МААМ-картинки

Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа

людмила шакирова
Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа

Методическая разработка на тему:

«Использование моделирования и мнемотехники как средства для развития связной речи и памяти дошкольников» (старшая группа)

МБДОУ №42 «Черёмушки»

Автор: Шакирова Л. Н.

Г. Южно-Сахалинск

2017г

2

Содержание

Введение :

Публикация «Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи, Старшая группа» размещена в разделах

Определение темы, обоснование её актуальности и необходимости рассмотрения,постановка цели и предполагаемый результат.

Содержание работы:

1. Теоретические основы технологии

2 Психолого-педагогический портрет воспитанников группы

(диагностика на начало года)

3 Методические рекомендации к организации использования

технологии.

4 Описание основных элементов представляемой технологии и внедрение их в НОД.

5 Анализ проделанной работы (диагностика детей). Выводы.

Литература.

Приложения:

Мнемоквадраты, мнемотаблицы, образцы схем описательных рассказов, диагностический инструментарий, конспекты занятий.

3

Ведение

Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников –одна из важнейших задач детского сада. К семи годам нормально развивающийся ребёнок должен овладеть основными формами устной речи – внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Первая ступень в системе образования – дошкольное образование. Основная задача педагога в детском саду- формирование у детей интереса к процессу обучения. Мне часто приходится искать различные средства, делающие процесс обучения более интересным и необычным,и которые облегчали бы его. Я решила использовать более эффективные научно-обоснованные пути развития речи и памяти детей.

Общаясь с учителями начальных классов школы, я обратила внимание на то, какие проблемы чаще всего встречаются у начинающих школьников. Одна из них это недостаточное, слабое развитие связной речи : скудный словарный запас, неумение строить сложные предложения, последовательно,грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, составлять рассказы о предметах и по картинам и из личного опыта, а так же плохое запоминание текстов с развитием сюжета, стихов. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Дети запоминают непроизвольно и порой не то, что требуется на данный момент. Если же добавить в процесс обучения наглядные картинки, то это приведёт к положительным результатам.

На основании этого целью моей работы в течении года стала идея внедрить в образовательную область «Речевое развитие» методы мнемотехники,моделирования. Моей целью стало повышение своего теоретического уровня, компетенции и мастерства и формирование у детей умения использовать в работе схемы, пиктограммы и модели.

Эти методы должны облегчить запоминание, увеличить объём памяти, развить зрительную и слуховую память, путём образования дополнительных ассоциаций (ассоциативное мышление, развить связность речи, научить составлять рассказы, логически мыслить, сформировать речемыслительную деятельность, систематизировать познавательную информацию об

4

окружающем мире, обогатить словарный запас, воспитать потребность речевого общения, развить мышление и воображение и память.

Для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование моделирования вызывает интерес и помогает «оживить» занятие. А так же, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное и систематизировать полученные знания и логически мыслить. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем в школьном обучении.

1 Теоретические основы технологи.

К. Д. Ушинский писал: «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты» Практически те же задачи по развитию речи стоят и перед сотрудниками детских садов.

Связная речь – логически последовательное, грамматически правильное и образное изложение определённого содержания, с помощью диалога им монолога.

Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что одним из наиболее перспективных методов реализации речевого развития является моделирование, так как мышление старших дошкольников наглядно-образное. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

«Моделирование»- исследование каких- либо явлений,процессов путём построения моделей. Что такое модель?

5

«Модель» -это любой образ какого-либо предмета, процесса или явления, используемый в качестве заместителя. В основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В дидактике выделяют 3 вида моделей :

1 Предметно-схематическая модель (предметы заместители и графические знаки)

2 Предметная модель в виде физической конструкции предмета (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая главные части предмета)

3 Графические модели (графики, формулы и схемы) или пиктограммы.

На использовании моделирования, пиктограмм основаны многие методы дошкольного обучения. Например,метод обучения грамоте разработанный Элькониным Д. Б. и Жуковой Л. Е. Схемы и модели постепенно приучают детей видеть связь слов в предложении и тексте.

Эффективно использовать мнемотаблицы в математическом развитии. Например: блоки Дьенеша помогают закреплять названия цвета, фигуры, формы. Дети легко дают характеристику блокам с помощью карточек свойств.

Мнемотехника – «искусство запоминания». Преобразование абстрактных символов в образы. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства), предназначалась для запоминания длинных речей. Человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов. Мозг фиксирует эту взаимосвязь и в

дальнейшем при припоминании одного из образов человек сразу, по ассоциациям воспроизводит все соединённые образы.

Работа с технологией «мнемотехника» опирается на следующие принципы:

. принцип развивающего образования;

.принцип научной обоснованности и практической применяемости;

.предметность и наглядность;

. дифференцированный подход.

Метод наглядного моделирования даёт возможность : самостоятельно анализировать объекты и ситуации; развивает умение менять точку отсчёта, делать централизованной; развивать замысел, идею будущего продукта; планировать свои высказывания. Не связанные между собой картинки можно соединить в один сюжет. Эти модели-картинки помогают активизировать мыслительные процессы. Поэтому укрепляется память дошкольника, его образное мышление, развивается связная монологическая речь.

Этот метод может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

. пересказ;

.составление рассказов по картине, серии картин ;

. составление описательных рассказов;

. составление творческих рассказов ;

. а также при работе над заучиванием текстов.

7

Возраст детей в группе - 5 лет

Количество воспитанников - 20 человек

Диагностика по образовательной области «Речевое развитие» (связная речь) в начале учебного года показала:

Ноябрь 2016г.

Уровни развития связной речи : сформирована (высокий уровень) - 25%, стадия формирования (средний уровень) - 40% и не сформирована (низкий уровень) – 35%.

3 Методические рекомендации к организации технологии.

а. Модели, как наглядно-практическое средство познания должны соответствовать ряду требований:

- быть простой и понятной детям;

- в качестве моделей могут быть : геометрические фигуры, символические силуэтные, изображения предметов, схемы, пиктограммы.

- чётко и ярко передавать особенности, свойства и отношения которые должны быть освоены;

- моделирование выполняется на знакомом детям материале ;

- модель должна выступать в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность.

- у детей не должно быть «привыкания», что этот символ можно применять только в какой-то одной области. Символ универсальный.

- элементами модели могут быть символы-заместители качественных характеристик предмета: величина, цвет, форма, размер, принадлежность к родовидовому понятию, качество поверхности, как используется, материал из которого изготовлен, детали.

б. Начинать работу надо с простого замещения предметов в символы и знаки (мнемоквадраты, обозначающие одно слово или словосочетание). Приложение № 1

в. После этого знакомить с мнемодорожками (квадрат из 3х картинок по которым можно составить небольшое предложение). Приложение № 2

г. Начинать с моделирования конкретных единичных ситуаций и предметов и только затем с обозначением качеств и свойств предметов и явлений.

д. Создать план высказывания: последовательное размещение в схемах всех конкретных элементов высказывания (силуэтные изображения, где каждое звено высказываемого должно вовремя сменяться следующим. Мнемотаблица. Приложение№3

ж. Модели должны «рождаться» на глазах у детей в тот момент, когда педагог объясняет новый материал. Затем идёт рассматривание и разбор с детьми того, что изображено.

11

з. Использовать модели при пересказе лучше начинать на хорошо знакомом материале. Например : сказка «Репка» или «Колобок».

и. Введение «отрицаний» начинаем после усвоения основ технологии детьми. Приложении № 4 (не круглый, не съедобный, не летает и т. п.)

Этапы работы с моделями :

1 Вводим символы, силуэты, мнемоквадраты, создавая их на глазах у детей, тут же объясняем, что они обозначают.

2 Вводим символы обозначающие свойства, качества, действия, родовидовые принадлежности. Приложение № 5

3 Вводим сочетание нескольких символов. Зарисовываем мнемодорожки.

4 Мнемотаблицы.

5 Вводим отрицания.

6 Предлагаем детям самим выбрать модель для обозначения какого-либо предмета.

7 Составление рассказов по опорным картинкам

8 Составляем рассказы по образцу воспитателя, опираясь на мнемотаблицы (схемы).

9 Используем моделирования на других занятиях и в разных видах деятельности для закрепления технологии.

10 Самостоятельное моделирование детьми.

Приёмы и методы, используемые для работы со схемами и пиктограммами:

. идентификация символов, т. е. ребёнок должен опознать их и соотнести с реальными предметами;

. конструирование : дети самостоятельно выбирают и составляют пиктограммы в такой последовательности, в которой произносится предложение или фраза;

. выбор из нескольких фраз ту, которую назвал взрослый;

. игра «Составь пару» (соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет с пиктограммой обозначающей среду обитания – машину с дорогой,самолёт с облаком или предмет и его условное обозначение и т. п) Приложение №6

.

. игра «КАКИЕ»(домашние) - выбрать те модели, которые подходят к одной тематической группе; Приложение №7

. «Какое слово получится» - по двум моделям составить одно слово; Приложение № 8

. составить из пиктограмм и моделей схему предложения, фразы, рассказа, письма, стихотворения. (индивидуальная зарисовка планов, схем по рассказу воспитателя)

. составить предложение, опираясь на схему («чтение» цепочками символов) Приложение № 9

. зарисовка загадок с использованием «отрицаний» (без окон и дверей; не лает, не кусает; без рук без топорёнка и т. п) Приложение №10

18

. игра «Какой, какая, какое?» Приложение № 11 (мягкое, тяжёлое, легкое, большое, маленькое и т. п)

. «Прочитай письмо» Приложение № 12

. изображения детьми эмоций: радость, удивление, злость.

. «Нарисуй карту» и «В поисках клада» : ориентировка в системе условных обозначений;

. работа в уголке природы: отмечать погоду с помощью условных обозначений ;

. «Найди предмет» с помощью пиктограммы.

. «Магазин» (игрушек, овощей, фруктов) С помощью схем и моделей описать, то что хочешь купить, не проговаривая название.

. «Выполни движение, действие» глядя на модель.

. Зарисовка воспитателем, а затем и детьми, плана (схемы) группы, своей квартиры, участка для прогулки.

Параллельно с этой работой необходимы речевые, дидактические и настольно-печатные игры, которые научать детей группировать, выделять составляющие детали предметов, а так же классифицировать их. Чтение художественной литературы, проведение наблюдений на прогулках, целевых экскурсиях, организация театральных и сюжетных игр. А так же знакомство родителей с изучаемой технологией.

4 Описание основных элементов представляемой технологии и внедрение их в НОД.

Метод наглядного моделирования я использовала на занятиях по развитию связной речи :

- Пересказ.

- Составление рассказов по картине и серии картин.

- Составление описательных рассказов.

- Составление творческих рассказов.

- Заучивание.

Рассмотрим, как использовать технологии на каждом виде занятий отдельно.

1 Пересказ.

Самый простой из видов связного высказывания,так как используется готовый сюжет и готовые речевые формы.

Цели пересказа: - учить внимательно слушать весь текст, помочь понять и запомнить его содержание;

- развивать умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой ;

- точно и последовательно передавать развитие событий и диалоги героев произведения;

- если педагог использует моделирование, то обязательное усвоение детьми принципа замещения персонажей и атрибутов произведения заместителям (моделями);

- формировать умение передавать события, опираясь на схемы, пиктограммы, модели или план.

- развивать связную монологическую речь, расширять словарный запас детей.

- развивать память, мышление, внимание.

Структура образовательной ситуации по обучению пересказу.

1 Организационный момент для создания эмоционального фона восприятия текста.

2 Выразительное чтение произведения для обеспечения целостного восприятия текста.

3 Беседа по тексту: вопросы по содержанию, объяснение новых непонятных слов, повтор диалогов, выяснение основной ключевой мысли автора.

4 Выделяем, вместе с детьми, в тексте ключевые слова, объекты, героев произведения и к каждому из них зарисовываем силуэты (модели), которые напомнят именно это слово. Расположить модели в нужном порядке, соединив в один сюжет. Делаем содержание текста осязаемым, видимым, представляемым. Данная схема будет служить зрительным планом для детей. Приложение №13

5 Глядя на полученный план, педагог сама рассказывает ещё раз текст, показывая по ходу пересказа, каждую модель.

6 Пересказ текста детьми с опорой на картинки.

2 Составление рассказа по сюжетной картине.

Цели:

- Учить детей создавать рассказ по изображённому сюжету, рассказывать о событиях и объектах,изображённых на картине, используя план-схему.

-Составлять и употреблять в речи сложноподчиненные предложения; учить связности, развернутости и непрерывности высказывания.

-Развивать связную,грамматически правильную речь.

-закреплять умение ориентироваться в символах-заместителях.

Структура занятия.

1 Организационный момент. Предложение для рассматривания картины.

2 Выделение значимых объектов картины, рассматривание и подробное описание их внешнего вида, свойств и качеств. Тут же совместное составление и введение в рассказ моделей. (силуэты-заместители,которые являются частями плана рассказа по картине.

3 Составление плана рассказа- мнемотаблицы. Определение взаимосвязи между объектами картины. Отметить особенности композиционного фона картины. Додумать причины возникновения данной ситуации и чем она может закончиться или закончилась.

4 Затем воспитатель, условно, делит картину на части, закрывает их картонными листами разного цвета. Постепенно открывая части, предлагает кому-либо из детей описать этот фрагмент, опираясь на схему описания. И так вызывая несколько детей, постепенно происходит описание детьми всех частей картины по готовому плану. Работа над каждым из фрагментов происходит аналогично работе по составлению описания предмета- по схеме. Приложение №14

5 Рассказ воспитателя (с опорой на мнемотаблицу, описывая каждый объект по схеме) объединённый в единый сюжет.

6 Самостоятельное составление описательного рассказа, используя наглядный план с моделями.

3 Составление описательных рассказов о предметах (животных, временах года, транспорте и т. п)

Задачи:. Учить детей создавать словесный образ объекта с помощью мнемотаблицы, передавая его характерные особенности.

. Продолжать учить составлению связных, грамматически правильных предложений и употреблению их в своей речи.

. Упражнять в подборе прилагательных, глаголов.

. Закреплять навыки самоконтроля над речью.

. Расширение и уточнение представлений о предметах.

. Развивать память, внимание, образное мышление и коммуникативные функции общения.

Структура основной части занятия.

При составлении описательных рассказов рекомендую проводить обучение в 4 этапа:

1 Подготовительные упражнения к описанию предмета : используем создание мнемодорожки, с силуэтными изображениями- цвет форма величина, материал, части, действия. Приложение №15

2 Обговорив каждый элемент по мнемодорожке, с помощью вопросов к детям, совместно выделяем и проговариваем описание самого предмета. Это будет образец рассказа. Предмет берём не тот, который надо описать на данном занятии.

3 Образец связного рассказа о предмете повторяется воспитателем.

4 Самостоятельное составление описательного рассказа детьми о заданном предмете, опираясь на мнемодорожку.

4 Составление рассказа по серии сюжетных картин

Задачи:

. Научить детей составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картин,

раскладывать их в порядке последовательности развития события.

. Строить грамматически правильные предложения.

. Активизировать словарь детей по заданной теме.

. Развивать логическое и образное мышление.

Структура занятия.

1 Организационный момент.

2 Рассматривание картин. Приложение №16

3 Предложить детям подумать, что общего на этих картинках, где здесь начало, где конец, чем они связаны и можно ли составить по ним рассказ.

4 Описание каждой отдельно. Все картинки воспитатель обозначает, заранее приготовленными мнемодорожками, располагая их, под каждой, на демонстрационной доске.

5 Дети самостоятельно раскладывают картины в нужном порядке. Если затрудняются, то воспитатель помогает с помощью наводящих вопросов.

6 По получившейся схеме, дети составляют рассказ. Если затрудняются, воспитатель даёт образец рассказа.

4 Составление творческих рассказов

Цели:

. Учить детей создавать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями; спланировать всю речь и логически связать её отдельные компоненты.

. Развивать умение выбрать главное, о чём нужно рассказать, лаконично передавая наиболее характерные и важные события без излишней детализации.

. Составлять рассказы из личного опыта.

. Учить последовательно излагать свои мысли, строить несложные суждения, выводы.

. Активизировать словарь детей наличием эпитетов, сравнений, метафор, описаний, прямой речью. Пользоваться простыми и сложными распространенными предложениями.

. Закреплять умение пользоваться планом-схемой.

Структура занятия

1 Организационный момент. Сообщение темы занятия, чтение стихотворения, загадки, встреча сказочного героя в гостях у детей и т. п.

2 Беседа о проблемной (игровой) ситуации. Просьба к детям помочь её разрешить. Можно предложить готовую модель рассказа в виде силуэтных изображений, которую дети должны наделить смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

3 Можно предложить детям угадать эпизод по демонстрации действия. Либо педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели дети придумывают сами. Или персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет детям проявить творчество в придумывании конкретных героев и их характерологическом оформлении.

4 Можно задать начало сказки, а продолжить её должны дети, опираясь на силуэтные изображения.

5 Располагаем на доске вместо развёрнутой предметной модели – обобщённую, содержащую только ключевые моменты. Происходит свёртывание модели в её заместитель. Приложение №17

6 Когда все модели будут обговорены и нарисованы можно соединить их стрелочками в порядке развития сюжета (начало, середина рассказа, конец). Когда и где происходит действие? Кто главные герои рассказа? Что с ними произошло? Кто им помог? Чем всё закончилось? Создаём мнемотаблицу и можно начинать составлять рассказ по ней.

7 На последнем этапе, когда дети уже хорошо освоят принцип составления моделей и мнемотаблиц, самостоятельно выбирают тему, героев сказки и силуэты для моделей.

8 Самостоятельные рассказы детей.

5 Заучивание

Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений.

Цели:. Помочь детям понять и запомнить новое стихотворение.

. Выразительно и эмоционально читать произведение.

. . Чётко и внятно проговаривать текст.

. Развивать память. образное мышление и умение использовать опорные рисунки для запоминания текстов.

Этапы работы:

1 Чтение воспитателем,желательно наизусть, нового стихотворения. Выразительно и эмоционально!

2 Вопросы по тексту. Это поможет детям понять основную мысль произведения и даёт возможность отвечать словами из самого стихотворения.

3 Объяснение новых незнакомых, трудных слов.

4 На каждое слово или фразу придумываем модель. Зарисовываем всё стихотворение мнемодорожкой с моделями. Приложение №18

5 Проговариваем весь текст используя полученную мнемодорожку, как схему. (2-3 раза)

6 Ребёнок самостоятельно пробует рассказать текст, ориентируясь в системе знаков.

6 Анализ проделанной работы (диагностика и выводы)

О результатах моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу детей:

В конце года (Май 2017г) кол. детей% В начале года (ноябрь 2016) кол. дет %

Высокий уровень (сформир)- 85% Высокий (сформирована) – 25%

Средний уровень (стадия фор)-10% Средний (стадия формир)- 40%

Низкий уровень (не сфор) – 5% Низкий (не сформир) - 35%

Сравнительная диагностика показала следующие результаты:

Как поменялся уровень развития связной речи детей в % :

С высоким уровнем возросло на: 60%

Со средним уровнем снизилось на – 30%

С низким снизилось на – 30%

Итак: уровень развития речи увеличился, видна положительная динамика.

Публикации по теме:

Мнемотехника как средство развития связной речи детей Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми и сверстниками. Передать опыт, накопленный человечеством,.

Использование мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь.

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольника 1 слайд. Визитная карточка Здравствуйте. Я Коршунова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 119». Тема моей презентации Использование.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы по проблеме: «Использование приемов и методов.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Моделирование-как средство развития связной речи. Консультация: «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской.

Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников Ускоренный темп развития общества требует от человека с самого раннего возраста владеть умением содержательно и понятно излагать свои мысли.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование мнемотехники для развития речи дошкольников Практикум по развитию речи (с использованием метода мнемотехники) для педагогов. Задачи: Познакомить коллег с использованием метода мнемотехники.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи Консультация для педагогов МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонска Тема: «Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа
Опубликовано: 31 октября 2017 в 12:15
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД