Использование мнемотехники для повышения уровня связного речевого развития детей младшего дошкольного возраста

елена пантелеева
Использование мнемотехники для повышения уровня связного речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А. М. Бородич, В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой и др.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы направлены на решение задач формирование общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Именно связность речи может помочь в решении этих задач.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Речевое развитие».

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Главная цель моего проекта: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.

Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.

2. Изучить приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми;

3. Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у воспитанников

Содержание и механизм реализации проекта

Исследование осуществлялось на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» городской округ г. Выкса. Работа проводилась с детьми младшего дошкольного возраста, в количестве 24 человека.

Анализ детской деятельности по освоению образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы детского сада

Основная общеобразовательная программа детского сада «Золотая рыбка» является кратким изложением многокомпонентного содержания образования в ДОУ. Этот документ позволяет организовать работу дошкольного учреждения в режиме развития, искать новые стратегические и тактические направления преобразования образовательной системы учреждения.

Что касается содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация», то главная ее цель овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Первая группа целей для второй младшей группы образовательной области «Коммуникация» направлена на развитие коммуникативных умений детей. В младшей группе это общение с близкими для ребенка взрослыми—членами семьи, воспитателем, помощником воспитателя. Наиболее оптимальным является индивидуальное общение со взрослым.

Во взаимодействии со сверстниками для детей характерно эмоционально-практическое общение: ребенок стремится привлечь внимание сверстника, ждет от него соучастия в играх, дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером.

Вторая и третья группы целей предполагает развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности.

Ориентация детей в образовательной области. О чем узнают дети второй младшей группы:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:

Связная речь.

Грамматически правильная речь.

Звуковая культура речи.

Словарь.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета)

Итоги освоения программы: - Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.

- У ребенка значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи.

По этим критериям в мае 2014 г. я оценила уровень речевых умений:

низкий уровень – 59%;

средний уровень – 41%;

высокий уровень – отсутствует.

Использование мнемотехники в развитии связной речи

В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия, составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др.

Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала коллажа и мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Как любая работа строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов (рис. 1), последовательно переходим к мнемодорожкам (рис. 2), и позже к мнемотаблицам (рис. 3,4). Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая. И как я говорила «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой (рис. 5).

Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж - лист картона (ватмана, где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью (рис. 6,7,8,9). Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать. К чему я и стремлюсь, используя эту методику.

Кроме занятий с детьми, я обязательно провожу работу с родителями. Мой девиз таков: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству».

Результаты исследования

Чтобы проверить и проанализировать успешность моего проекта, я выявила уровни речевых умений.

Уровень речевых умений на начало учебного года:

Низкий уровень – 46%;

Средний уровень – 54%:

Высокий уровень – отсутствует.

Уровень речевых умений на середину учебного года:

Низкий уровень – 20%;

Средний уровень – 68%:

Высокий уровень – 12%.

Сравнительный анализ уровня речевого развития предлагаю в виде диаграммы.

И, не смотря на то, что достижения детей в усвоении родного языка с использованием мнемотехники значительны, речь еще далека от совершенства.

Заключение

Моя работа показала, что дети младшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения с использованием мнемотехники. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребенка и более результативным.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми младшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Вместе с тем, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах

Прикреплённые файлы:

prezentacija-panteleva_ps8ur.ppt | 7461,5 Кб | Скачан: 183
 
Публикации по теме:

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Использование мнемотехники для повышения уровня связного речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 18:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Развивающие игры с платком для детей 2–3 лет
Игра «На ветерок» Дети становятся в круг и берутся за края платка поднимая его в верх и плавно опуская в низ, при этом педагог приговаривает "Дует, дует...
Сценарий праздника «Барыня — Капуста»
Сценарий праздника "Барыня - Капуста" В зале за заборчиком организован мини огород с готовыми овощами, разложенных по «грядкам» , коробочки с низкими...
Консультация для родителей «Режим будущего школьника»
Консультации для родителей «Режим будущего школьника» Материал подготовили: Быковская О. В, Комарова Р. А. Еще немного - и Ваш ребенок станет...