Папки-передвижки

Использование игровых технологий с детьми ОНР

Екатерина Абдуллаева
Использование игровых технологий с детьми ОНР

«Использование игровых технологий с детьми общего недоразвития речи старшего дошкольного возраста, направленных на установление контакта»

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

Публикация «Использование игровых технологий с детьми ОНР» размещена в разделах

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект

В теории и практике логопедии под OНР понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Oбращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с O НР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Недоразвитие речи, существенно тормозит развитие игровой деятельности, которая, имеет ведущее значение в формировании личности ребенка. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности.

У дошкольников с OНР наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Предпочитаемым видом коммуникации для большинства детей с OНР является общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у них кратковременный, беседа не может длиться более 5-7 минут.

Таким образом, у детей с ОНР возникают стойкие нарушения общения, формируются комплексы нарушений речевого и когнитивного развития, которые препятствуют установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции таких детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных умений дошкольников.

Рекомендуемые игры и игровые упражнения по коррекции коммуникативного поведения.

1. «Менялки»

Упражнение проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Педагог говорит: «Меняются местами те, у кого (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т. д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

2. «Горная тропинка»

Перед упражнением детям читают басню С. Маршака «Два барана» и проводят беседу по ее содержанию.

*Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?

*Какие качества погубили баранов?

* Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?

*Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?

Затем начинается упражнение.

Педагог. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача – не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть.

Пропасть шириной 2 м, мостик и тропинка шириной 25-30 см ограничены веревкой или очерчены мелом.

Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.

Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

3. «Связующая нить»

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить.

Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

4. «Сказки наизнанку»

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая, и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

5. «Азбука настроений»

Педагог готовит шесть карточек, передающих разные настроения нескольких персонажей (мальчик, девочка и т. д.) : радость, горе, испуг, злость, недовольство.

Детям предлагают выполнить такие задания, как «определи настроение» (по карточкам); «Выбери героя» (с определенным настроением, расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.

6. «Цепочка слов»

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три-пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.

7. «Собери чемодан»

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что можно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться нельзя.

Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили предыдущие игроки, и называют свой.

8. «Картинная галерея»

Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им больше всего понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребенок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше».

Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребенку. Если она угадана, ребенок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она – картина под названием (называет)».

9. «Азбука почемучек»

Задавайте вопросы так, чтобы их первые слова начинались с каждой буквы алфавита (по порядку). Проигрывает тот, кто первый собьется, кто забудет последовательность букв в алфавите.

Арбуз – это фрукт или овощ?

Бегемот – это кто?

Волки водятся в наших лесах?

Где зимуют ежи?

Детей кто воспитывает?

Ель на ежика похожа?

Ёрш – это птица?

Жадность в чем проявляется?

Зачем лисе хвост?

Ирис – это цветок или конфета?

Куда улетают осенью птицы?

Любишь ты животных?

Можно обижать маленьких?

Ночь – часть суток или время года?

Облака бегут или плывут?

Помогаешь родителям?

Радуешься новым игрушкам?

Собака – друг человека?

Ты часто задаешь вопросы взрослым?

Учиться всегда, пригодиться?

Фломастерами что делают?

Хорошо ты отдохнул летом?

Цапля, где живет?

Часто ты читаешь книги со взрослыми?

Шарами что можно украсить?

Щенки, чьи дети?

Этажей сколько в твоем доме?

Юла – это игрушка?

Яблоки, какого бывают цвета?

10. «О чем я сказала?»

Педагог обращается к детям: «Послушайте, что я сейчас скажу. Бежит собака. Бежит ручеек. Бежит вода из крана. О чем я сказала?» Подводит детей к выводу: «Вы сказали, что собака, ручеек, вода из крана могут бежать».

Каждому ребенку дают по три предметные картинки. Перефразировать мысль педагога будет тот ребенок, про чьи картинки пойдет речь. Например, «Сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывет утка. Плывет человек. Плывет корабль. Летит самолет. Летит птица. Летит облако. Ножка у стула. Ножка у гриба. Ножка у мебели».

11. «Мое начало – твой конец»

Дети делятся на две команды: одна – придумывает начало истории про игрушку (собачка, мишка) по цепочке; другая ее продолжение (также по цепочке).

12. «И это хорошо, и это плохо»

Педагог предлагает детям посмотреть на ручку с двумя колпачками. «Этот колпачок белый – он будет означать «хорошо», этот колпачок черный – он будет означать «плохо». Если ручка повернута белым колпачком кверху, нужно говорить «хорошо», если черным – «плохо».

Выбирается тема, в которой дети способны выделить «хорошее» и «плохое» (время года, животные, бытовые приборы и т. д.)

Например. Тема «Лес». Ручка повернута белым колпачком вверх («Лес – это хорошо, потому что он очищает воздух»). Передаем ручку Ане, поворачивая ее черным колпачком вверх. Аня должна объяснить, почему лес – это плохо. Например, «Лес – это плохо, потому что в нем можно заблудиться и т. д.»

13. «Вечер загадок»

Начинать целесообразней с внешних признаков окружающих предметов, например: «Большой, круглый, полосатый». (Арбуз). Затем можно добавить функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает». (Пылесос). После этого можно предложить «образные» загадки типа «Крашено коромысло через руку повисло». (Радуга). Непонятные слова надо обязательно объяснить.

14. «Почему? А потому!»

Сначала взрослый, затем сами дети задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?»; «Может слон жить без хобота?». За самый доказательный и правдоподобный ответ ребенок получает фишку.

15. «Доказательство»

Перед детьми раскладывают разные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры и т. д.) Дети обдумывают, что из них можно сделать. Например, один ребенок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!». Ребенок должен рассказать, как он будет это делать, и выложить придуманную им фигуру.

Таким образом, необходимо отметить, что специалистам, работающим с детьми с ОНР необходимо помнить, что в процессе коррекционной работы при выборе игр нужно учитывать не только возрастные особенности ребенка, но и характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка. Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Информационные источники

1. Антонова М. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1975. - № 10

2. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М. : Аркти, 2002. – 96с.

3. Волкова Л. С. Логопедия. – М. : Просвещение, 1989.

4. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2005 – № 10.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. Н., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Екатеринбург: АРД, 1998.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности.

Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР На базе структурного подразделения детский сад «Радуга» с 2016 года осуществляет деятельность Опорная площадка «Использование инновационных.

Доклад «Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста с аутоподобным поведением» Содержание Введение Причины аутоподобного поведения Симптомы аутоподобного поведения Игра как метод коррекционно-развивающей работы с детьми.

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей.

Использование игровых технологий в хореографии Воспитывать чувство прекрасного – серьезная, благородная задача. Это чувство облагораживает человека, способствует формированию его морального.

Использование игровых технологий в педагогическом процессе Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного.

Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детский сад «Солнышко» по речевому направлению.

Использование элементов современных игровых технологий в ДОУИспользование элементов современных игровых технологий в ДОУ Актуальность использования современных игровых технологий в ДОО заключается в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии.

Использование игровых технологий в музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до Содержание. 1. Постановка задачи. 3 2. Анализ методической литературы. 4 3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ. 8 4. Результаты внедрения.

Презентация «Использование игровых технологий с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» слайд 1 Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игровых технологий с детьми ОНР
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 11:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД