Папки-передвижки

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми младшего дошкольного возраста

АННА ГУЛОВА
Использование палочек Кюизенера в работе с детьми младшего дошкольного возраста

«Использование палочек Кюизенера в работе с детьми младшего

дошкольного возраста»

Ребёнку, пришедшему в этот мир, предстоит многое узнать и многому научиться. Он на-чинает познавать окружающую его действительность с первых же моментов своей жизни. Бла-годаря тем впечатлениям, которые ребёнок получает в ответ на свои действия, у него посте-пенно складывается, а затем расширяется, углубляется и уточняется образ мира.

Публикация «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие дошкольника осуществляется в деятельности. Исследования последних лет убедительно доказывают, что интенсивное интеллектуальное развитие, естественное вызрева-ние таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мыш-лению, самоконтролю, творческому воображению (что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе, обусловлены успешностью освоения ребенком позиции субъекта детских видов деятельности. Общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Рос-сийского государственного педагогического университета и. А. И. Герцена. Это программа обо-гащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая гармоничное развитие ре-бенка. Математическое развитие дошкольников в этой программе представлено в разделе «Первые шаги в математику». В содержании этого раздела входят следующие структурные раз-делы: свойства, отношения, числа и цифры, сохранение количества, величины, последователь-ность действий. Важнейшее условие успешной реализации раздела «Первые шаги в математи-ку» программы «Детство» – деятельностный подход к математическому развитию детей до-школьного возраста. Как и всякая деятельность познавательная деятельность включает в себя совокупность способов целенаправленного преобразования мира: целеполагание, планирова-ние, прогнозирование возможных эффектов действий, контроль выполнения действий, оценка результатов и их коррекция.

Задача дошкольного воспитания, по мнению авторов программы, состоит не в макси-мальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Авторы программы «Детство» являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъ-екта посильных дошкольнику видов деятельности – игры, общения с взрослыми и сверстника-ми, экспериментирования, предметной, художественно-театральной деятельности, детского труда.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Обучение детей стоится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечи-вающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчест-ва.

В процессе активных игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигу-рами дети познают их свойства, осваивают в первоначальном виде обследовательские действия, сходство и различия предметов по свойствам. Играя с предметами, разнообразными дидактиче-скими и развивающими играми дети овладевают сложным умением выделять в предмете сразу несколько свойств: цвет, размер, форму, толщину, вес, количество, и т. д., распознавать распо-ложение предметов в пространстве, осваивают счет. Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов через игры на классификацию и се-риацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур.

Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем развивающих играх.

Взрослый создает условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в дея-тельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т. д. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленя-ет, анализирует, ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результа-та.

Авторы программы рекомендуют использовать для развития у детей мыслительной дея-тельности ряд дидактических материалов среди которых находится дидактический материал – палочки Кюизенера.

Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (при-знаков предметов). Педагоги Шабалина С. Н, Котырло В. К., Венгер Л. Н., Игнатова Т. Н. и дру-гие в своих работах указывают на то, что освоенность таких средств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др., даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности (игровой, конструктивной, изобрази-тельной, учебной). В свою очередь свойства и отношения являются первоначальными матема-тическими закономерностями.

С в о й с т в о - это сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Свойства объективны, т. е. существуют вне зависимости от особенностей воспитания, знаний или желаний человека. Отде-лить свойства от предмета можно только мысленно. Свойства относительны, поэтому их позна-ние возможно лишь на основе сравнения. Познание свойств предметов осуществляется в про-цессе развития у ребёнка об эталонах, при активном участии зрительно-осязательного, двига-тельного обследования и практических действий с предметами. На основе объединения предме-тов по какому-либо свойству (свойствам) создаётся множество. В основе множества лежит оп-ределённая общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения – одна из форм единства предметов, явлений, их свойств. Установление отношений происходит путем выполнения логических операций сравнения, классификации, серизации и др.

На начальном этапе освоения дошкольниками свойств предметов происходит через чув-ственное познание. Для освоения операций классификации и серизации необходимо развитие абстрактного мышления.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбран-ному признаку. Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, по величине, по цвету.

Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психо-логии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).

Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или жел-тый и т. д. Однако речь не идет о введении большого количества объектов, как раз наоборот, способом организации всестороннего рассмотрения является прием постановки различных за-даний к одному и тому же математическому объекту.

Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к ана-лизу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано, ему легче анализировать и выделять составные части.

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстраги-роваться от других. Сравнение – один из основных логических приёмов любого предмета. Оно фактически входит во всю практическую деятельность людей. Нельзя образовать ни одного са-мого простейшего понятия, не обратившись к этому логическому приёму. В результате сравне-ния предметов или явлений можно установить общие свойства, признаки присущие данному объекту. Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходства и отличия. Кроме освоения свойств предметов в дошкольном возрасте через сравнения путём предметных действий, ребёнок познаёт отношение порядка и отношения включения, а позднее, на уровне логических операций классификации и серизации, транзитив-ные и эквивалентные отношения.

Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы явля-ется универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хо-рошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.

Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно при-менять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания. Следует учитывать, что при классифи-кационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество.

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является ре-зультатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все – синие.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умо-заключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении всех приведенных выше примеров заданий и систем заданий ребенок упражняется в этих уме-ниях, поскольку в их основе также лежат умственные действия: анализ, синтез, обобщение и др.

Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает сущест-венное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформиро-ванности операций классификации и серизации центральным показателем уровня интеллекту-ального развития ребёнка. Дж. Брунер рассматривал установление логических связей как один из центральных видов познавательной деятельности. По мнению П. Я. Гальперина, умение вы-делять из целого предмета отдельные его признаки, отбирать наиболее существенные из них и находить их в других, внешне отличных предметах, выделять связи, существующие между предметами и явлениями - важное условие понимания ребёнком окружающего мира. Это по-зволяет привести в систему приобретённые им знания и использовать их продуктивно в процес-се мышления.

Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство. Овладе-вая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и упорядочивать различия в одном свойстве.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским мате-матиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими класса-ми школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных пало-чек сечением 1 см. и длиной 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 см.

Эти палочки представляют следующие классы чисел:

класс белых чисел – число 1; белые палочки;

класс красных чисел – числа кратные 2 (2,4,8); розовые, красные, вишневые па-лочки;

класс синих чисел – числа, кратные 3 (3,6,9); голубые, фиолетовые, синие палоч-ки;

класс желтых чисел – числа, кратные 5 (5,10); желтые, оранжевые палочки;

класс черных чисел – число 7; черные палочки.

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсаль-ность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают моногра-фическому методу обучения числу и счету.

Палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентно-сти и порядка. Выбор цвета облегчает использование комплекта.

Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти не-изменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных техноло-гий обучения.

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструмен-тами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у де-тей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к аб-страктному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычис-лениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у до-школьников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предмета-ми. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, слу-жащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаружи-ваются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ма-тематические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию раз-личных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоя-тельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на.», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вы-читания, умножения и деления; организовать работу по усвоению таких понятий, как «ле-вее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. С помо-щью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметиче-ской прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной ал-гебры.

В младшей группе детского сада дети знакомятся с комплектом палочек Кюизе-нера.

1. Освоение комплекта

Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.

2. Построение лестницы

Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изуче-нием их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

3. Освоение отношений по длине, высоте

Используются различные игровые задачи: "Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) жел-той. Найдите ее! (Скажите какую)'. Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопро-сов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет".

4. Составление ковриков, составление узоров.

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же". Возможны различные варианты.

Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т. д. Составление узоров.

5. Развитие у детей количественных представлений.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?"

Детям предлагается выложить числовую лесенку в пределах пяти. В 3-4 года воспитатель пред-лагает найти палочку "1", уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку "2" и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька.

Содержание математического развития по программе «Детство» во второй младшей группе :

Свойства Отношения Сохранение количества Последовательность

действий

Представления Размер предметов:

длинный – короткий‚

высокий – низкий‚

широкий – узкий‚

толстый – тонкий‚

Геометрические фигуры:

Круг, квадрат‚ треугольник.

Геометрические тела:

шар‚ куб‚ их форма‚ цвет‚ размер.

Форма предметов:

круглая‚ квадратная‚ тре-угольная.

Родовое обобщение:

круг‚ квадрат‚ треугольник.

Связи между предметами по соотносимым свойствам – цвету‚ размеру‚ форме. По размеру:

длиннее – короче‚

шире – уже‚

выше – ниже‚

толще – тоньше‚

больше – меньше.

По количеству: один‚ мно-го‚ больше‚ меньше‚ столько же‚ поровну.

Пространственные отно-шения:

выше – ниже‚

вверху – внизу‚ впереди – сзади‚ справа – слева‚ рядом‚ в ряд‚ друг за другом.

Временные отношения:

сначала – потом‚ раньше – позже‚

утро – вечер‚ день – ночь.

Обобщение предметов‚ звуков‚ движений по количе-ству‚ размеру (всех поровну и т. д.). Неизменность и обобщение количественных групп (3-5 предметов)

Различие в размере‚ цвете‚ форме Последовательность вы-полнения игровых действий по условному знаку – стрел-ке‚ показывающей направ-ление движения в простран-стве.

Порядок расположения предметов‚ геометрических фигур.

Познавательные и речевые уме-ния • Прослеживать взглядом поверхность и контур предмета, геометрической фигуры, длину, высоту предмета:

• Обследовать предмет ру-кой (осязательно - двига-тельное обследование)

• Называть геометрические фигуры, формы предметов, размеры, два свойства од-новременно

• Употреблять слова «такой же», «не такой»

• Выделять из 3-4 предметов по 1-2 признакам идентич-ный образцу

• На основе сравнения опре-делять, что разное и оди-наковое в предметах и геометрических фигурах. • Обследовать предметы с целью определения их от-ношений пол размеру, форме, расположению, удаленности и т. д.

• Сопоставлять 2 предмета, предметы и звуки, предме-ты и движения в целью вы-явления соответствия или несоответствия по количе-ству, составления пар

• Соотносить пространст-венное расположение час-тей тела с расположением предметов, выявлять на ос-нове направления; соотно-сить части суток с харак-терной детской деятельно-стью

• Самостоятельно использо-вать в речи слова, характе-ризующие количественные, пространственные, вре-менные отношения

• Отвечать на вопросы, объ-ясняя ход практического действия сравнения. • Воспринимать одно и то же количество зрительно или на основе счета (до 3-4) в измененных условиях

• Сравнивать предметы пользуясь приемом нало-жения и приложения

• Отвечать на вопрос «Столько же? Или стало больше (меньше?»

Использовать в речи сло-ва, обозначающие количе-ство, качественные при-знаки, расположение. • Следить за развитием игрово-го действия в условиях ли-нейного расположения предметов и стрелок

• Выражать в речи действия, направления движения, пользуясь словами: сначала, потом, вперед, назад, напра-во и т. д.

Использование палочек Кюизенера в математическом развитии детей 2 младшей группы :

Свойства Отношения Сохранение количества и ве-личины Последовательность

действий

Д/и. Такой листок лети ко мне.

Д/и. Цветик - семицветик

Д/и. На что похоже?

Д/и. Найди такую же.

Д/и. Подбери пару.

Д/и. Составь квадрат.

Д/и. Цепочка (цвет)

Д/и. Разноцветные вагончики Д/и. Цветочек.

Д/и. Строим дорожки

Д/и. Чего не хватает

Д/и. Продолжи ряд.

Д/и. Найди столько же

Д/и. Заборчик

Д/и. Зоопарк

Д/и. Построим мост

Д/и. Чего не хватает?

Д/и. Запомни узор.

Д/и. Цвет и число

Выкладывание из палочек Кюине-зера «Поезд» (накладывание)

Выкладывание из палочек «Пи-рамидка и лесенка» (прикладыва-ние)

Выкладывание из палочек «Соба-ка» (прикладывание)

Сделай узор из палочек Кюизене-ра.

Д/и. Веселый поезд

Палочки Кюизенера используются : на занятии в качестве дидактического материала для решения задач занятия;

в совместной деятельности с детьми в качестве игрового материала для развивающих игр; в самостоятельной деятельности в качестве игрового материала.

Использованная литература :

1. З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников». «Детство – Пресс» Санкт Пе-тербург 2000 г.

2. Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольника». Москва 2000 г.

3. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт «Математика до школы». «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2001 г.

4. Программа «Детство» Т. Н. Бабаева, З. А. Михайлова и др. «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2004 г.

5. «Методические советы к программе «Детство» под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайло-вой «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2001 г.

6. «Готовимся к аттестации» под ред. С. Д. Ермолаева «Детство – Пресс» Санкт Петер-бург 2000 г.

7. «Математика от 3 до 7». Сост. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. «Детство – Пресс» Санкт Петербург 1998 г.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с помощью цветных счётных палочек Кюизенера Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно воспринимать форму окружающих предметов.

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми средней группы». Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных.

Использование цветных палочек Кюизенера для формирования сенсорных способностей детей раннего возраста Тема: «Использование цветных палочек Кюизенера для формирования сенсорных способностей детей раннего возраста». (1слайд) (2слайд) Во всем.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста Мордовский фольклор богатый, своеобразный, представляет собой большую художественную ценность. Обладает познавательным и воспитательным.

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста»Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста» «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее лицо в его играх, пробуждая мысль, давая широкие возможности для.

Использование игрушек в работе с детьми младшего дошкольного возраста Уже с древних времен люди осознавали необходимость игрушек для развития ребенка. Сначала они были миниатюрными копиями реальных предметов.

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Методические рекомендации "Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста". Данные методические рекомендации предназначены.

Использование регионального компонента в работе с детьми младшего дошкольного возраста «Мой родной сибирский край» Уже в младшем дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно.

НОД детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков ДьенешаНОД детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша Тема: Путешествие в Африку. Как помочь удаву? Возрастная группа: дети седьмого года жизни Форма НОД: ФЭМП с использованием палочек Кюизенера.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование палочек Кюизенера в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 20:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД