МААМ-картинки

Использование малых фольклорных произведений в работе с детьми раннего возраста фундамент развития речевых навыков и умений

Надежда Юшко
Использование малых фольклорных произведений в работе с детьми раннего возраста фундамент развития речевых навыков и умений

Мой многолетний опыт работы с детьми раннего возраста дает возможность утверждать, что именно малые формы фольклора - тот фундамент, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

Если дети 2-го года жизни в основном эмоционально откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, то на 3-ем году их увлекает содержание художественного произведения, ход развертывающихся событий, последовательность.

Публикация «Использование малых фольклорных произведений в работе с детьми раннего возраста фундамент развития речевых навыков и умений» размещена в разделах

Наряду с возникшей способностью образного восприятия у детей постепенно формируется реалистичное восприятие действительности. Их интересует результат действий персонажей, собственная причастность к происходящему. Они могут войти в воображаемую ситуацию, понять «понарошечность» действий героев.

Учитывая все эти особенности в восприятии детьми 3-х лет фольклорных произведений, я поставила перед собой задачи:

Накопить практический (чувственный) опыт и перевести его в образный план (во П-м полугодии)

Донести до детей смысловое содержание народных произведений, включая элементы артистичности, индивидуальности в исполнении.

Постепенно вести детей от ситуативного конкретного восприятия к обобщенному пониманию произведения.

Помочь воспринимать текст, формировать умение слушать и слышать.

Решить поставленные задачи возможно, если сознательно выбирать методы и приемы, адекватные возрастным возможностям детей : обобщать известные методы обучения маленьких (Н. Аксариной, Е. Радиной, С. Новоселовой и др.) и своевременные методы развивающего обучения.

В своей работе я использую общие принципы обучения детей раннего возраста :

Принцип активности и посильной самостоятельности.

Они осуществляются: во-первых установкой на двухсторонний контакт (обеспечение понимания смыслового содержания полностью, во- вторых, потребностью речевого взаимодействия (необходимостью контакта со взрослыми, в-третьих, потребностью эмоционального взаимодействия (сопереживание по поводу содержания произведения) в-четвертых, потребностью действенного соучастия (введением элементов помощи и совместных действий с восприятием в процессе ознакомления с текстом)

Переход на такой уровень взаимодействия - результат моей системной работы. Дети в группе разделены на 2 подгруппы по возрастным критериям; а так же, если малыш пришел впервые в д/с, то, вначале, я знакомлю его с фольклором, с установкой, в основном на наглядность, процессуальность и ситуативность восприятия.

Принцип познавательной выразительности.

Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения я поддерживаю внимание детей. Малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Использую такой прием как ситуация внезапного появления или исчезновения персонажей, связанная с сюрпризностью. Но часто этот прием нецелесообразно использовать, лучше использовать частичную замену. Например, кукла поменяла платье, у нее появился бант другого цвета, котик сидел, ушел, затем пришёл, лакает молоко, спит, т. е. проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде, а вот он уже в другом виде «Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился…» Использую прием слуховых ориентировочных реакций: говорю то очень тихо, то громко, то медленно, то быстро, нараспев, пользуясь речитативом и т. п. Дети раннего возраста проявляют эмоциональную чуткость на жесты, мимику, голос, копируют взрослого, поэтому этот принцип выполняет еще информативную роль.

Принцип наглядности.

Этот принцип я достигаю:

• приемом инсценирования. С его помощью я добиваюсь предельного понимания содержания, ибо дети раннего возраста отличаются конкретностью восприятия, они должны видеть последовательную цепь событий. Этот прием сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.

• приемом действенного соучастия. Предлагаю детям позвать петушка, напоить цыплят, посадить птичек на веточки, покачать люлечку. Этот прием позволяет ребенку как бы стать соучастником событий.

• приемом динамического акцента на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, ее перемещением, приведением в движение частей игрушки. Например, говоря о петушке - «масляна головушка» желательно привести в движение именно эту часть игрушки, при чтении строки: «Что ж ты рано встаешь, голосисто поешь?» следует привести петушка в движение (петушок как бы встрепенулся) и т. д.

• приемом усиления зрительных впечатлений. Изменяю игрушку или ее месторасположение, показываю близко, далеко, вращаю.

Принцип поэтапности.

Малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строка несет определенное смысловое содержание. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию ничего не разъяснит. Вот почему методика занятий должна предусматривать обратную связь с детьми. Занятие практически должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. На каждой части я задерживаюсь столько, сколько необходимо, и переход от одной к другой части зависит от степени усвоения. Если дети не отреагировали на какую-то часть текста, я прокручиваю ее еще раз. Эта поэтапность обучения и неоднократность повторения обеспечиваются:

Принципом цикличности.

Он необходим не только для освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей. Когда детям показываешь яркую игрушку или картинку, их эмоциональность столь велика, что они не слышат взрослого. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем, сороки-воровки, яркого петушка. Что я предпринимаю? Отыгрываю назад, прячу куклу (ляля ушла).

Повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо повторять и сами занятия.

Принцип вариативности.

Этот принцип помогает закрепить и расширить знания детей, т. к. занятия повторяются, но в несколько измененном виде. Особые значения малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые, или развивающие познавательную сферу.

Весь процесс ознакомления с малыми фольклорными произведениями происходит системно, по этапам. Весь фольклорный материал распределен по содержанию, по блокам. Обучение проходит в игровой форме. Специально выделяются потешки для обучения на занятиях, и которые можно использовать в совместной деятельности. Основная направленность работы связана с формированием механизма активирующего воздействия фольклора на формирование речевых умений и навыков, и познавательной деятельности.

Публикации по теме:

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей» • Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?.

Влияние сказок на развитие речи детей дошкольного возраста Коммуникация занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка и является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых фольклорных произведений в работе с детьми раннего возраста фундамент развития речевых навыков и умений
Опубликовано: 19 марта 2015 в 19:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД