Приложение МААМ

«Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя — логопеда с детьми дошкольного возраста»

Валерия Шелест
«Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя — логопеда с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в “приобщении” детей к компьютерному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным. Л. С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т. е. играет, замещает действительность в игре.

Публикация «„Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя — логопеда с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. Так рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.

Подходы к применению компьютера в дошкольном возрасте :

Первое направление: применения компьютера как средство обучения.

Второе направление: использование компьютера как средства познавательного развития ребенка. Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном возрасте – использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики.

В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно- обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с «социальным вывихом», преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства

решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Закономерно, что разработка средств обучения детей с отклонениями в развитии всегда рассматривалась

как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики.

Целенаправленная и организованная компьютеризация отечественной системы специального образования начинается в момент ее перехода на третий этап своего развития, но происходит это несколькими десятилетиями позже, чем в странах Запада, и данный переход не является эволюционным. Внедрение информационных технологий начинается под влиянием западного опыта, в момент кардинальной реконструкции государства, образовательной системы в целом, активного переосмысления созданной к началу 1990-х гг. системы специального образования и дискуссии о путях ее развития в сложившихся условиях. Дефектологическая наука не располагает исследованиями в области применения информационных технологий в обучении детей с отклонениями в развитии. В стране отсутствует национальное программное обеспечение для сферы специального образования и концепция его разработки. Таким образом, неординарным оказывается не только социокультурный, но и профессиональный контекст внедрения информационных технологий в отечественное специальное образование. В сложных условиях переходного периода в развитии системы специального образования становится принципиально важным осмыслить уникальные инструментальные возможности компьютера и ввести информационные технологии в контекст отечественной традиции, для которой ценностью является максимально возможное развитие ребенка в процессе обучения, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.

Применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.

Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

Стремительное развитие техники и технологии привело к значительным изменениям в понимании роли информационных процессов в жизни общества и возможностей применения средств вычислительной техники. Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Информационные технологии (ИТ) сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура пользования персональным компьютером (ПК) как средством решения различных задач необходимы каждому человеку.

В настоящее время использование компьютерных средств в обучении и воспитании детей не только младшего школьного, но и дошкольного возраста становится все более распространенным явлением.

Использование компьютерных средств в дошкольном возрасте имеет определенные особенности, обусловленные возрастными критериями развития детей дошкольного возраста, характером восприятия и усвоения знаний, наличием сенситивных периодов в развитии детского организма и т. д. Дошкольное воспитание – первое звено непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.

Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Следовательно, можно говорить о том, что компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Основной контингент детей с нарушениями речевого развития это дети с ОНР. Под общим недоразвитием речи понимается системное речевое недоразвитие, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы или периферического отдела речевого аппарата (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия). У детей с ОНР отмечаются грубые недостатки в произношении и различении звуков речи, нарушение слоговой структуры даже двух-, трехсложных слов. Словарный запас беден. Наблюдаются многочисленные ошибки в грамматическом оформлении самостоятельных высказываний и трудности в понимании сложных грамматических конструкция. Особенно страдает связная речь. Дети затрудняются в построении развернутого высказывания, его лексико-грамматического оформления. По мере обучения устная речь приближается к общепринятым нормам, но возникают трудности при овладении письменной речью. Все типы ошибок, которые отмечаются в устной речи, находят свое проявление в будущем и на письме: несовершенство звукового и буквенного анализа, трудности использования сложных слоговых структур, недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи. Отмечаются устойчивые затруднения при овладении техникой чтения и осмысления прочитанного.

Для детей с ОНР характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Тяжелое речевое недоразвитие в будущем препятствуют использованию в процессе обучения стандартных учебных программ и методик, рассчитанных на детей с нормой речевого развития. Особенно важно скоррегировать речевые дефекты в устной речи и предупредить появление специфических трудностей в письменной на начальных этапах обучения. Известно, что предупредить нарушение всегда легче, чем его исправить, ломая сложившиеся стереотипы.

Для детей с речевой патологией требуются специальные методы обучения. В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов обучения возникла необходимость внедрения компьютерных технологий в специальное коррекционное обучение. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции.

Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития.

Плюсы в применении компьютера :

активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы;

формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью;

позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения;

раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо;

ребенок может увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы.

Дополнительный фактор, обеспечивающий продуктивность групповых и подгрупповых занятий

свободное размещение детей во время занятий (полукругом, что позволяет детям рассматривать изучаемые объекты на мониторе;

четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе или отдельным детям;

красочные изображения;

ориентация на общие интересы детей в целях активизации их высказывания;

постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

Работа на компьютере требует соблюдение следующих определё нных гигиенических требований:

Занятиям с компьютером должны предшествовать спокойные игры.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

Занятия проводятся один раз в день, не более трех занятий в неделю – вторник, среда, четверг.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет – не должны превышать 10 минут, для детей 6-7 лет – 15 минут. Для детей с хронической патологией, соматически ослабленных работа с компьютером не должна превышать 5 – 7 минут.

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 сантиметров.

Итоговое занятие по теме: «Транспорт»

(старшая логопедическая группа)

Цель: - расширение и активизация словаря по данной теме;

-образование сравнительных прилагательных;

-образование существительных с уменьшительно – ласкательным

значением;

-образование существительных родительного падежа мн. числа;

-согласование существительных с числительным;

-образование антонимов;

- образование приставочных глаголов;

- составление описательного рассказа с опорой на схему;

-развитие слухового внимания.

Оборудование: мультимедиа, предметные картинки

Ход занятия:

1. Орг. момент.

12345 - будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Игра «Кто внимательный?»

Покажите правой рукой левую коленку,

Левой рукой дотроньтесь до правой брови, правой рукой до носа, левой рукой возьмитесь за левое ухо. (Молодцы, вы очень внимательные)

2. Беседа.

А сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Давайте послушаем и определим, на чём мы отправимся в путешествие.

(Фонограмма)

А как мы назовём одним словом машину, поезд, самолёт, корабль. (Транспорт)

(Дети проходят на свои места).

Мы поговорим о транспорте.

А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, водный, воздушный)

Каким водным транспортом мы можем отправиться в путешествие?

А теперь давайте посмотрим, ничего мы не забыли?

(слайды)

Что мы с вами ещё не назвали?

Переплыли мы реки и моря. Появилась перед нами земля.

Каким транспортом мы продолжим путешествие?

Наземным транспортом.

Наземный транспорт какой бывает? Дорожный и железнодорожный.

Каким дорожным транспортом мы продолжим путешествие?

Мы можем продолжить путешествие на легковой машине… .

По железной дороге, мы на чём поедем?

А если в дороге нам потребуется какая – либо помощь, какими видами транспорта мы можем воспользоваться?

Машины специального назначения

Какие машины спец. назначения вы знаете?

А теперь давайте посмотрим, всё ли мы назвали?

Мы плыли по воде, путешествовали по суше?

А каким ещё транспортом мы не путешествовали? (Воздушным)

Какой воздушный вид транспорта вы знаете?

(слайды)

3. Игра «Продолжи предложение»

(слайд самолёт и вертолёт)

Пока мы с вами летим, давайте поиграем в игру «Продолжи предложение».

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

(Сначала ребёнок заканчивает предложение, а потом повторяет его полностью)

Вертолёт летит высоко, а самолёт…выше.

Вертолёт летит быстро, а самолёт…быстрее.

Вертолёт летит далеко, а самолёт…дальше.

Вертолёт мощный, а самолёт…мощнее.

Вертолёт большой, а самолёт…больше.

Вертолёт тяжёлый, а самолёт…тяжелее.

Вертолёт длинный, а самолёт…длиннее.

Полетали мы с вами над лесами, полями. Возвращаемся на землю и сделаем остановку.

4. Физ. минутка (с мячом).

Мячик выше поднимите

И на мячик посмотрите.

Теперь руки опустили

Отдохнули : три – четыре

Снова мячик поднимите

И, прищурясь, посмотрите

Мы за мячиком следим

Влево- вправо поглядим.

Наши глазки не устали

И по кругу побежали

Мячик к носу поднесите

И на мячик посмотрите

Руки дальше отведите

И на мячик посмотрите

Близко к носу поднесём

Дальше руки отведём

Глазки занимаются

Здоровья набираются.

5. Игра «Один – много».

Поиграем в игру «Один – много».

(Логопед раздаёт детям предметные картинки).

Ребята, каждому я раздала картинку с разным транспортом.

Назовите каждый свой вид транспорта со словом «много».

А свой ответ начните со слов «У меня много… машин».

6. Игра «Сосчитай».

А теперь посчитайте свой транспорта от 1до 5.

Продолжим наше путешествие.

(Проходят на свои места).

Сели удобно, поехали дальше.

7. Игра «Скажи наоборот».

А чтобы нам не было скучно в дороге поиграем в игру «Скажи наоборот».

(слайды)

Поезд длинный, а автобус…. короткий.

Самолёт быстрый, а теплоход …медленный.

Машина тяжёлая, а велосипед….лёгкий.

Самолёт большой, а машина…маленькая. (Молодцы)

8. Игра «Отгадай, куда поехали».

Теперь, ребята, мы с вами поехали на машине.

(слайды).

9. Составление рассказа о транспорте по схеме.

Мы путешествовали разными видами транспорта.

А теперь расскажите, какой транспорт вам больше всего запомнился в нашем путешествии, а в составлении рассказов вам помогут игрушки – машины.

1. Название.

2. Какой вид транспорта.

3. Цвет.

4. Размер.

5. Детали.

6. Назначение.

10. Подведение итогов.

О чём мы говорили на занятии?

Ребята, вам понравилось наше путешествие. Мне очень понравились ваши рассказы. Очень интересно рассказывал….. Занятие окончено. Всем спасибо.

Публикации по теме:

Использование игровых приёмов в логопедической работе. Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные.

План по самообразованию: Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда Обоснование выбранной темы. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя — логопеда с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 февраля 2013 в 12:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя — логопеда с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Шелест (УИ 72630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД