Богославец Светлана
Использование речевых игр в развитии речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в детском саду компенсирующего вида. Большая часть детей в группе имеют тяжелые нарушения речи, есть дети, которым по решению медико-педагогической комиссии был поставлен статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Практика работы показала, что если деятельность носит игровой характер, то весь материал дошкольниками усваивается гораздо легче. Широко применяю в практике работы с воспитанниками разнообразные игры, которые помогают в развитии связной речи, обогащении словаря, формировании фонематического слуха. В последнее время использую игры из следующих пособий: Козина И. В. Лексические темы по развитию речи дошкольников. –М., Центр педагогического образования, 2016; Каушкаль О. Н. Формирование целостной картины мира. -М. : Центр педагогического образования,2015. Часть игр беру за основу, видоизменяя их, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Хочу поделиться играми, которые я использую в своей работе. В группе очень часто применяю мяч, вопросы задаю, начиная с самого простого, затем постепенно усложняю. Обязательно в самом начале каждой игры проговариваем правила ведь они способствуют нормативной регуляции поведения.
Публикация «Использование речевых игр в развитии речи детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра «Что бывает. ?» Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры:кидаю мяч, задаю вопрос: «Что бывает: красным, черным, горячим.», ребенок возвращает мяч, говорит ответ. Можно усложнить: вспомнить свою квартиру, улицу и дополнить ответ. В подготовительной группе дети кидают мяч друг другу и сами задают вопросы. В такой форме игры у детей формируется не только развитие речи, но и развитие фантазии, памяти, самопроизвольность внимания, самоконтроль.
Игра «Подарок». Цель: формировать у детей грамматический строй речи. Ход игры: кидаю мяч ребенку и задаю вопрос: «Кому ты сделаешь подарок?». Примерные ответы: «Я подарю Колобку –конфету, подарю маме –цветы,подарю другу –машинку» и т. д. Можно добавить описание подарка: «Я подарю Колобку шоколадную конфету, подарю маме красивые цветы.».
Игра «Угадай, что это?» –игра с элементами ТРИЗ. Цель: учить детей описывать предмет, выделяя его существенные признаки,основываясь сначала на сенсорном восприятии, затем на зрительном. Ход игры: в сенсорной коробке прячу разные предметы (камень, ракушку, расческу, игрушку и др., затем ребенок на ощупь описывает его: цвет, материал, живое/неживое, для чего нужен и др.
Игра «Сочиняем сказку». Цель игры: расширение и закрепление активного словаря детей, развитие логического мышления. Ход игры: Мы –сказочники, вместе придумаем сказку. В результате получается сказка, которую в конце полностью зачитываю. Все сказки за учебный год сшиваются в книгу,каждый рас-сказ выставляется в уголок родителей. После сочинения сказки мы садимся рисовать иллюстрации к только что придуманной сказке. Игры сопровождают все режимные моменты, постоянное их использование дает положительный результат и в развитии речи и в формировании психических процессов, таких как память, внимание и мышление. Кроме того, очень часто проводим совместные детско-родительские мероприятия где игры являются неотъемлемой частью. Это особый вид сотрудничества с родителями, который позволяет создать атмосферу радости и творчества, повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития дошкольников через игровую деятельность, формирует доверительные и дружеские отношения между родителями и ребенком. Таким образом, систематическое применение речевых игр в детском саду и дома, способствует созданию благоприятных условий, для развития всех сторон речи дошкольников.