Жанна Портнова
Использование логоритмики в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Тяжелые нарушения речи (ТНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом в последнее время, к сожалению, встречаются всё чаще. Это затрудняет общение, отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, снижает познавательную активность. Кроме того, у детей с ТНР наблюдаются нарушения мелкой и общей моторики, координации движений, пониженное внимание, быстрая утомляемость. Поэтому, главным в работе с такими детьми становится комплексный подход: согласованность действий логопеда, воспитателя и других специалистов. Осуществлению такого подхода эффективно способствуют интегрированные развивающие игровые занятия, планируемые в соответствии с лексическими темами. Они могут проводиться как совместная деятельность воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, так и отдельно каждым специалистом. Занятия включают в себя развивающие, речевые и музыкальные игры, упражнения для развития коммуникативных навыков, эмоциональной и двигательной сфер ребенка, элементы психогимнастики, предполагают частую смену видов деятельности, что позволяет поддерживать необходимый уровень работоспособности и внимания даже у детей с повышенной возбудимостью.
Публикация «Использование логоритмики в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями воспитанников» размещена в разделах
Основные цели таких занятий:
- обогащение словаря, развитие связной речи или речи вообще, активной познавательной деятельности детей;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на окружающие объекты и явления;
- формирование интереса к музыкальным, литературным произведениям.
Музыкальное произведение – это тот же рассказ, но не словами, а другими средствами, которые дают основу образному мышлению, способствуют возникновению новых ассоциаций. В дошкольном возрасте ребенок воспринимает музыку неосознанно, также как речь и движение. Музыка, речь и движение становятся главными в развитии дошкольника. Музыкальные произведения, грамотно подобранные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, обогащают эмоциональную сферу, развивают чувства эмпатии, способствуют развитию умения дифференцировать разные настроения, развивают чувство ритма. Таким образом слушание музыки, речь и двигательная активность взаимно стимулируют друг друга. Включение в организованный образовательный процесс подвижных игр, связи речи с движением, упражнений на релаксацию дает детям отдых и позволяет удерживать внимание на протяжении всего времени общения. Так появилась сначала общая лечебная, а потом и узкоспециализированная логопедическая ритмика.
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Cвязь движений, речи и музыки, которая помогает детям научиться красиво и плавно говорить, и даже, в некоторых случаях, избавиться от заикания.
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, органов артикуляции, нервной системы, органов восприятия. Когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, как правило, рушится весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтоб всё работало слажено и без сбоев.
Логоритмика отлично развивает общую и тонкую моторику, координацию движений, речевое дыхание, способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание, восприятие, особенно слуховое, весьма благотворно влияют на физическое состояние воспитанников, помогают сформировать правильные двигательные навыки. Благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей: непоседливых и легковозбудимых успокаивает, а медлительных и задумчивых наоборот мотивирует к деятельности. Эти занятия развивают чувство ритма, что способствует развитию фонематического слуха и восприятия, в дальнейшем в работе над делением слова на слоги, вычленении одного звука из ряда других или в составе слова, при нахождении ударного слога дети испытывают меньше трудностей.
Логоритмические упражнения – это одна из форм коррекции речи. Занятия с элементами логоритмики рекомендуются во всех возрастных группах детского сада, для всех категорий воспитанников. Данные упражнения могут являться частью логопедического, музыкального, физкультурного занятий, а также занятий по развитию речи, рисованию, использоваться для занятий в группе, на прогулке, с музыкальным сопровождением и без него.
Логоритмика в первую очередь полезна детям:
- с заиканием или наследственной предрасположенностью к нарушению темпоритмической стороны речи;
- с брадилалией, тахилалией или прерывистой речью;
- с недостаточно развитой моторикой или координацией движений;
- с СДВГ;
- с ОВЗ и инвалидностью;
- с дизартрией, задержкой речевого развития, алалией, нарушением произношения отдельных звуков;
- часто болеющим и ослабленным детям;
- находящимся в периоде интенсивного формирования речи (возраст 2,5 – 4 года).
Занятия можно проводить как в групповой форме, что очень любят дети, так и индивидуально (дети с ОВЗ, дети с повышенной тревожностью). Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической является простота.
· Все упражнения строятся на подражании, взрослый показывает, ребенок повторяет. Речевой материал запоминается сам от занятия к занятию. На первых этапах текст читает взрослый, дети повторяют его в зависимости от своих индивидуальных особенностей и особенностей речи, памяти и восприятия. К тексту добавляются соответствующие простые движения и музыкальное оформление. Когда дети запомнят полностью текст и соответствующие ему движения, тогда задание выполняется без помощи взрослого.
· Заниматься логоритмикой нужно 2 раза в неделю желательно во второй половине дня (с заикающимися детьми заниматься нужно 3 – 4 раза в неделю). Занятия логоритмикой не дают сиюминутного эффекта. Работа должна вестись в системе. О результатах можно говорить не раньше, чем через пол года.
· Ребенку должно быть интересно и весело. Исполнение песен может сопровождаться наглядностью, использованием игрушек, музыкальных инструментов, отдельными деталями костюма, если всё это не мешает двигаться, присутствием какого либо сказочного героя.
· Упражнения нужно многократно повторять из занятия в занятие, пока они не будут выполнены правильно и точно. Музыкальное сопровождение подбирается в зависимости от того, на каком этапе занятия и с каким ребенком проводится работа. Для медленной части в упражнениях на релаксацию подойдут вальсы, для более подвижной, например во время динамической паузы - марши. Или готовые композиции, собранные в сборниках, если с детьми заучивается песня.
· Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка или группы детей. Если что – то не получается, материал можно упростить, сократить, или разбить на несколько частей, разделить на несколько занятий. Если ребенок почувствует ваше недовольство или неудовлетворение, он может отказаться от занятий.
Начинать занятия логоритмикой можно с рождения, но до 2 лет занятия будут носить пассивный характер. Они будут сводиться к чтению стихов с отхлопыванием ритма.
В возрасте 2- 4 года дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить, общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. Если ребенок не говорит, побуждать его хотя бы к повторению окончаний слов.
· Игра «Оркестр» направленная на развитие слухового внимания. Итак, когда я скажу «Дождь» - вы должны зашуметь «ШШШШ», когда говорю «Молния» - хлопаете в ладоши (можно звонить в колокольчик, при слове «Гром» - топаете ногами (можно бить в бубен, на слове «Тишина» все смолкает.
В возрасте от 4 до 6 лет речь ребенка перестает быть «детской», поэтому мы должны добиваться чистоты и правильности речи. Для этого рекомендуется добавлять в занятия по логоритмике проговаривание чистоговорок на отработку звуков.
· Игра «Конфетки» направлена на развитие координации, общей моторики и автоматизацию звука «Ш» (взято из сборника Е. Железновой «Весёлая логоритмика»).
Ши-ши-ши, как конфетки хороши.
Шо-шо-шо, мойте ручки хорошо.
Шу, шу, шу, я к столу вас приглашу.
Ша, ша, ша, будем кушать не спеша.
Также на закрепление любой лексической темы можно использовать песенки – игры, например: «Зимушка», «Листочки», «Снег, снежок», «Мы посеяли горох» и др. (из приложения к сборнику Н. Т. Бартош, С. П. Савинской «Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе»).
ВЫВОД:
В своей практической работе я активно использую логоритмические игры и упражнения на протяжении 4-5 лет в индивидуальной, групповой, кружковой работе, на различных этапах занятий: при проведении динамических пауз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, как закрепление материала по лексическим темам, в заданиях на развитие фонематических процессов, в качестве релаксационных упражнений. Эти задания являются эффективной формой работы с различными категориями детей и дают хороший результат.