Использование проблемных ситуаций в математическом развитии детей дошкольного возраста

Ирина Андрияхина
Использование проблемных ситуаций в математическом развитии детей дошкольного возраста

«Использование проблемных ситуаций в математическом развитии детей дошкольного возраста».

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению. Математика является сложной наукой. Дети с трудом осваивают математические понятия, проявляют пассивность в решении логических задач, в результате теряется интерес к математике.

Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить интерес к познавательной деятельности?

Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация — ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.

Применение мной в образовательной деятельности проблемных ситуаций помогает выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, – формировать у воспитанников самостоятельное, активное, мышление. Создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность логического мышления, является одним из условий, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Таким образом, использование проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня развития мышления дошкольников.

Наблюдая за деятельностью детей на занятиях, я заметила, что дети проявляют умственную активность в процессе решения практических задач, требующих детского размышления, когда воспитатель прислушивается к мнению каждого ребёнка и верный ответ находят путём совместных усилий.

В практике работы детского сада мы используем различные методы активизации познавательной деятельности детей: проблемные вопросы, развивающие игры и т. д, но трудность возникает в том, что не всегда педагог может создать ситуацию поиска, дать возможность раскрыться ребёнку, и активность в решении вопроса проявляет он сам, а не ребёнок. Эффективность такого занятия низкая. А дети становятся пассивными наблюдателями. Возникает необходимость в изучении и внедрении технологии решения проблемных ситуаций.

Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы?

В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации.

Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, отмечает А. М. Матюшкин [57], нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Уже факт столкновения с трудностью невозможностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.

Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.

Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

- постановки, формулирования проблемы;

- выдвижения предположений и гипотез;

- выбора, проверки, обоснования гипотез;

- подведения итогов, вывод.

Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемно ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность с детьми мне помогают различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самстоятельности детей и меру помощи взрослого.

Это могут быть:

• система вопросов, переформулирование условий задачи;

• наводящие задачи или задачи-подсказки;

• цепочка наводящих задач;

• готовый вариант решения.

Как мы (воспитатели) можем управлять процессом разрешения проблемных ситуаций :

предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации;

мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;

выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мыслей, решающих проблему;

умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.

Процесс учения может быть управляемым только в том случае, если ребёнок владеет способами и приемами:

• анализом проблемной ситуации;

• формулировки проблем;

• анализа проблемы и выдвижения предположений;

• обоснование гипотезы;

Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех детей одинаков. Для усиления этого интереса я стремлюсь создать повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на воспитанников перед…, или в процессе создания проблемной ситуации.

Использование элементов новизны, игровых моментов, эмоционального изложения материала, являются важными способами усиления интереса у детей.

Проблемную ситуацию можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Пример проблемной ситуации, которая использовалась при ознакомлении с геометрическими фигурами, их группированием.

История про фигуры: «Где живёт овал?»

В стране Геометрии можно встретить много самых разных фигур. Но все они живут в двух разных домах. К домикам подошёл овал. Он тоже хотел жить в доме вместе с другими фигурами. После этого перед детьми ставился проблемный вопрос: «В каком домике будет жить овал? Почему?».

Для решения данной проблемы дети должны были провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Они выдвигали ряд предположений, обсуждали каждый вариант ответа. Чтобы выбрать дом для овала, дети выделяли существенные признаки фигур. Они отмечали, что в первом домике живут фигуры с углами, а во втором - фигуры без углов. У овалов нет углов.

Дети сделали вывод, что он может поселиться в домике, где живут круги. Правилен третий вариант ответа. Воспитатель помогает сформулировать вывод. Фигуры бывают угольные и округлые. Овал является округлой фигурой.

Проблемная задача поставила детей в ситуацию, в которой у них появилось удивление и ощущение трудности (или одно только ощущение трудности, которое, однако, они преодолели. Если эти условия отсутствуют, то задача уже перестаёт быть для них проблемной. Важно научиться воспитателю видеть эти проблемы и дать возможность решить это противоречие самому ребёнку.

В работе с детьми по математическому развитию использую учебно-методическое пособие «Игралочка» (авторы: Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е.) Оно ориентировано на развитие мышления, творческих способностей детей, их познавательной активности и интереса к математике. В книге представлены сценарии игровых ситуаций, в которых часто используется постановка проблемы. Занятия провожу деятельным методом, когда знания не даются в готовом виде, а постигаются путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребёнок выступает в роли исследователя, «первооткрывателя».

В индивидуальной работе с детьми используем рабочую тетрадь к пособию «Игралочка». В этой тетради нет формул и определений, поэтому ребенку не потребуется ничего учить и запоминать. Ему предоставляется возможность подумать, порассуждать, если надо — поспорить, аргументировано отстаивая свое мнение. Тетрадь содержит творческие, требующие поисковой активности при выполнении нового, непривычного вида задания; либо самостоятельного выбора и применения нужного способа действия из имеющихся на непривычном содержании; либо изобретения «нового» способа действия или видоизменения старого для выполнения новых функций. Пример задания: Надо определить количество яблок, которые белочка сможет запасти себе на зиму и закрасить их – проблема в том, что не все яблоки смогут пройти в дупло – надо зрительно соотнести размер яблок и размер в хода в дупло.

Тетрадь помогает ребёнку научиться решать маленькие математические проблемы, делает путешествие его в мир чисел и фигур увлекательным и полезным.

В работе с детьми также использую учебно – методическое пособие А. А. Смоленцевой, О. В. Суворовой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». В пособии представлены примеры проблемно – игровых ситуаций с множествами и числами (32 примера, проблемно - игровых ситуаций с точками, линиями и фигурами (33 примера). Каждая проблемная ситуация подробно описана, включает в себя вопросы, варианты ответов и ход решения проблемы. С детьми решали проблемные ситуации: «Волшебные превращения фигур», «О чём спорили треугольники?», «Где живёт овал?». Эти проблемные ситуации можно адаптировать под темы занятий, которые планируются, изменяя сюжет ситуации, героев либо вопросы в соответствии с программными задачами проводимого занятия.

Заключение: Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные проблемы. В использовании проблемных ситуаций я поняла, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 216 город Уфа Республика Башкортостан «Использование.

Использование проблемных ситуаций, как условие развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста «Использование проблемных ситуаций, как условие развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста». Использование проблемных.

Использование сказочных сюжетов в математическом развитии детей Значение изучения математики в современной жизни увеличивается и расширяется с каждым годом. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие.

Использование игр в развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Легкость,.

Использование проблемных ситуаций в средней группе. НОД по формированию КГН «Кто такие микробы?» Использование проблемных ситуаций в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» ФЦКМ Окружающий мир. Вид деятельности:.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Трофимова Л. Г. воспитатель.

Консультация для воспитателей «Проблемные ситуации» Проблемная ситуация (как мотивирующий приём и как форма организации совместной деятельности взрослого и детей) в педагогике существует.

Мастер-класс «Использование проблемных ситуаций при формировании здоровьесберегающего поведения у дошкольников» В дошкольном возрасте формируются поведенческие привычки детей, которые оказывают существенное влияние на качество здоровья. Работа по формированию.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Мечта» г. Ртищево Саратовской области».

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Математика
Автор публикации:
Использование проблемных ситуаций в математическом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 декабря 2016 в 20:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством кубанского поэта В....
Тема организованной образовательной деятельности: «Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Нестеренко». Группа ( возраст детей) : старшая группа ( 5-6...
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...
Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии
Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении...