Лучший педагог года

Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР

Ольга
Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР

Мой опыт успешно был использован в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями

https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-predmetov-zamestitelei-v-korekciono-razvivayuschem-obucheni-doshkolnikov-s-mentalnymi-narushenijami.html

Миндруль Лена

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕХНОЛОГИЕЙ

Игровую технологию для обучения детей с ЗПР я реализую через использование в работе предметов – заместителей.

Публикация «Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

Предметами – заместителями выступают повседневные домашние предметы - пластмассовые бельевые прищепки разного цвета и размера.

ОСНОВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

• развивать мелкую моторику рук;

• развивать и закреплять сенсорные навыки;

• формировать пространственные представления;

• развивать коммуникативную функцию речи;

• развивать воображение, память, внимание;

• развивать ручную умелость и межполушарные взаимодействия.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Показываю прищепки. Рассказываю об их предназначении в быту. Предлагаю рассмотреть прищепки и поиграть с ними.

Показываю, как прищепку можно прицепить к краю коробки,

сопровождаю словами:

Наша мамочка устала,

всю одежду постирала.

Милой маме помогу.

Все прищепки соберу

прищепка может «открывать» и «закрывать ротик» прищепка «превращается» в волка ритмично открывает и закрывает «волчью пасть», приговаривая:

Серый волк – зубами щелк.

Не боимся тебя волк

«Крокодил»

В зоопарке воробей пообедал у зверей.

А зубастый крокодил чуть его не проглотил.

УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ - ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ

Игровой пальчиковый тренинг

Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе.

Прищепка удерживается указательным и большим пальцем.

Ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.

«Лиса»

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, курочек пугает.

«Гусь»

«Га-га-га, - гогочет гусь,

Я красотой своей горжусь»

«Глупая ворона»

Производится наклон кисти с прищепкой к столу, захват фантика.

Увидела бумагу – да как её ухватит.

Думала конфета, оказалось фантик

«Птичка»

Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Руку с открытой

прищепкой наклонить к поверхности стола и закрыть (повторить

несколько раз). За­тем рука возвращается в исходное положение.

«Черепашка»

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания

текста. При произнесении последней строки прищепка «кусает» за палец

левой руки.

Ах, обжора-черепашка!

Панцирь — вот ее рубашка.

Поплывет — и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора

В следующих упражнениях задействованы обе руки.

Ритмичное открывание и закрывание прищепок по ходу проговаривания

текста.

«Собаки»

Две собаки лают. Друг друга не кусают.

Только голос подают. Видно зубы берегут.

«Грачата»

Двое маленьких грачат.

Целый день в гнезде кричат.

Открывают рты галчата:

очень есть они хотят.

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

Можно применять прищепки в разыгрывании сценок. Взрослый и

ребенок воспроизводят диалог персонажей. Замещая их «говорящими»

прищепками.

«Волк и лиса»

Серый волк в густом лесу.

Встретил рыжую лису.

Лизавета, здравствуй!

Как дела, зубастый?

Нечего идут дела.

Голова пока цела.

«Петушок и собака»

- Кукареку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

- Петя-Петя-петушок!

- Не буди меня, дружок!

Спать я ночью не могу

Дом я ночью стерегу.

СЕНСОРНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель: обучение соотнесению предметов по цвету, величине.

«Коробочки»

Материал: 4 коробочки с приклеенными на дно кружочками основных

цветов, прищепки основных цветов (по 3 – 4 штуки).

Ход игры – ребенок выбирает и прицепляет прищепки на края коробок,

соотнеся цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.

«Разноцветный заборчик»

Закрепление названий основных цветов, величин, умение группировать

по заданному признаку, ориентация на плоскости.

Ребенок должен построить заборчик: чередуя прищепки по цвету,

величине (большой, маленький, прицепить их к верхней (нижней)

стороне плоскости картона.

«Магазин»

Цель: закрепление понятий о цвете и величине предметов. Умение

группировать предметы по заданному признаку.

Материал: 4 стаканчика и по 4 конфеты с фантиками определенного цвета. 2 стаканчика и по 4 конфеты «больших» и «маленьких».

«Шаль с бахромой»

Цель: закрепление понятий «большой» - «маленький»

Ход игры: Ребенку взрослый дает по квадрату и поднос с прищепками.

Предлагается украсить шаль бахромой, чередуя: большая – маленькая.

Упражнение «Разложи по коробочкам»

Цель: закрепление понятий о величине предметов. Закрепление умения

группировать предметы по заданному признаку. Развитие ручной

умелости.

Материал: 2 стаканчика и по 2 набора мебельных кнопок разного размера.

Упражнение «Собери бусы»

Цель: обучение (или закрепление) соотнесению предметов по цвету.

Ход игры: Ребенку предлагается собрать бусы по образцу используя

крупную мозаику.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ УСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

При ознакомлении со схемой собственного тела эффективно использую

прищепки в качестве «материальной опоры», обозначающие такие

абстрактные понятия, как «право» -

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ УСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

При закреплении пространственных отношений на плоскости (например,

прищепка крепится к краю листа картона (ковра)названной части –

правом верхнем углу, в нижних углах листа и т. д.).

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Данные упражнения выполняется одновременно обоими руками:

• Захват косточек или фантиков.

• Нанизывание прищепок на шнурок.

Ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

«Лошадка»

Прокати, лошадка, нас

Не один, а много раз.

По деревне сделай круг

И ступай пастись на луг.

«Лиса»

Знает лисонька – лиса:

В шубе вся ее краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

«Волк»

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит – бродит волк

молчком,

Уши серые торчком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

• А. С. Галанов Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет М., 2003.

• П. Я. Гальперин Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.

• М. М. Кольцова Ребенок учится говорить. - М., 1973.

• В. Степанов «Про зверят» Омега, 2002.

• С. Ю. Кондратьева «Если у ребенка задержка психического развития» «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Фотоотчет о коррекционно-развивающем занятии «Разноцветное путешествие»Фотоотчет о коррекционно-развивающем занятии «Разноцветное путешествие» Четвертый день Недели психологии Цель занятия: развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающие.

Использование ковролина и липучек при обучении конструированиюИспользование ковролина и липучек при обучении конструированию Хочу предложить вашему вниманию еще один вариант работы с ковролином и липкой лентой. Ранее я опубликовала игру «Разноцветная поляна» для.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Использование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возрастаИспользование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возраста Лепбук по теме : "Лето". Используя определённую лексическую тему, необходимо затронуть все образовательные области, содержание лэпбука.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Правильное физическое воспитание детей – одна.

Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ»Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 9 августа 2022 в 09:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД