Папки-передвижки

Использование метода мнемотехники с учетом требований ФГОС

Наталья Корикова
Использование метода мнемотехники с учетом требований ФГОС

Мнемотехнические приемы и способы я использую во всех образовательных областях на совместной деятельности, с учетом интеграции и требований ФГОС.

По всем 5 образовательным областям я предоставляю для ознакомления мнемотаблицы и коллажи, составленные мною (Показать часть мнемотаблиц, коллажей).

Публикация «Использование метода мнемотехники с учетом требований ФГОС» размещена в разделах

Познавательные психические процессы – это ощущения, восприятие, внимание, представления, мышление, речь, воображение, эмоции, психомоторика, память и т. д. Они поставляют и составляют материал внутреннего мира человека, его индивидуальность и являются средствами, инструментами всякого познания.

Эффективно развивать познавательные психические процессы помогают приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это метод, который состоит из системы способов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. К этой системе относятся:

А. Группировка информации называется – рациотехникой.

Б. Перекодирование информации (мнемо - эйдотехника, т. е. ее преобразование из абстрактных символов в образы.

В. Логическое мышление (рациотехника).

Г. Образное мышление (эйдотехника).

Д. Мнемотаблицы : а) развивающие, б) обучающие.

Как применять мнемотаблицы?

1. Показывается таблица, разбирается, информация группируется (рациотехника).

2. Перекодирование информации (логическое мышление – что означает каждый символ).

3. Составление сюжета (один из методов запоминания).

4. Определение логических связок.

5. Ключ к вспоминанию по мнемотаблице (рассматривается количественные и качественные характеристики ключа)

Дается время 1 – 2 минуты на разбор, на запоминание 10 – 15секунд. Убирается мнемотаблица и воспроизводится детьми графически по памяти.

Е. Коллажи: (винегрет). Главная задача – соединить все картинки в сюжет.

Этапы: 1. Детям предлагается рассмотреть коллаж, какие цифры, картинки и пр.

2. Составление сюжета со всеми картинками.

3. Установление детьми логических связок – ассоциативные связки и логические связки.

4. Обработка приемов запоминания: в течение 10 – 30 сек. дети рассматривают и запоминают расположение и что находится на коллаже. Затем убирается коллаж и дети воспроизводят по памяти что и где находилось (на коллаже с учетом месторасположения картинок).

К мнемотехническим приемам относятся :

1) способ группировки материала: например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел.

2) другой прием – ассоциативный, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым ( например: сравнение Аппенинского полуострова с сапогом).

3) метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связанными между собой.

4) для лучшего сохранения информации в памяти используют прием повторения.

5) крокировка – зарисовка услышанной информации в знаки.

Все эти приемы используются в мнемотаблицах, коллажах, которые интересны детям и я их очень широко использую во всех пяти образовательных областях.

Как я провожу совместную деятельность с элементами мнемотехники?

Структура совместной деятельности включает в себя несколько частей, логично дополняющих друг друга, и естественно переходящих одна в другую.

1. Подготовитeльная часть - настройка или дыхательная гимнастика.

Основной задачей подготовительной части является развитие у ребенка умения концентрироваться, то есть умения погасить возбуждение нервной системы и настроиться на дальнейшую работу. Упражнения, помогающие ребенку настроиться на занятия, относятся к группе дыхательных упражнений.

2. Основная часть - тренинг различных психических процессов. В данной части занятия детям предлагаются упражнения, направленные на развитие слуховой, зрительной, осязательной памяти. Большое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие моторики. Упражнения на развитие внимания включают в себя упражнения на тренировку концентрации, переключения и устойчивости внимания. Развитие логического мышления детей осуществляется через устaновление логических связей, поиск возможных путей решения задачи их логичного объяснения. Развитие воображения у детей осуществляется через развитие двуполушарной работы головного мозга и вызывание образов и представлений, а так же управление ими.

3. Заключительная часть - релаксация. Интенсивная работа на совместной деятельности требует умения снимать интеллектуальную и физическую усталость и приготовить голову для следующей деятельности. Детям предлагаются упражнения с чередованием напряжения и релаксации организма.

Совместная деятельность проходила в игровом варианте, форма обучения - групповая. Занималась с детьми два раза в неделю в течение учебного года. Количество детей в группе - 15 человек.

Начинаю совместную деятельность с организации педагогического процесса. План совместной деятельности может быть таков ( Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие, познание) :

1. Настройка.

Настройка: игра «КТО ТИШЕ». Задачи: развитие внимания, слуховой памяти, умения сконцентрироваться.

Дети стоят перед входом в зал. "Представьте себе, - обращается к ним педагог, - что в зале чутко спит пушистый кот, а вы должны зайти в зал и сесть на стулья так тихо, чтобы не разбудить кота".

Первыми в зал заходят девочки, а мальчики слушают и наблюдают, кто из них тише всех вошёл в зал и сел на стул. Затем в зал заходят мальчики, и уже девочки наблюдают и слушают, кто из них тише остальных вошёл и сел на стул. После того, как все сядут, педагог просит сначала девочек назвать имена или дать внешнее описание тех мальчиков, которые вошли и сели тише остальных, а затем с такой же просьбой педагог обращается к мальчикам.

2. Тренинг.

А) Упражнение: «Слова – ассоциации». Задачи: развитие слуховой памяти, внимания, ассоциативного мышления (педагог зачитывает монотонно сразу все пары слов) :

стол – стул, лето – ягоды,

книга – журнал, озеро – лодка,

молоко – корова, вода – душ,

кровать – диван, ложка – тарелка,

лес – грибы, рыба – хвост.

Далее педагог называет первое слово, дети второе из пары. Б) Упражнение «Картинка – цифра» (развивает зрительную память, ассоциативное мышление).

В) Остановлюсь более подробно на мнемотаблицах.

Интеграция образовательных областей: познание, речевое и художественно-эстетическое развитие.

Информацию в мнемотаблицу будем заносить, используя метод крокирования - кроками – знаками, зарисовками.

Постараемся занести в мнемотаблицу информацию, например, по стихотворению «Острова»,Е. Никоновой. Мы спросили птицу чайку

С наших Невских берегов:

Сколько, чайка, отвечай-ка,

В Петербурге островов?

Птица чайка встрепенулась,

Полетела в облака,

Посчитала, к нам вернулась,

И сказала: «Сорок два».

Сначала читается стихотворение, обсуждается его содержание, выделяется ключевая мысль или ключевое слово, составляются логические связки, перекодирование информации, крокируются слова в символы, рисунки. Для детей старшего возраста информация заносится в таблицы 12-16 клеточек.

(Раздать таблицы с клеточками).

Каждая строчка стихотворения опять прочитывается, слова крокируются, заносятся кроки в клеточки таблицы. После заполнения таблицы еще раз повторяется текст. Затем по крокам воспроизводится содержание стихотворения.

Д) Упражнение: «Зашифрованные цифры».

Задачи: развитие слуховой, зрительной памяти, воображения, внимания, использование метода «перекодирования» (эйдотехника, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.

Договариваемся, что означает каждая цифра:1 – ракета, 2 – лебедь, 3 – летящая птица, 4 – кораблик, 5 – звезда, 6 – улитка, 7 – кривой охотник, 8 – песочные часы, 9 – змея, 0 – баранка. (показать таблицу с зашифрованными цифрами).

Читается текст (любой, выдуманный, со смыслом) : один раз вечером, когда на небе появилась первая звезда, я увидела, как взлетает настоящая ракета. Это произошло у озера, по которому плавали лебеди. Был такой шум, что из камышей выглянул кривой охотник.

Задание: используя кодовые названия цифр, расшифруйте и назовите использованные цифры. ( Зашифрованы цифры: 7, 1, 5, 2).

Е) «Графический диктант» или рисунок в тетради – «Спрячь цифру в своем рисунке» (развивает мелкую моторику, внимание, ориентирует на плоскости).

Пальчиковая гимнастика «Кролик Банни», «Пальчики в футбол играют» или любая другая (развивают память, речь, мелкую моторику, чувство ритма).

Физкультурная пауза. Игра «Огонь, вода, земля, воздух» (каждому движению рук соответствует определенное слово, кто не ошибся – тот и победил; развивает двигательную и слуховую память, внимание).

3. Релаксация

«Пружинки» или любая другая (способствует снятию физического и умственного напряжения).

Чтобы дети смогли пользоваться значками, символами, нужно их учить через специальные игры умению анализировать, обобщать, устанавливать связи между предметами и явлениями окружающего мира, сравнению, развивать воображение. В данное время в магазинах имеется большое количество игр, которые развивают целый ряд психических процессов (показать несколько магазинных игр).

Использование способов и приемов мнемотехники и специальных игр, дают прекрасные результаты, в частности, улучшение памяти и других психических процессов у детей, о чем говорят данные диагностики.

В начале и в конце учебного года я проводила диагностику слуховой и зрительной памяти детей моей группы. Вот данные диагностики.

Сентябрь, 2012г. Высокий Средний Низкий

Зрит. память О человек из 15; 12 человек из 15; 3 человека из 15

Слух. память 2 человека из 15; 7 человек из 15; 6 человек из 15

Май, 2013 г. Высокий Средний Низкий

Зрит. память 6 человек из 15; 9 человек из 15; О человек из 15

Слух. память 5 человек из 15; 9 человек из 15; 1 человек из 15

Диагностика: - слуховой памяти (10 слов) – окно,небо,лето,ветка,река,сетка,дом,снег,стул,город. - зрительной памяти (10 картинок).

Картинки: - высокий уровень - 7 - 10;

- средний уровень - 4 - 7;

- низкий уровень - 0 - 4.

Слова: - высокий уровень - 6 - 10;

- средний уровень - 3 - 6;

- низкий уровень - 0 - 3.

На основании результатов тестирования, а также, учитывая успехи детей во всех видах совместной деятельности, на которых использовались методы и приемы мнемотехники, делаю следующий вывод: введение приемов мнемотехники стимулирует развитие зрительной, слуховой, обонятельной, моторной, вкусовой, тактильной памяти, а также внимания, связной речи детей, мышления, воображения. Элементы мнемотехники формируют предпосылки к самообучению, закладывают навыки совершенного восприятия и запоминания. Игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам. Мнемотехника помогла некоторым детям перешагнуть барьер неуверенности, заниженной самооценки. Дети стали лучше запоминать стихи, рисовать, пластилин стал любимой игрушкой.

Использование приемов мнемотехники для развития познавательных процессов дошкольников просто необходимо в настоящее время.

Выражаю уверенность в том, что в новом учебном году буду обязательно использовать мнемотехнику на всех видах совместной деятельности.

Публикации по теме:

Памятка по составлению конспекта НОД с учетом требований ФГОС дошкольного образования Памятка по составлению конспекта НОД с учетом ФГОС ДО. Схема построения НОД по ФГОС ДО Старший возраст. 1. Введение в ситуацию. Необходимость.

Проектирование НОД по речевому развитию в средней группе с учетом требований ФГОС до Требования ФГОС ДО по речевому развитию дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода мнемотехники с учетом требований ФГОС
Опубликовано: 6 мая 2015 в 00:43
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД