Папки-передвижки

Использование музыки на логопедических занятиях

Марина Сарибекян
Использование музыки на логопедических занятиях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский сад №82 города Тюмени

«Использование музыки на

логопедических занятиях»

(из опыта работы).

Составила: Сарибекян Марина Анатольевна,

музыкальный руководитель

высшей категории

г. Тюмень 2018г.

Публикация «Использование музыки на логопедических занятиях» размещена в разделах

Использование музыки на логопедических занятиях способствует развитию слуховых функций, речевой функциональной системы, памяти, внимания, творческих способностей, а также помогает формировать личность ребёнка.

Одним из эффективных видов работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Э. Жак-Далькроз, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.). В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н. А. Берштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание,просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.

Музыкально-логопедические занятия по коррекции звукопроизношения необходимо строить поэтапно.

Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляторных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

Исследования показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, без участия сознания человека, согласовать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным извне ритмическим стимулом. В результате создаются правильные моторные привычки, возникает способность не только ритмично двигаться, но и чётко представлять временно-пространственные соотношения. Таким образом, музыка является организующим, руководящим началом и естественным регулятором движений. Помимо чёткой ритмизации, музыка имеет ещё разнообразную эмоциональную окраску, что также влияет на тонус выполнения движений: весёлая песня заряжает энергией и увеличивает амплитуду движений, грустная - делает движения плавными и неторопливыми. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.

Приведу в качестве примера комплекс музыкально – логопедических упражнений, которые могут быть использованы для постановки и автоматизации звуков Р и Л.

УПРАЖНЕНИЕ «УЛЫБКА»

Музыкальный материал : песня «Улыбка», музыка В. Шаинского.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

1 -4 такты: «улыбка» - губы улыбаются, слегка обнажая зубы.

5 – 8 такты: «забор» - улыбнуться, показав сомкнутые зубы.

9 -12 такты: «трубочка» - вытянуть губы вперёд.

13 – 16 такты: «орешек» - узкий кончик языка попеременно упирается то в одну, то в другую щёку.

17 – 24 такты: «наказать непослушный язык», пошлёпывая его губами 5 – 6 раз. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении, рот открыт.

25 -28 такты: «грибок» - рот открыт, прижать широкий язык к нёбу.

28 -32 такты: «лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Цокать языком, растягивая подъязычную связку.

У детей с речевыми нарушениями одной из специфических проблем, обусловленных дефектом, является недостаточный контроль за дифференциацией дыхания и его продолжительностью, поэтому на занятиях необходимо проводить специальные дыхательные упражнения.

У большинства таких детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков – свистящих, шипящих и особенно Р – необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встаёт задача формирования у детей сначала физиологического, а затем, на его основе, речевого дыхания.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР»

Музыкальный материал : вальс И. Штрауса.

Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного выдоха.

Оборудование: пособия для поддувания (бумажные кораблики).

Выполнение: под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на кораблик.

На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на чёткое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими – либо яркими музыкальными образами. Такие ассоциативные связи помогают детям отличать звуки друг от друга и дают возможность их обыгрывать.

УПРАЖНЕНИЕ «САМОЛЁТЫ»

Музыкальный материал : «Вальс», музыка А. Жилина.

Цель: автоматизация сонорных звуков Р и Л.

Выполнение:

1 – 8 такты: дети изображают самолёты и «разогревают моторы». При этом они стоят на месте, произнося звук Р.

1 – 8 такты (повторение) : дети «заводят пропеллеры» и с силой вращают руками, произнося Р.

9 – 16 такты: дети поднимают руки в стороны и под музыку бегут по кругу, произнося Л.

9 -16 такты (повторение) : дети разворачиваются и бегут в противоположном направлении, произнося Л.

С окончанием музыки «полёт» заканчивается.

После проведения автоматизации изолированного звука необходимо переходить к автоматизации его в слогах, фразах, тексте. Эта утомительная для ребёнка работа может быть облегчена, если к ней подключить вокализацию и движение.

Публикации по теме:

Презентация «Дидактические игры на логопедических занятиях» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию фотоотчет дидактических игр, которые я использую в работе с детьми-логопатами. Такие игры.

Использование ИКТ на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова С каждым годом отмечается увеличение числа детей с ТНР. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все.

Использование музыки и бубна на физкультурных занятиях и утренней гимнастики (консультация для воспитателей) Использование музыки и бубна на физкультурных занятиях и утренней гимнастики. Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильное.

Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях детьми является мощным стимулом речевого, моторного и интеллектуального.

Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях Презентация. Тема: «Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях в соответствии.

Песочная терапия на логопедических занятияхПесочная терапия на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №257» Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием.

Консультация для родителей «Использование элементов криотерапии на логопедических занятиях» Использование приемов криотеропии в системе логопедического занятия. Каждый родитель прислушивается к тому как говорит его ребенок. Правильно.

Модели артикуляции звуков на логопедических занятиях Моделирование в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи – это наглядная основа, способствующая постановке и дифференциации звуков.

Музыка на логопедических занятиях Очень часто у детей дефекты звукопроизношения отягощаются нарушением речевого дыхания, силы и выразительности голоса, фонематического слуха,.

Проект «Сохранение и стимулирование здоровья дошкольника». Использование Су-Джок терапии на логопедических занятиях Проект: Сохранение и стимулирование здоровья дошкольника. Тема: «Использование Су – джок терапии на логопедических занятиях в ДОУ» По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыки на логопедических занятиях
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 11:58
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД