Лучший педагог года

Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией

Аксентьева Ольга Александровна
Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией

Тема: «Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией»

Выполнена:

Аксентьевой Ольгой Александровной

учителем-логопедом

первой квалификационной категории

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….….2

Глава Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений

Публикация «Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией» размещена в разделах

1.1. Возрастные особенности тонкой моторики рук…. ….….…3

1.2. Обследование тонкой моторики пальцев рук…. ….….….…3

Глава Коррекция формирования и развития артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией

1.3. Виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев

и кистей рук….…. 4

1.4. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр. …. ….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. …. 8

ЛИТЕРАТУРА…. …. …9

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.

Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.

Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, если же развитие речи малыша отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание. [1]

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5 % (данные М. Е. Хватцева).

В специальной литературе работа по формированию и совер-шенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи.

Глава Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений

1.1. Возрастные особенности тонкой моторики рук.

Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста. В возрасте 1-2 года ребенок должен держать два предмета в одной руке; чертить карандашом, переворачивать страницы книги. Ставить друг на друга от 2 до 6 кубиков. В 2-3 года открывать ящик и опрокидывать его содержимое. Играть с песком и глиной. Открывать крышки, использовать ножницы, красить пальцем. Нанизывать бусы. В 3-4 года держать карандаш пальцами, копировать формы несколькими чертами. Собирать и строить постройки из 9 кубиков. Рисовать карандашами или цветными мелками. Строить постройки более чем из 9 кубиков. Складывать бумагу более чем 1 раз. Определять предметы в мешке на ощупь, лепить из пластилина (от 2 до 3 частей, шнуровать ботинки. [3]

1.2. Обследование тонкой моторики пальцев рук.

Для установления характера нарушений моторики, выявления степени задержки или отставания в моторном развитии необходимо проводить обследование тонких движений пальцев рук и действий с предметами, тест на распознавание пальцев.

Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.

3-летний ребенок — правильно определяет большой палец.

5-летний ребенок — различает большой палец и мизинец.

6-летний — свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы — прогностический признак будущих трудностей с чтением, письмом.

Тестовые задания: локти опираются на стол, ладони — свободно в воздухе, одна рука вверх ладонью, а другая — тыльной стороной. По-просите ребенка одновременно переворачивать ладони одну вверх тыльной стороной, другую вниз, причем делать это как можно быстрее. Положить перед собой кисть ведущей руки. Задание заключается в непрерывном постукивании указательным пальцем и максимально возможном темпе.

Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три», «раз-два-три» попеременно указательным пальцем правой руки; «раз-два» и левой «три» с плавным переходом от одной руки к другой.

Обследование тонких движений пальцев рук :

• Сжать пальцы в кулак.

• Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

• Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Обследование действий с предметами:

• Выложить узор мозаики.

• Самостоятельно застегнуть пуговицы.

• Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

• Нанизывать на нитку бусинки.

• Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

Оценка: 1 балл — четкое выполнение всех заданий; 2 — выполнение не более 5 заданий из предложенных; 3 — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных; плохая координация, неловкость движений. [3]

Глава Коррекция формирования и развития мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией

1.3. Виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.

В повседневную работу логопед может включать разнообразные игры и задания для развития общей и тонкой моторики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка:

игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д. ; нанизывание бусинок, колечек, пуговиц на нитку; пришивание и застегивание, и расстегивание пуговиц; игры с мозаикой, строительным материалом и т. д. ;

изобразительная деятельность: лепка из пластилина и глины; раскрашивание картинок; обведение контуров; штриховка; рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д.); разнообразная работа с ножницами; поделки из природного материала и т. д. [2]

Наиболее результативным и продуктивным видом работы по развитию мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые недостатки, являются специальные упражнения – пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук — простое, но очень полезное занятие. Ребенок вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания. Например:

Упражнение «Поздороваемся с каждым пальчиком»

Исходное положение для выполнения упражнения: руки согнуть в локтях, а пальцы соединить (указательный палец одной руки с указательным пальцем другой и т. д.). На слова: «Пальчики здороваются следует совершить поочередное соединение каждой группы пальцев. При этом все остальные пальчики должны оставаться неподвижными и сомкнутыми друг с другом.

Упражнение «Цветочки распускаются»

Начальная позиция – руки согнуты в локтях, а пальцы сомкнуты в кулаках. На слова: «Цветочки распускаются!» следует медленно разжать пальцы и вытянуть вверх руки. На слова: «Цветочки закрываются!» — следует вернуться в положение, с которого начинали.

Упражнение «Бабочки летают».

Для выполнения этого упражнения нужно вырезать из цветной бумаги разноцветных бабочек. Кроме этого можно еще и создать полянку – вырезать зеленую травку и цветочки, а затем приклеить их на картон. Перед тем как начать играть, нужно расположить на каждом цветочке по бабочке. После чего взять пульверизатор и нажать на него. Под воздействием струи воздуха бабочки начнут «летать».

Упражнение «Скачут зайки по опушке»

Изначальное положение – руки согнуты в локтях, а указательный и средний пальцы выставлены в вверх. Все остальные пальцы согнуты и соединены. Руки можно поднять к голове, показав, таким образом, ушки у зайки. На слова: «Зайки на опушке!» средний и указательный пальчики сгибаются и разгибаются. На слова: «Ушки на макушке»пальцы шевелятся.

Самомассаж кистей и пальцев рук :

• Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

• Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

• Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

• Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

• Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем — поперек.

• Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, пе-рекатывая один через другой одной рукой, затем — другой.

• Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот; затем поочередное растирание. [2]

Применение сопряженной гимнастики (“Театра пальчиков и языка”) в логопедической практике ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. А включение в гимнастику кинезиологических упражнений синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов, эффективно осуществляет коррекцию речевых нарушений. [4]Тексты для “Театра пальчиков и языка” подбираются с учетом лексических тем. Например, для лексических тем "Домашние животные", "Лето"можно использовать следующий комплекс упражнений «У бабушки в деревне».

• Вот и пришло долгожданное лето - Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

• Маша поехала на поезде к бабушке - Губы вытянуть трубочкой. Пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.

• У бабушки большой красивый дом - Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук "домиком".

• Под окнами - клумба с цветами - Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

• По двору бродят пестрые куры - Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.

• Протяжно мычат коровы - Губы вытянуть трубочкой. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вперед только указательный палец и мизинец.

• Греется на крыльце рыжая кошка - Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

• Маше нравится отдыхать у бабушки! - Улыбнуться, показать зубы. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.

1.4. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

• Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малыша к правильному выполнению упражнения, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

• Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

• Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

• Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

• Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постоянные занятия с детьми пальчиковой гимнастикой, способствует тому, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитатель ДОУ 2010 № 6. /- М. : ООО Творческий Центр Сфера. С. 40/

2. Йощенко В. О. Сборник примерных форм документов и методических материалов. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ.

/- М. : АРКТИ, 2009./

3. Поволяева М. А. Справочник логопеда. /Ростов-на-Дону. : Феникс. 2002. С. 38-39, 44-45/

4. Ребенок в детском саду 2008 № 2 /-М. : ООО Издательский дом Воспитание дошкольника. С. 42-46)

Публикации по теме:

Использование соленого теста на логопедических занятияхИспользование соленого теста на логопедических занятиях Тестопластика открывает дверь в мир интересного творчества и уводит нас в увлекательную страну пластики. Плюс соленого теста в том, что.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста В последнее время ученые отмечают негативную роль загрязнения окружающей среды в увеличении частоты рождаемости детей с различными пороками.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях как средство развития детей с нарушением речи. Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Занимательность условного мира игры.

Использование игры в формирование правовой культуры ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях Использование игры в формирование правовой культуры ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях В современном обществе каждый.

Использование массажных мячей (Су-Джок) на логопедических занятиях. Подгрупповое занятие в подготовительной группе Задачи: - расширять знания детей о гласных и согласных звуках; - укреплять знания о звуке – Ц -, - С – и букве – Ц -, - С –; - продолжать.

Использование тренажера «Топотушка Слоненок» и Аппликатора Кузнецова на логопедических занятияхИспользование тренажера «Топотушка Слоненок» и Аппликатора Кузнецова на логопедических занятиях "Слоненок Топотушка" Достаточно поместить пальцы в игрушку и немного ими пошевелить, как слоник «оживает» и тут же готов играть. «Топотуши».

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Методическая разработка «История болезни детей с речевой патологией» ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ I.Общие сведения (Паспортная часть) 1. Ф. И. О ребёнка: Роман 2. Пол: мужской 3. Дата рождения: 25.03.2012 г. 4. Возраст: 5 лет.

Проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми дошк. возраста Артикуляционная гимнастика Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического.

Развитие лексико-грамматических форм на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Тема «Посуда» Развитие лексико – грамматических форм на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Тема «Посуда» Задачи: 1. Уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 11:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД