности, формирует навыки театральной деятельности, так как предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование детей.

Игровые распевки можно использовать и в других частях занятия, например, для закрепления голосом средних и высоких звуков.

Распевка «Дюймовочка и жук» может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики жуки пригласят девочек - дюймовочек на танец, спев свои мини-партии в разных регистрах.

А распевки «Лиса и воробей», «Кот и мышка» и т. д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки «Грибы», «На лесной поляне» логически и гармонично перетекут в музицирование и т. д.

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок. Эти цветные картинки так и просятся в музыкальный уголок : «Театрализованная деятельность + пение!».

Схема песни

Путем бесед с детьми, рассуждений, проб и ошибок, удачных и нелепых примеров приходим к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, только если выполнены ТРИ условия: где:

– чисто спетая мелодия;

– хорошая дикция;

– выразительность исполнения. Для малышей эта картинка будет более иг- ровой и занимательной:

Благодаря перечисленным игровым методам и приемам у детей прекрасно развивается звуковысотный слух, что позволяет им легко петь соло, в дуэте, ансамблем, фронтальное же исполнение радует слаженностью и чистотой интонирования.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков и даже в области слушания музыки.

С помощью игровых приёмов развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.

Заключение

Занимаясь с детьми музыкальной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на то, что дети стали быстрее усваивать требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков, способностей восприятия музыки. Применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует развитию интеллекта, памяти, чувства ритма и такта, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.

Почему же я использую игровую технологию в своей работе с дошкольниками?

Во-первых, мои ребята активизировались на музыкальных занятиях и игровой процесс увлекает моих детей. Дети на музыкальных занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч.

-Дети стали эмоциональнее исполнять песни, появилось желание солировать, большинство детей более чисто интонируют движения мелодии, уверенно и с интересом поют часто под фонограмму.

-Дети стали более активны и раскрепощены в танцах, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность.

- Дети с удовольствием танцуют в свободное время, он мотивирован на достижение результата в исполнительстве;

- Дети стали более осознанно относиться к ритму, как к средству музыкальной выразительности, правильно и ритмично прохлопывают ритмические рисунки.

- Физическая и умственная работоспособность у детей слала более стабильной во всех сезонах года, независимо от погоды.

Во-вторых, новизна и актуальность применения игровых приёмов определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности.

В-третьих, игровые приёмы позволяют мне проявлять свои творческие способности и индивидуальный подход в воспитании у дошкольников устойчивого интереса на музыкальных занятиях.

В этом мне очень помогло пособие «Учимся петь и танцевать, играя» автор Евтодьева Алла Анатольевна

Благодаря применению в работе игровых приёмов, я добилась существенных результатов. Наблюдается положительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною был тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал.

Таким образом, систематическое применение игровых приёмов на занятиях музыки способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом, вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в развитии познавательный и творческих способностей детей 2–3 лет Доклад из опыта работы Использование игровых технологий в развитии познавательный и творческих способностей детей 2-3 лет» Подготовила:.

Использование игровых приёмов при обучении детей плаванию Ребёнок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает всё: привычки и обычаи своей среды, воспринимая всё, что чаще видит и узнаёт.

Использование игровых приёмов в период адаптации В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания.

Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей. Воспитатель Шульгина Н. Н В соответствии с ФГОС.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному.

Презентация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических.

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ д/с №36.

Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.

НОД с использованием приёмов песочной анимации в развитии творческих способностей детей младшего возраста «Грибочки»НОД с использованием приёмов песочной анимации в развитии творческих способностей детей младшего возраста «Грибочки» Цель: продолжать знакомить с техникой рисования песком. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность. Закрепить умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 14:33
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД