Лучший педагог года

Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе

Марина Коневская
Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе

Ещё И. М. Сеченов говорил о том, что «всякое ощущение по природе смешанное», что к нему «обязательно примешивается мышечное ощущение, более сильное по сравнению с другими».

Занятия физической культурой, музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушением речи. Для эффективности развития психической и моторной сферы детей с нарушением в речевом и психомоторном развитии являются занятия логопедической ритмикой.

Публикация «Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе» размещена в разделах

Под логопедической ритмикой подразумеваются коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития (в том числе и с речевой патологией) средствами слова, музыки и движения. Логопедическая ритмика оказывает воздействие на моторику и речь, так как является составной частью коррекционной ритмики.

Логоритмические занятия основываются на взаимосвязи слова, движения, музыки и, конечно же, включают в себя пальчиковые, речевые и музыкально – двигательные, коммуникативные игры; упражнения для развития мелкой и крупной моторики; песни и стихи, которые сопровождаются движениями; дидактические игры, которые способствуют развитию чувства ритма.

Первым разработал систему музыкально – ритмических движений швейцарский педагог – музыкант Э. Жак - Далькроз.

Эта система была признана во многих странах, особенно, в области дошкольного и младшего школьного обучения. Автор придумал очень простой метод, используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, пластичность.

Э. Жак – Далькроз считал, что это нужно развивать как можно раньше и что они должны быть в доступной для дошкольников форме. Он ставил игру на первое место, считал игру естественной деятельностью, в процессе которой ребёнок познаёт мир. Ритмика по системе Э. Жака – Элькроза, основанная на интересе и доступности, стала средством борьбы с аритмией в лечебно – профилактических целях у детей дошкольного возраста.

Продолжателем идей Далькроза стал немецкий музыкант и педагог К. ОРФ, который использовал на своих занятиях сочетания музыки, движения и слов.

Фонетическую и логопедическую ритмику с успехом используют как часть кинезотерапии («терапия (лечение) движением») в психотерапии.

Можно говорить о том, что на логоритмических занятиях решаются задачи:

*по формированию двигательных навыков,

*по увеличению объёмов памяти,

*по развитию артикуляционного аппарата,

*по развитию зрительного и слухового восприятия,

*по активизации высшей психической деятельности,

*по развитию дыхания.

*слуховое внимание.

* по ориентации в пространстве.

На занятиях мы соединяем речь с движением, тем самым создаём устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата, цитируя Н. А. Бернштейна. Эта связь позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики. А музыку можно считать организующим, руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. При планировании логоритмических занятий или их элементов, нужно учитывать индивидуальные возможности детей; учитывать нарушения детей; чётко объяснять правила игры. Все упражнения проводить нужно по подражанию от малого к большему. Например, с детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико – фонематическое недоразвитие речи) нужно работать больше над развитием зрительных и слуховых представлений, совершенствуя, в том числе их двигательные навыки. Речь, музыка, движения должны быть тесно взаимосвязаны. Разрабатывается мимика, эмоции ребёнка. Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики. Логоритмика, как и развитие дыхания и всех других компонентов развития ребёнка можно считать одним из направлений здоровьесберегающей, коррекционной работы.

Понятно, что логоритмические упражнения неотделимы от игры. Нам, работающим с детьми, известно, что овладение навыками и умениями у детей происходит значительно быстрее в игре. Ребята, увлеченные игрой, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игра обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение, игра для ребёнка равносильна удовольствию. Кажется, что они действительно лучше нас знают, как их нужно учить и чему. Разнообразные возможности для движения можно рассматривать как один важнейших факторов оздоровления детей. Образ жизни современных детей, особенно в больших городах, ограничивает их естественную потребность в движении. Детям, особенно с проблемами в психофизическом развитии, необходимо пережить радость свободного движения. Учите – играя!

Литература:

1. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М., Сфера 2008.

2. Т. Ю. Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР» СПб. 2009.

3. О. С. Боромыкова «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» СПб. 1999.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Первые дни в детском саду» В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Это нетрудно.

Презентация к проведению НОД в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы» Использование презентаций при проведении непосредственно образовательной деятельности в детских садах обосновано. Благодаря презентациям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 19:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД