Стальненко Марина Валентиновна
Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.
Публикация «Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка. Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий, которые необходимы для автоматизации звуков. Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов. И я нашла для своих воспитанников такое средство. Это логопедическая сказка. Вы спросите, почему именно логопедическая сказка.
Актуальность
Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.
Логопедические сказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.
Цель логопедических сказок – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов
сказкотерапии.
Посредством логопедической сказки могут решаться многие коррекционные задачи.
Опираясь на методические разработки таких авторов как Нищева Н. В., Тырышкина О. В., Ткаченко Т. А. и др. мною была составлен сборник конспектов занятий по мотивам логопедических сказок «В гостях у сказки», которые помогают поддерживать речевую активность и стойкий положительный эмоциональный настрой ребёнка на занятиях.
Существуют разные виды логопедических сказок :
- артикуляционные
- пальчиковые
- фонетические
- лексико-грамматические
- сказки, способствующие формированию связной речи
- сказки по обучению грамоте
Подробнее остановимся на тех сказках, которые я применяю в своей работе.
Артикуляционные сказки
В них используются комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.
Пальчиковые сказки
Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы.
Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.
Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.
Для постановки сказок я использую разные виды театров, многие из которых изготавливаю своими руками. Перед вами некоторые из них.
Театр би-ба-бо
Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.
Перчаточный театр очень нравится детям. Это настоящее чудо, когда простая перчатка превращается в героя сказки.
Пальчиковый театрКуклы, сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.
Прищепочный театр
Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.
Театр на ковролине
Иллюстративное рассказывание с использованием ковролина дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Персонажи на липучках способствуют развитию мелкой моторики.
Театр топотушки
Игрушка одевается на указательный и средний палец ребёнка. Такая игрушка может "ходить", "бегать" и "прыгать" на столе.
Вязаный театр
Вязаные персонажи очень нравятся детям. Могут быть плоскими, объёмными, одеваться на пальцы. Используются для фонетических и пальчиковых сказок.
Использование логопедических сказок для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста имеет достаточно высокие результаты. Мной был проведён мониторинг речевого развития дошкольников, посещающих логопедический пункт. Мы видим, что уровень развития звукопроизношение у детей увеличился на 70%.
Таким образом, опыт применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.
Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал :
«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка»