Людмила Спицына
«Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях групп компенсирующей направленности»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, партнерства семьи и образовательного учреждения, важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, направленная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Публикация «„Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях групп компенсирующей направленности“» размещена в разделах
Разработанный новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, уделяет большое внимание работе с родителями и позволяет организовать совместную деятельность семьи и детского сада более эффективно.
ФГОС предусматривает, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, а так же степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ и необходимость повышения педагогической грамотности семьи.
ФГОС дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из основных требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи работы по взаимодействию с родителями :
установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении педагога с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.
2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Основные условия, для реализации доверительного партнерского взаимодействия между ДОУ и семьей это :
изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей, их образовании, культурного уровня, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
В дошкольной педагогике существуют достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые принято считать традиционными:
- Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации;
- Общие и групповые собрания;
- Наглядная информация : родительские уголки, стенды.
Такие формы работы с семьей необходимы, полезны и достаточно интересны, но, однако, больших результатов не дают, так как направлены на взаимодействие с широким коллективом родителей и не учитывают индивидуальные особенности каждой семьи.
При реализации ФГОС ДО появляется возможность активно использовать не только традиционные формы работы с родителями, но и внедрять инновационные методы и формы взаимодействия с семьей :
- "Круглый стол"; «Семинар-практикум; Тематические выставки; Ведение сайта ДОУ; Портфолио семейного успеха; Акции добрыхдел; Проектная деятельность; Мотивация; Визуализация; Рефлексия; Обучение способам модерации (Приводить в равновесие, управлять, регулировать учебный процесс); Квик-настройка; «Лента времени»; Лепбук и др.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, им важно научиться быстро реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать образовательный процесс с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
Форма взаимодействия с родителями, которой можно пользоваться перед мероприятиями, проводимыми для родителей и совместно с родителями - это мотивационный настрой на успешную работу - «Квик – настройка» :
1. Я рада видеть всех вас! Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые!
3. Совместная работа даст хорошие результаты!
4. Наши дети говорят грамотно и произносят все звуки правильно!
5. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
дороже ценятся.
6. Трудности закаляют на пути к счастью.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования мы предлагаем вам познакомиться и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети (воспитатель и родитель).
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения знаний.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Основа лепбука – папка формата А3 или другая прочная основа (картон, половина ватмана, на которую наклеены маленькие книжечки-раскладушки, книжечки-гармошки, кармашки, в которые можно положить разрезные картинки, пазлы, раскраски, стихи, загадки, маленькие рассказики, ребусы и т. д.
Задачи использования лэпбука :
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Это просто и интересно!
Содержание лепбука будет зависит от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, использовать все виды деятельности, поэтому содержание лепбука, должно отражать материал по всем направлениям. Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Небольшой опыт работы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания даёт положительные результаты во всех направлениях. Лепбук – хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс.
Выбор темы предлагаемого мною лепбука стал очевиден исходя из имеющихся у детей проблем - «Парные согласные звуки и буквы». Педагогам на практике приходится сталкиваться с такими проблемами детей, как недифференцированность произношения парных согласных звуков, замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, замена звуков звуками близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Цели лепбука на данную тему: уточнить понятие «парные согласные», учить дифференцировать согласные по глухости-звонкости в слогах, словах, предложениях и тексте. Производить звуко-слоговой анализ и синтез слов, находить в слове гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные согласные. Определять звук и место звука в слове, соседей звука. Делить слова на слоги и выделять слог с заданным звукам. Называть слова-предметы, слова-действия с заданным звуком. Развивать фонематический слух, процессы памяти (запоминание и воспроизведение, мышление, сообразительность.
Лепбук - как форма работы может успешно использоваться при формировании знаний у старших дошкольников, а также помогает педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Также можно узнать в процессе наблюдения, что вызывает у детей больший интерес, какие задания. В процессе творчества ребенок становится не только создателем собственной книги, но и дизайнером, художником - иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений, конечно, все в соответствии с возрастом. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. Лепбук может стать наглядным пособием к мастер-классу педагога по любой лексической теме. Помощь родителей в создании такой книги позволит им в дальнейшем без труда работать с детьми по данной теме, помогать детям научиться дифференцировать парные по глухости звонкости согласные звуки.
Еще одна из инновационных (новых) форм работы с родителями - Лента времени – это обобщение и оформление наглядным образом, знаний, полученных за определенный отрезок времени образовательного периода. Предполагается вовлечение родителей и в процесс создания самой ленты времени и в процесс помощи своему ребенку в запоминании информации (знаний по лексической теме).
Как показывает практика совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к педагогу, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.