Использование музыкальных подвижных игр на физкультурных занятиях детей старшего дошкольного возраста

Ирина Крюкова
Использование музыкальных подвижных игр на физкультурных занятиях детей старшего дошкольного возраста

Музыка и движения занимают особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется психологическими особенностями дошкольников. Музыкально - ритмическое развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, двигательная активность полезна для здоровья, а также ребёнок становится чутким к красоте движений в искусстве и жизни.

Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении. Подвижные игры – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Включая в подвижную игру соответствующую музыку – интересный приём, обеспечивающий образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дает чёткий сигнал к началу действия.

Организация музыкально - подвижных игр:

• Педагог должен знать наизусть ход и правила игры.

• В играх с соревновательными элементами мелодия одна сменяет другую.

• Необходимо правильно подбирать темп музыки.

• Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.

• Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами, эмоциональной музыкой и т. д.

• Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему.

• Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.

• Важно следить за дозировкой физической нагрузки.

• Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей.

• Заканчивать игру нужно своевременно, т. к. её затягивание может привести к утомлению играющих.

• Сигнал об окончании игры подаётся, когда дети получили от неё удовольствие.

• Не стоит забывать о подведении итогов игры.

Данные игры могут использоваться как на прогулке, на физкультурных занятиях, так и спортивных праздниках и развлечениях.

Цель данных игр:

• Придать яркую эмоциональную окраску подвижным играм на занятиях и развлечениях.

Задачи:

• учить детей действовать по музыкальному сигналу;

• учить различать музыку разную по характеру;

• выполнять действия в соответствии с музыкой;

• развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве;

• развивать ловкость и быстроту движений;

• выполнять действия в соответствии с правилами;

• формировать умения действовать сообща.

Музыкальных подвижных игр для детей существует множество. Предлагаемая вашему вниманию подборка игр, является самой увлекательной с использованием этнокультурного компонента.

1. Кот и мыши.

Играющие «мыши» находятся «в домике» у одной из стен комнаты. У противоположной стены на стуле сидит «кот» он спит.

С началом звучания настороженной музыки «мыши» подкрадываются к «коту» и присаживаются на корточки. С началом звучания громкой музыки «кот» просыпается и ловит «мышей», которые убегают в «дом». (Музыка к игре «Кот и мыши»-«программа Ладушки»)

2 Коршун и цыплята.

Играющих 10 человек. Один из них-«коршун», остальные-«цыплята».

«Цыплята» стоят в колонне за «наседкой» и держатся за бока, стоящих впереди.

«Коршун» впереди.

1 часть музыки. Все движутся боковым галопом вправо, затем влево.

2 часть музыки. «Коршун» наступает, остальные движутся назад.

Затем наоборот.

Далее игра продолжается без музыки. «Коршун» пытается поймать последнего цыпленка.

3 Козочки и волки.

Дети делятся на две группы: козочки и волки.

Первая часть музыки «козочки» весело скачут в произвольных направлениях.

Вторая часть музыки «козочки» бодаются, группируясь по двое, касаться друг друга нельзя.

Третья часть музыки «козочки» снова весело скачут. В конце приседают.

На музыку «волки»-большими шагами «волки» бегут по кругу.

С концом музыки «козочки» бегут в «дом», волки их пятнают и уводят к себе. («Полька», «Поскачем» Т. Ломовой.)

4 Зайцы и охотник.

Первая часть музыки «зайцы» произвольно прыгают на двух ногах.

Вторая часть музыки- «зайцы» застыли, прячутся, «Охотник» ходит между ними, отходит, хлопает в ладоши и говорит: «Пиф-паф!».

Зайцы падают на спину и лежат, не шевелясь. «Охотник» уходит за мешком, а зайцы неслышными шагами убегают в условленное место.

«Охотник» возвращается с мешком, удивляется, «зайцев» нет, значит он промахнулся. (Песня «Зайка» Е. Железнова, «Марш» Ф. Наденеков- «Ладушки»-старшая группа)

5 Барашек.

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, внутри круга-барашек. Идут по кругу и поют:

«Ты барашек беленький, с хвостиком сереньким.

Мы тебя поили, мы тебя кормили.

(проигрыш хлопают)

Рожками нас не бодай

Лучше с нами поиграй,

Лучше с нами поиграй,

И скорее догоняй»

Барашек догоняет, кого поймал, с тем меняется ролями.

6 Шатер.

Мы веселые ребята.

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

Участники игры делятся на подгруппы, которые образуют круги по углам площадки, в каждом кругу стоит стульчик на котором висит платок с узорами. С окончанием пения дети перестраиваются в один круг, двигаются поскоками, взявшись за руки. Затем выполняют любые плясовые движения. С окончанием музыки дети бегут к своим стульчикам, берут платки и натягивают их над головой в виде шатра. Кто первый!

7 Улитка.

Дети двигаются на четвереньках по залу, на спине мешочек с песком.

На второй куплет засыпают, свернувшись калачиком, стараясь не уронить мешочек. На третий куплет снова двигаются на четвереньках.

Улитка рогатая тихо ползет,

Свой маленький домик на спинке везет.

А ночью улиточка спрячется в дом,

Никто не обидит улиточку в нем.

А утром улиточка снова ползет

И маленький домик на спинке везет.

8 Голуби.

Для игры нужно легкое покрывало –«голубятня». Взрослые держат покрывало за концы, натягивая его, как крышу. Дети сидят на корточках под покрывалом. Сначала пения, взрослые поднимают покрывало вверх «голуби» летают по комнате, за тем по тексту возвращаются на зад, покрывало снова опускается вниз, «голуби» сидят и воркуют: «Гурру…»

Едва голубятню открыть успели

Как голуби сразу же улетели.

Они в голубое небо летят

И там летают, сколько хотят….

Когда же вернутся отдохнуть

За ними дверцу закрыть не забудь.

Гурру…

9. Соседи

Дети сидят по кругу, тесно прижавшись друг к другу. Выполняют действия в соответствии с текстом песни.

Соседей можно

Потолкать, потолкать, потолкать.

Соседей можно

Щекотать, щекотать, щекотать.

Соседям можно

Пошептать, пошептать, пошептать.

Соседей можно обнимать, обнимать.

Соседей можно догонять, догонять.

После окончания музыки дети разбегаются, тот кого назовет воспитатель: например. «Ловишка-Ира!» тот догоняет, остальные убегают.

10 Сороконожка.

Сороконожка хорошо бежит,

Топает ногами так, что пол дрожит.

Даже если ножки целый день идут,

Не устают, не устают.

Тот, кто шел последним, пусть бежит вперед,

И самым первым в голове встает.

(Дети выстраиваются в колонну, руки кладут друг другу на плечи, изображая сороконожку. Движения выполняют по тексту песни)

11. Солнечные зайчики

Ход игры:

Мы – солнечные зайчики, озорной народ.

Мы с Солнышком – веселнышком водим хоровод.

То убежим, то спрячемся, нас просто не унять,

Эй, Солнышко – веселнышко, попробуй нас догнать!

(Дети стоят в кругу, в центре которого – Солнышко. Дети двигаются по кругу, на слова «прячемся» приседают на корточки. Далее выполняют любые плясовые движения, по окончанию пения Солнышко старается запятнать играющих)

12. Треска и сети

(подвижная игра с пением для детей 6-7 лет)

Ход игры:

Перед началом игры дети образуют 2 круга, один в одном. Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки – они в ходе игры изображают сети. Игроки внешнего круга за руки не держатся, это - рыбы. Под музыку сети двигаются хороводным шагом вправо, а рыбы друг за другом влево (шаг с носочка, руки слегка отведены назад, ладони двигаются, имитируя движения плавников).

Все поют:

«Как на промысел трески вышли в море рыбаки,

Сети расставляют, песню напевают»

Затем все останавливаются. Игроки внутреннего круга поднимают соединённые руки вверх и поют: «Ты ловись, треска, ловись, в наши сети попадись!

Ждёт сегодня рыбаков замечательный улов!»

В это время игроки внешнего круга - треска – могут свободно вбегать в сети и выбегать из них. Сеть не может задерживать рыбу.

На последнее слово песни сеть опускается, то есть все игроки внутреннего круга опускают соединённые руки вниз и приседают. Пойманная «рыба» становится во внутренний круг, который увеличивается в размерах, после чего игра возобновляется, либо игроки - «рыбы» и игроки – «сети» меняются ролями.

13 Осенние листья

Ход игры:

В зале на полу лежат осенние листья с разных деревьев (можно использовать настоящие листья, либо листья, изготовленные из картона)

Дети спокойным шагом в ритме музыки ходят по залу в разных направлениях между листьями («гуляют по лесу») и поют:

«Мы в лесу осеннем весело гуляем,

Листья собираем, все деревья знаем»

Дети останавливаются, продолжают петь, поочерёдно отводя правую и левую руки в стороны («показывают на деревья»):

«Вот берёза, вот осина,

Тополь, клён, дубок, рябина».

Хлопают в ладоши в ритме музыки и поют:

Раз, два три, раз, два, три, ты листочек подними»

Каждый ребёнок поднимает один любой осенний лист, находящийся рядом.

Педагог называет имя ребёнка. Ребёнок называет свой лист: «У меня кленовый лист» Примечание: Игра может проводиться и в кругу (в хороводе). В этом случае осенние листья (по количеству детей) должны быть разложены внутри круга, а каждый ребёнок – поднять и назвать лист, напротив которого он остановился.

14 Мышка в огороде

Слова и музыка Е. Кузнецовой.

Ход игры:

Дети образуют круг, берутся за руки (это – огород). В центре круга – ребёнок, изображающий мышку. У 5-6 детей, стоящих в хороводе, на голове маски (коронки) овощей. Дети двигаются по кругу, мышка бежит внутри круга в противоположную сторону.

Дети (поют):

«Мышка, мышка в огород пришла.

Мышка, мышка, что ты там нашла?»

Мышка: «Я нашла морковку! Тра-ля-ля, ля-ля-ля. Я нашла морковку! Тра-ля-ля, ля-ля-ля» (или называет любой другой овощ, который в данный момент есть в «огороде»)

Дети (поют):

«Мы морковку не дадим, пригодится нам самим! Мы морковку не дадим, пригодится нам самим!»

(грозят «мышке» пальчиком)

Мышка (говорит): «Я вас не послушаю и морковку скушаю!»

Ребёнок в маске моркови выбегает за круг, «мышка» пытается его поймать.

Если ребёнок в маске моркови успевает оббежать круг и занять своё место, значит «мышке» не удалось скушать морковку.

Затем выбирается другая «мышка». Маску моркови можно снять, чтобы в игре могли поучаствовать и другие дети - овощи.

При повторении игры в другой день можно поменять «набор» овощей.

Варианты: «А мы репку не дадим…», «Огурец мы не дадим…» и т. д.

15 «Мишки и пчелы»

Ход игры: Дети – мишки встают в круг. В центре круга стоят 3-4 ребенка. Это «пчелы». Дети- мишки, взявшись за руки, идут по кругу и поют, «пчелы» показывают движения:

Стоит большая бочка

На высокой кочке

Пчелы бочку стерегут Дети соединяют руки над головой.

Округляют руки перед грудью, показывая бочку.

Вращают перед грудью указательными пальцами.

Мишкам меду не дают

Раз, два, три, четыре, пять!

Мишек будем догонять! Грозят пальцем.

Хлопают в ладоши. Топают ногами, поставив руки на пояс

Мишки убегают, «пчелы» стараются «ужалить».

Звучит «Полет шмеля» Н. Римский-Корсаков

Прикреплённые файлы:

muzykalnye-podvizhnye-igry_7sl41.pptx | 2720,86 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

Использование фитбол-гимнастики на физкультурных занятиях в ДОО Золотые правила фитбол-гимнастики. Этапы освоения упражнений с использованием фитболов. Мяч имеет определенные свойства, используемые для.

Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях в ДООИспользование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях в ДОО Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основ­ном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют.

Использование музыкальных сюжетно-ролевых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Использование музыкальных подвижных игр на физкультурных занятиях детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 июля 2018 в 11:57
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Психология детей, обучающихся в начальной школе»
Что же делать после окончания детского садика? Что хотят дети? Это важно понимать. Первое - поступление в школу - одно из главных событий в жизни ребёнка. В...
Проект «День здоровья» для разновозрастной группы
Проект: «День Здоровья в ДОУ» Автор: Ищенко С. А, воспитатель Участники проекта – педагоги, дети группы сокращенного дня, родители; Сроки реализации...
Конспект занятия «Безопасность детей на улице»
Ребенок должен знать, как вести себя на дороге. Безусловно, в школе, и детском саду детей учили правилам дорожного движения. Но это были, так сказать,...
Летний праздник «Лето красное, для души прекрасное»
Сценарий летнего праздника ( для всех возрастных групп) «Лето красное, для души прекрасное! » Действующие лица: Ведущий Тучка Лето Необходимые атрибуты:...
Консультация «Адаптация ребёнка в детском саду»
Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми...