Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Надежда Корнева
Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Актуальность

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.

Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.

Задачи:

• Освоить и определить место ИКТ, как инновацию в коррекционно – развивающей работе;

• Определить содержание диагностической работы с использованием ИКТ;

• Определить содержание развивающей работы с использованием ИКТ в формировании грамматического строя речи у детей с ОВЗ;

• Определить эффективность ИКТ и апробировать в диагностике и коррекции с детьми ОНР.

Цель: провести коррекцию обучающихся с ОВЗ в рамках использования ИКТ в процессе формирования грамматического строя речи.

Ход реализации:

Инновационная направленность: информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.

Практическая значимость: соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога.

Актуальность и практическая значимость исследования обозначенной проблемы определили цель педагогического опыта: формирование грамматических навыков системой информационно-коммуникативных средств обучения, обеспечит равные стартовые возможности дошкольников для последующего обучения в начальной школе.

Ожидаемые результаты: повышение качества образовательного процесса; формирование эмоционально-мотивационного и исполнительского звена речевой деятельности детей.

Для реализации поставленной цели и достижения ожидаемых результатов спроектированы следующие задачи, которые необходимо рассматривать в трех направлениях (морфология, синтаксис, словообразование):

помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам, используя ИКТ;

в увлекательной форме, сочетая дидактические традиционные средства и ИКТ учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте (овладение синтаксической стороной);

посредством компьютерных презентаций знакомить детей с некоторыми нормами образования форм слов – словообразования;

средствами ИКТ формировать положительную мотивацию к образовательному процессу;

воспитывать критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь;

в занимательной форме развивать психическую базу речи (восприятие, внимание, память, мыслительные процессы).

Главная идея опыта – гармоничное сочетание современных технологий с традиционными средствами обучения на занятиях для развития грамматического строя речи у старших дошкольников.

Для формирования грамматического строя речи у дошкольников использую:

Тексты цепной организации с использованием мультимедийных дидактических пособий;

Игровые упражнения: такие как, «Волшебная палочка», которая умеет увеличивать предметы в количестве – много варежек, много апельсинов. С помощью «волшебной палочки всёможет и исчезать: нет варежек, апельсинов, берёзок.

Творческие задания с целью активизации познавательной и речевой активности, которые требуют от детей самостоятельности,активной речевой деятельности: подбирая имена существительные к слову мой, ребенок называет слово фонарик.Средством самоконтроля является составление словосочетания: моя ботинки. Грамотно это сказано

Наглядное моделирование (схемы, пиктограммы, символы) Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Игра «Семья». Ребёнку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово.

-Согласование существительного и числительного.

-Согласование в роде, числе и падеже.

-Образование сложных слов.

Компьютерные презентации в сочетании с дидактическими средства для обучения изменению слов по родам, числам, падежам.

Компьютерная презентация дает возможность ребенку в занимательной форме выполнить задание - найти нужную, с его точки зрения, форму.

Работа над синтаксисом включает построение различных типов предложений. В игре «Чей? Чья? Чьи?» дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе словосочетаний предлагается детям самим придумать предложения.

Грамматика - материал сложный.Здесь очень важно придерживаться правила: учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Достижение желаемого образовательного эффекта в более короткие сроки происходит на медиазанятиях. Организация НОД с ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность, создает интерес к занятию с первых минут и удерживает этот интерес на всём его протяжении. В процессе НОД с ИКТ речь является средством мыслительных действий, и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

В работе с детьми по формированию грамматического строя речи самостоятельно разрабатываю, а также заимствованные из интернет-ресурсов мультимедийные презентации, которые несут обучающий и развивающий характер.

Представленные развивающие упражнения по теме «Дикие животные» (http://viki.rdf.ru)

- д/и «Умные братишки – Крош и книжки»

- д/и «Что не знает о себе пингвинёнок Тото?»

- д/и «Кого зовёт мама?» -формировать умение изменять слова по падежам, усвоение категорий родительного падежа,

- д/и «Заколдованные картинки» - формирование навыков словообразования приставочным способом, усвоение категорий родительного падежа,

- д/и «Прятки» - формирование навыков образования притяжательных прилагательных.

Данные упражнения с грамматическим содержанием эффективно использую в процессе НОД:

• как часть НОД по развитию речи;

• по ознакомлению с природой;

• по ознакомлению с окружающим миром.

Эти медиаигры успешно используем в образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов.

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по формированию грамматического строя речи позволяет:

Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.

Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.

Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).

Проводить работу систематически в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, индивидуально и в подгруппах.

Развивать и совершенствовать креативные качества педагога, рост уровня его профессиональной компетентности.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

у воспитанников повысилась мотивация к учебной деятельности на занятии за счет привлекательности мультимедийных эффектов: движения, звук, мультипликация;

сформированность у детей стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

• полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

• осуществляется более тесное взаимодействие с родителями, теперь многие из них используют диск с презентациями для занятий с детьми дома.

Это помогает закрепить знания, полученные детьми на занятиях.

Безусловно, информационно-коммуникационные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников.

Вывод:

Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий является

1) формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

2) повышение самооценки ребенка (если поощрение ребенка за выполненное задание исходит от компьютерных героев или в виде звуковых эффектов).

Безусловно, информационно-коммуникативные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Булгакова.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНРДидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их применять в различных.

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности Одной из важнейших проблем в логопедии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Хорошая.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.

Использование приемов мнемотехники на современном этапе коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР В настоящее время преодолению нарушений лексико-грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи придается большое значение.

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую.

Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста. Актуальность. Русский язык считается одним.

Серия конспектов НОД по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Конспекты непосредственно-образовательной деятельность по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением.

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Воспитатель Волкова Ольга Евгеньевна.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 10:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Конспект НОД по конструированию в технике бумагопластика «Зайка беленький» в младшей...
Программные задачи Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги — сминание бумаги. Закреплять знания и представления о диких животных – зайце....
Групповой творческий конкурс «Макет по сказке «Морозко»
Зима – одновременно суровое и прекрасное время года. Как только на землю опускаются первые снежинки, природа погружается в зимнюю сказку. Белоснежный...
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений «Пряники»
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений "Пряники" Добрый вечер, уважаемые коллеги, педагоги, друзья и просто гости моей странички! Очень хочу...