МААМ-картинки

Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ

Наталья Коновальчик
Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ

ВЕДЕНИЕ

«Рука — это своего рода внешний мозг»

И. Кант

Обеспечение равных возможностей, полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей – одна из основных задач, обозначенная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

В данном документе также указывается необходимость создания специальных условий:

Публикация «Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Предоставление условий, которые будут гарантировать формирование и укрепление здоровья детей – одна из главных задач дошкольного учреждения. Соответственно, каждый педагог должен знать и уметь использовать психолого-педагогические технологии, которые будут помогать ему, работать так, чтобы в процессе непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах не наносить ущерба здоровью воспитанников.

Вышесказанное становиться актуальным в связи с тем, что в настоящее время в общеобразовательных дошкольных учреждениях всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжёлыми нарушениями речи.

Дошкольники с ТНР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью развития ряда высших психических функций.

Необходимо помнить, что современный ребёнок с малых лет окружен различными электронными ресурсами. Компьютеры и смартфоны уверенно вошли в нашу жизнь. Но процесс образования не должен включать только использование информационно-коммуникативных технологий при формировании личности ребёнка. Поэтому я, как педагог-психолог, стараюсь разнообразить свои занятия нетрадиционными методами, играми, которые позволяют ребёнку полноценно воспринимать окружающий мир через все органы чувств.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Использование нетрадиционных материалов в развитии познавательной и личностной сфер дошкольника.

Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда ребенок, словно маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются потенциальные возможности.

Исходя из вышесказанного, взаимодействие взрослого с ребенком должно быть динамичным, эмоционально приятным, неутомительным и достаточно разнообразным.

Именно поэтому, в своей работе в дополнении к традиционным формам развития ребенка, я стараюсь использовать нетрадиционные методы работы.

Нетрадиционные методы – это комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе описывают такие авторы как В. М. Акименко, Е. А. Пожиленко, Т. М. Грабенко, М. А. Поваляева, М. И. Чистякова и т. д. Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано одним из эффективных средств профилактики и коррекции у детей с ОВЗ.

Мне, как педагогу-психологу, часто приходится сталкиваться с различными психоэмоциональными нарушениями у детей. Общее недоразвитие речи, дизартрии различного уровня и даже полиморфная дислалия могут сочетаться с неврологической симптоматикой. Дети с ТНР, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. Сложность коррекционной работы заключается в осуществлении повторности, длительности, максимальной опоры на практическую деятельность и опыт учащихся. В то же время, для успешной коррекционно-развивающей работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку.

Проанализировав возможности нетрадиционных методов и технологий, я старалась найти такой материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи и познавательной активности детей.

Таким материалом для меня стали яркие, разнообразные по цвету и форме камешки, под названием МАРБЛС.

Актуальность использования камешков МАРБЛС в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ объясняется тем, что психическое, интеллектуальное и речевое развитие ребенка тесно связано с развитием мелкой моторики.

Ещё известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению Кольцовой М. М., «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

2.2. Камешки МАРБЛС : сущность понятия, история происхождения

Шары МАРБЛС предположительно появились впервые во времена индской цивилизации на территории современного Пакистана.

В 1846 году немецкий стеклодув изобрел приспособление - некие ножницы, которыми вязкую, тягучую струю жидкого стекла можно было резать на кусочки. Из такого мягкого кусочка стекла формировался шарик. В середине прошлого века из Японии пришла иная технология производства МАРБЛС. Смешение стекла с натуральным мрамором позволило добиться фантастических эффектов, - цветовая гамма и богатая структура мрамора украсили шарики необыкновенными прожилками, разводами. Они были импортированы в Америку, где и получили английское название МАРБЛС, что означает мраморные.

Игра в камешки была популярна в России более ста лет назад. Играли как в деревянные или глиняные шарики, так и в камешки - гладко обточенные, имеющие форму шариков.

Современные МАРБЛС изготавливаются на фабриках, из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при очень высокой температуре. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Формы МАРБЛС бывают самыми разнообразными: сферические (шарики, с плоским дном - капли (камешки) и фигурные. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название - кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой – ровный.

Красота МАРБЛС завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность МАРБЛС усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

2.3. Значение использования камешков МАРБЛС в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ.

ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155) предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно-насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. ФГОС ДО указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями».

Камешки МАРБЛС – интересный, доступный, для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества идей.

Играя, ребенок не думает, что в процессе этой игры он развивается. Он просто получает истинное наслаждение от самой игры, от простой манипуляции с такими разными и интересными камешками.

При целенаправленном использовании камешков МАРБЛС в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ, у детей с ОВЗ:

- развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, формируется интерес, стремление к самостоятельности. Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков;

- в процессе игры с камешками создаются условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук;

- при использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация;

- взаимодействие с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности;

- в результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения;

- в связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия, воспитания детей.

- игры с камнями оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.

- работа с разноцветными камнями вызывает положительную реакцию ребенка: радость, улыбку, эмоции. В силу радостных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

Игры и упражнения с камешками МАРБЛС соответствуют требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

- обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала;

- удовлетворяют индивидуальные потребности ребенка;

- поддерживают инициативу детей;

- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- обеспечивают вариативность и разнообразие содержания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Направления, формы и содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ с использованием камешков МАРБЛС.

Задачи коррекционной работы с применением МАРБЛС :

Коррекционно-образовательные :

- формирование познавательной активности у детей;

- формирование правильного захвата шарика кистью руки;

- обогащение словарного запаса с упражнениями в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;

- развитие коммуникативной функции речи.

Коррекционно-развивающие :

- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;

- развитие тактильной чувствительности рук;

- развитие ориентировки на плоскости;

- формирование пространственных представлений;

- развитие внимания, памяти, логики, мышления;

- предупреждение дисграфии и дислексии в школе;

- формирование представлений математического счета;

- формирование навыков звукобуквенного анализа слов;

Коррекционно-воспитательные :

- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

- обучение игре в совместной деятельности, поддержке товарищей, других участников, формирование дружеских взаимоотношений;

- воспитание и развитие у ребенка эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий и упражнений с МАРБЛС.

Нужно отметить то, что при работе с камешками МАРБЛС следует соблюдать ряд рекомендаций:

гигиена рук;

осторожность при игре, так как камешки хрупкие;

безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого;

для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.

Формы работы с камешками МАРБЛС :

Индивидуальная коррекционно-развивающая образовательная деятельность;

Фронтальная коррекционно-развивающая образовательная деятельность.

Содержание и методы работы :

игры на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер детей с ОВЗ;

песочная терапия с использованием камешков МАРБЛС;

арт - терапевтические игры и стихи для заучивания наизусть.

самомассаж, физминутки и динамические паузы с камешками МАРБЛС.

3.3. Песочная терапия с использованием камешков МАРБЛС.

Л. С. Выготский отмечал, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям.

При однообразном, шаблонном повторении одних и тех же действий угасает интерес к усвоению новых навыков, знаний, умений.

В настоящее время песочная терапия как метод всестороннего развития личности ребенка очень популярна и разнообразна.

В своей работе я использую направление рисования картин из песка на прозрачном экране с подсветкой. В качестве дополнительного нетрадиционного материала используются разноцветные камешки МАРБЛС.

В основе ведущей идеи представленного направления лежит развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии с использованием камешков МАРБЛС. В интересной игровой форме создаются благоприятные условия для формирования у детей позитивного отношения к жизни, совершенствования навыков практического общения, а также знакомство с разными способами выражения эмоций и развитие умений ими управлять.

3.4. Арт - терапевтические игры и стихи для заучивания наизусть.

Игра «Сказка»

Цель: развивать воображение, снять тревожность и страхи.

Инструкция: Выбери камешек. Представь, что камешек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать?

Игра «Попробуй придумать историю камешка»

Цель: создать композицию из камешков в предложенном пространстве.

Инструкция: Выбери камешки, которые тебе нравятся. Давай придумаем сказку, в которой примут участие эти камешки.

Примечание: В зависимости от целей арт-терапевтического процесса, композицию можно создавать на столе, в песочнице, круглой тарелке, на цветном фоне, фотографиях ландшафта.

Стихи для заучивания наизусть

***

Римма Дышаленкова

“Уральские самоцветы”

Интересно, знают дети,

Что такое самоцветы?

На Урале проживая,

Знают дети или нет,

Что волшебным называют

Каждый камень самоцвет?

Тот, кто любит аметист,

Дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,

Носит камешек — сапфир.

Кто секрет хранить умеет,

Кто таинственно молчит,

Тот всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек —

Темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный,

Будто ломтик ветчины,

Это главный камень — яшма —

Сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор —

Красота Уральских гор,

Будто в чаше, в этой яшме

Воды чистые озер.

На закат похож гранат,

На восход похож агат,

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят…

На Урале самоцветы,

Самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом

Ты немного тоже знал.

3.5. Самомассаж, физминутки и динамические паузы с камешками МАРБЛС.

С помощью камешков МАРБЛС детям нравится массировать пальцы и ладошки. Это оказывает благотворное влияние не только на развитие мелкой моторики, но и на весь организм в целом.

Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, выполненные движения способствуют речевому развитию. Между непрерывной образовательной деятельностью с детьми проводятся динамические паузы или физкультминутки – это гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Самомассаж.

(дети повторяют слова за педагогом и выполняют действия с камешком в форме шарика с текстом) :

Этот шарик непростой (любуемся шариком на левой ладошке).

Он красивый, вот какой! (протягиваем руку вперед, показываем шарик).

Будем с шариком играть. И ладошки согревать (накрываем шарик правой ладонью, катаем горизонтально).

Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально).

Сильней на шарик нажимаем (катаем шарик в центре ладошки).

Как колобок его катаем, сильней на шарик нажимаем (выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмем, в кулачке его сожмем (выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке).

В руку левую возьмем, в кулачке его сожмем (выполняем движения в соответствии с текстом).

Мы положим шар на стол, полюбуемся немножко и посмотрим на ладошки. (выполняем движения в соответствии с текстом)

Похлопаем в ладошки, попрыгаем немножко (выполняем движения в соответствии с текстом).

Глубоко сейчас вздохнем и играть опять начнем.

Физкультминутка.

(дети выполняют упражнения, проходя по кругу) :

Мы по дорожке шли, шли, много камешков нашли (дети маршируют).

Присели, собрали, дальше пошли (выполняют движения приседания, захвата руками, маршируют).

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли (показывают направление правой рукой в правую сторону).

Присели, собрали, дальше пошли (выполняют движения приседания, захвата руками, маршируют).

Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли (показывают руками движения вверх).

Присели, собрали, дальше пошли (выполняют движения приседания, захвата руками, маршируют).

А под горку пошли – белых камешков нашли (показывают руками движения вниз).

С собой в садик принесли (обе руки держат перед собой на уровне груди).

Динамическая пауза.

Зайчик шел, шел, шел, зеленый камешек нашел

(ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек).

Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел (идут по кругу и поднимают камешки).

Волк шел, шел, шел, синий камешек нашел.

(дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой камешки).

Детки шли, шли, шли и домой пришли (садятся на места).

4. ВЫВОДЫ

Опыт работы показал, что камешки МАРБЛС являются тем эффективным средством, который позволяет:

создать стабильную положительную мотивацию детей не только к игровой, но и к учебной деятельности;

гармонизировать эмоциональное состояние;

развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук;

дольше сохранять работоспособность;

корректировать тяжелые речевые нарушения;

развивать логику, память и мышление у ребенка;

развивать математические представления у детей;

обогащать словарный запас;

совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

учить и развивать такие понятия, как цвет, величина, количество, форма;

развивать зрительное восприятие;

воспитывать самостоятельность и усидчивость;

воспитывать интерес к творческому процессу;

формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

Литература.

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.

2. Доман Г., Доман Д., Хаш Б. Как сделать ребёнка физически совершенным. – М., 2000.

3. Климова Г. Б. «Учебно- методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста», журнал «Дошкольная педагогика»№8, 2015 с. 28-37

4. Новотворцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, 2000.

5. Ромусик М. Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопедия в детском саду. – 2006. – №1.

6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – С. -ПБ., 2000.

7. Сафонова О. В. О проблемах активности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия в детском саду. – 2006. – №4.

8. Тарасова С. В. Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование инновационного материала - камешков Марблс, декоративных камешков. 2016

9. Федосеева М. А. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии. Волгоград: Учитель. 2014, 5 с.

10. https://www.maam.ru/detskijsad/-peskografija-kak-inovacionaja-tehnologija-v-razviti-tvorcheskih-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группе «Жадность» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о качествах личности, этических нормах поведения через игровую деятельность.

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский. Оборудование: 1. Камешки Марблс разного цвета, формы,.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 23:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД