Использование компьютерных технологий на занятиях по РЭМП с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Ирина Киселева
Использование компьютерных технологий на занятиях по РЭМП с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике и связан с внесением корректив в содержание технологий обучения. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И. В. Роберт.

Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на занятиях в детских садах только начинается.

В нашем МДОУ имеется достаточно хорошая материальная база для применения компьютерных технологий в коррекционно-развивающем процессе. Компьютер становится лучшим помощником педагога при работе с детьми.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Общее недоразвитие речи составляет основное речевое нарушение у детей в логопедических группах МДОУ «Детский сад № 3». В последние годы отмечается увеличение числа детей с данным нарушением и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.

Последние два года я занимаюсь разработкой и внедрением компьютерных технологий на занятиях по РЭМП в разделе «Количество и счёт» как средства, повышающего эффективность обучения.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Развивать практические навыки и умения у детей старшей группы ОНР через использование КТ на занятиях по математике.

2. Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений через компьютер.

3. Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения

Роль педагога, как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится роль интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрять их в интеллектуальную среду обучающихся, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности детей, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.

При работе для педагога обязательно знать содержание всех компьютерных программ (специфику технических правил каждой из них).

Очень важно подобрать для детей первые компьютерные игры. Они должны быть очень простыми и в управлении и по содержанию, вместе с тем и интересными. К таким играм можно отнести игры «Лунтик. Подготовка к школе», «Планета чисел для малышей», «Учимся с Логошей», «Зайкина школа».

Первый этап-диагностика.

Вторым этапом моей работы стало внедрение и апробация развивающих компьютерных программ на занятиях по РЭМП с детьми старших групп.

Такие занятия должны быть не изолированы от педагогического процесса, они сочетаются с традиционными играми и занятиями, дополняют их.

При планировании работы по проведению занятий по РЭМП мне пришлось перестроить содержание занятий, включить использование компьютера на занятиях по математике в разделе «Количество и счёт» в учебно-воспитательный процесс, и использовать их в качестве определённой проверки усвоения детьми пройденного материала.

В старшей группе занятия по РЭМП проводятся в соответствии с сеткой занятий 2 раза в неделю, что составляет 7-8 занятий в месяц.

Из них работа над разделом «Количество и счёт» охватывает около 60% от общих занятий по РЭМП.

Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНов:

использование новых моделей компьютера ;

– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-8 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

– до начала занятия и после провожу гимнастику для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Занятия проводятся со старшими дошкольниками два раза в неделю по под-группам в 5-6 человек. Пока одна подгруппа занимается с воспитателем в кабинете логопеда, т. к. там находится спец. оборудованная компьютерная зона, другая занимается с логопедом. Затем дети меняются местами. Кроме того, создается положительная эмоциональная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим интересом усваивать необходимые знания.

Длительность занятия 25 минут, из них 5-минут – это работа за компьютером. В перспективном планировании работы учитывались программные задачи на данный период.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры можно использовать как при подгрупповой работе, так и при индивидуальной работе с ребёнком.

Дети, у которых возникают трудности в усвоении пройденного материала, посещают индивидуальные занятия с воспитателем на компьютере в коррекционные часы (утром, до прихода детей); либо в вечернее время). Такая работа проводится 1 раз в неделю.

В течении года мною было опробовано 5 игр, направленных на развитие уровня познавательной активности по РЭМП.

Компьютерные программы, используемые на занятиях по РЭМП

«»»

«Лунтик. Подготовка к школе»

Это обучающая игра, созданная по мотивам анимационного фильма «Лунный гость»- весёлое путешествие в красочный мир Лунтика и его друзей, в котором дети учатся считать (10 мини-игр на темы: порядковый счет, геометрические фигуры; ориентировка в пространстве; изучение величин; сравнение чисел); Автор- фирма «1С»

Цель программно-методического комплекса «Учимся с Логошей» (авторы В. И. Варченко, Л. И. Клетнова, А. Б. Ларина) - закрепить знания и умения, полученные в ходе усвоения детьми программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой. Практикум содержит 20 компьютерных игр и упражнений направленных на восполнение пробелов знаний, с числами и их последовательностью, основами счета, научит выполнять простейшие арифметические действия); а также развития восприятия, памяти, мышления.

Комплекс составлен таким образом, что его можно использовать не только в авторском варианте, но и комбинировать самостоятельно задания и игры, исходя из конкретных целей и задач

«Арифметика. Три поросёнка против волка».

Эта программа поможет ребенку не только освоить устный счет и основные арифметические действия, но и даст элементарное понятие о симметрии и геометрии, научит распознавать геометрические фигуры, развивает глазомер и воображение и научит логически мыслить.

Автор-ООО «Новый диск»

«Зайкина школа»

Данная программа познакомит с числами и их последовательностью, основы счета, научит выполнять простейшие арифметические действия);

Автор- ООО «Новый диск»

«Планета чисел для малышей»

Электронное учебное пособие создано специально для детей дошкольного возраста. Оно помогает выучить начертание цифр и научиться считать, распознавать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние… Автор - компания «Бука»

Нужно отметить, что игры серий «Математика» помогают детям лучше усвоить знания, полученные на занятиях, стимулируют приобретение новых знаний.

Так, например, благодаря огромному интересу к компьютерным математическим играм, все дети в кротчайший срок усвоили цифры до 9 (к\игра «Учимся с Логошей».)

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить и складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Преимущества использования компьютера на занятиях по РЭМП

Компьютерные игры развивают у ребенка:

• быстроту реакции

• мелкую моторику рук

• визуальное восприятие объектов

• память и внимание

• логическое мышление

• зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

• классифицировать и обобщать

• аналитически мыслить в нестандартной ситуации

• добиваться своей цели

• совершенствовать интеллектуальные навыки

Публикации по теме:

Современные образовательные технологии Современные образовательные технологии В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.

Дидактическая игра «Чьи следы?» Дидактическая игра "Чьи следы?" направлена на формирование у младших дошкольников элементарных представлений об окружающем мире. Правильно.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование компьютерных технологий на занятиях по РЭМП с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 18:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Отчёт музыкального руководителя по годовому творческому проекту «Люблю тебя, мой край...
Отчёт музыкального руководителя по годовому творческому проекту «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный ( на...
Игры-тренинги по правилам дорожного движения
«Паровозики» и «машины». Игры-тренинги по правилам дорожного движения. Вместе с детьми сделайте из подручного материала ( стульчиков, крупных...
Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения
Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения. «Поезд». Дети становятся друг за другом в колонну по одному, не держась за руки. Первый -...