Лучший педагог года

Использование режимных моментов в целях лучшей адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

Елена Сидорова
Использование режимных моментов в целях лучшей адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

Актуальность проблемы адаптации.

Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Публикация «Использование режимных моментов в целях лучшей адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада» размещена в разделах

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а так же с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травмы. Как помочь ему пройти период адаптации безболезненно, создать для этого наиболее благоприятные условия?

Конечно, для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время для меня было заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребёнка. Я отчётливо понимала, что дальнейшие задачи связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д. являются вторичными, так как их реализация может быть возможна позже, когда дети эмоционально успокоятся и пойдут на контакт. Работая с детьми, впервые пришедшими в детский сад, я столкнулась с тем, что все ребята очень разные по своим умениям, уровню физического и психологического развития. Кто – то очень плохо говорил, не ел самостоятельно, кто- то боялся детей и прибывал в постоянной тоске по маме. Некоторые дети умели всё, но не были часто в коллективе, поэтому могли ударить или толкнуть тех, кто приближался в их личное пространство. Некоторые из них были ослабленные, избалованны, капризны, отдельные дети дрались, кусались, не умели действовать с игрушкой. Малыши по-разному привыкали к детскому саду. Все это меня настораживало. Вот почему я решила заняться адаптацией детей к условиям ДОУ.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке.

Актуальность избранной проблемы определяется ее значимостью для успешного развития и воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения.

Новизна проявляется в том, что, систематизировав теоретические знания по вопросам адаптации, подкрепив их практическим опытом и опытом народной педагогики, сформировалась оптимальная система работы.

Цели и задачи процесса адаптации.

Актуальность проблемы адаптации на современном этапе определила выбор цели моей работы: создание оптимальных условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

-изучить проблему адаптации, ее виды и способы и выявить особенности адаптации детей к ДОУ.

- организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей и программой ДОУ.

- создать систему взаимодействия с родителями.

Принципами моей работы по адаптации детей в ДОУ являются :

- создание предметно-развивающей среды в группе,

- методы и приемы первого контакта взрослых с детьми,

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации,

- индивидуальный подход к ребенку,

-учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста,

- контроль над физическим состоянием ребенка,

- работа с родителями.

Особенности условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

1. Формы и способы адаптации детей.

Переступив порог детского сада, ребенок попадает в общество равных себе. Режим ставит его перед необходимостью действовать, как все дети. Мне предстояло приобщить детей к единому образу жизни, обстановке, порядку, а главное к новым людям – к сверстникам и взрослым.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ я использовала такие формы и способы адаптации детей как :

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- знакомила малыша и родителей с группой, с расположением и назначением комнат;

- показывала развивающую среду, игровые зоны;

- временно сохраняла «вредные» привычки ребенка (пустышка, бутылка);

- предлагала родителям принести в группу любимую игрушку малыша;

- устанавливала правильные взаимоотношения со сверстниками;

-для поддержания и развития благоприятной атмосферы группе, развития навыков социального поведения и уверенности в себе, использую ритуалы : торжественную встречу детей каждый понедельник под названием «Утро радостных встреч», «Встреча с новой игрушкой», ежедневно «Утреннее приветствие», с включением психолого-коррекционных упражнений «Ладонь в ладонь», «Я самый - самый».

- проводила совместные игры на сближение, например «Поезд», «Каравай», «Карусель», «Найди друга», «Давайте познакомимся»;

- создавала игровые ситуации, например «Поиграл – дай сверстнику», «Покажем Петрушке, как правильно одеваться, мыть ручки и т. д.);

-при первом знакомстве с родителями моих воспитанников я рассказывала им об особенностях периода адаптации, режиме дня, необходимости в это время быть терпеливыми и внимательными к своему ребенку, так же организовывала посещение семей на дому.

2. Организация условий для адаптации детей раннего возраста.

Свою работу начала с создания условий в группе. Позаботилась об оформлении, создала необходимый уют, обеспечила игры детей пособиями, игрушками, организовала игровые уголки. Хорошая обстановка важна тем, что снимает неудовлетворенность в настроении детей. А разнообразие и правильное расположения игрушек помогают в налаживании дружеских отношений детей.

Привыкание ребенка к детскому саду старалась облегчить тем, что первые 1-2 дня прием нового малыша, проводила на прогулке, где он присматривался к другим ребятам, ко мне, играл с мамой. Затем принимала ребенка на несколько часов в группе, с постепенным удлинением пребывания. В первые дни ребенок находился все время около меня, за всем происходящим он только наблюдал. Необходимо сформировать у него чувство уверенности, сознание того, что в детском саду ему будет хорошо и интересно. Для этого старалась с ребенком устанавливать такие отношения, чтобы я для него стала близким человеком – «второй мамой». В результате ребенок охотно начинает ходить в группу, улыбается, радуется, когда видит меня, обращается ко мне за помощью.

Вся работа проводится в игровой форме - это способствует заинтересованности каждого малыша. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя много предварительной и индивидуальной работы (наблюдения, эксперименты, дидактические игры, беседы и т. д.) и работу для закрепления нового материала и обрабатывания техник и приёмов.

Дети раннего возраста подвержены частыми инфекционными заболеваниями. Поэтому большое внимание в нашей группе уделено оздоровлению и здоровье - сберегающему фактору.

Каждый новый день начинается с утренней гимнастики, чаще в стихотворной и игровой форме.

Продолжение - полноценный завтрак. Маленьких детей сложно уговорить поесть, поэтому мы устраиваем конкурс «чистых тарелок», приводим примеры итогов поедания вкусной кашки. При этом не забываем интересные потешки, песенки «Кашка из гречки - где варилась? В печке. Сварилась, упрела, чтоб деточки ели!».

Очень важно для детей каждодневное пребывание на свежем воздухе. Это утренний приём, прогулки и вечернее прощание с детьми.

Большое внимание уделяю обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Не у всех это получается, некоторые до сих пор могут намыливать руки, пока не остановишь. Но фундамент в гигиеническом воспитании, конечно, заложен.

Каждый день в режимных процессах мы используем упражнения на дыхание «Пузырь», «Воздушный шарик», и т. д., различные физминутки. В данный момент большинство детей из группы чётко и с движениями воспроизводят физминутки.

Сон для малыша - главная составляющая его самочувствия и хорошего настроения. Поэтому я старюсь уложить каждого ребёнка в индивидуальном порядке. Не секрет, что многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение полноценного отдыха для детей дошкольного возраста трудно переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна использовала мягкие игрушки, объясняя присутствие данных игрушек в спальне тем, что это «Сонные игрушки», им очень хочется спать, но они не могут уснуть без вашей помощи. Дети укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают. Использование таких «Сонных игрушек» позволило улучшить эмоциональный фон сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно засыпающих детей.

Следующая ступень - гимнастика пробуждения. В группе имеются специальные дорожки, которые благоприятно влияют на кровообращение стопы ребенка.

Постаралась организовать и предметно – развивающую среду. Чтобы дети могли найти себе занятие по душе, помещение группы я разделила на игровые зоны:

- первая зона «Центр развивающих игр». Сюда вошли игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это пирамидки, рамки - вкладыши, игры - шнуровки, кубики и т. д.

- вторая зона «Игровая». Она разделена на две секции: уголок для девочек, уголок для мальчиков. Здесь находятся разнообразные игрушки: куклы, мебель, посуда, машинки, игровые модули.

- третья зона «Театральная». Здесь находятся маски животных, костюмы для ряженья, пальчиковый и кукольный театр. Детям очень нравится театрализованная деятельность.

- четвертая зона «Зона двигательной активности». Это дорожка здоровья, массажные коврики, игровые и двигательные модули, спортивный инвентарь (мячи, кегли т. д.) , нетрадиционное оборудование (игры изготовленные своими руками).

- пятая зона «Музыкальная». Здесь присутствуют детские погремушки, бубны, дудки, детские музыкальные инструменты.

- шестая зона «Конструирование». Здесь находится большое количество строительного материала, различные виды конструкторов.

- седьмая зона «Уголок для чтения». Здесь расположены разнообразные книги со сказками, картинками, детскими стихами.

- восьмая зона «Уголок для творчества». Это карандаши, краски, раскраски, трафареты для рисования, пластилин.

Многообразие созданных игровых зон способствует познанию детьми целостной картины окружающего мира. В данный момент я работаю над созданием «Зелёной зоны».

В приемной оформлен красочный стенд «Для вас, родители!». Информация с советами по воспитанию, предстоящие праздники, задачи и цели нашей работы меняются каждую неделю. Очень важно приобщать родителей к совместному творчеству и участию в жизни детского сада. Необходимо, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Главное условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Публикации по теме:

Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования.

Анализ адаптации детей групп раннего возраста к условиям детского сада 2017–2018 учебного года Течение адаптации у детей первых младших групп проходило по-разному. Некоторые дети переживали стрессовое состояние бурно и тяжело, но недолго.

Картотека игр первой младшей группы для успешной адаптации к условиям детского сада Картотека игр для детей первой младшей группы (для успешной адаптации к условиям детского сада) “Доброе утро” Задачи: • создание положительного.

Картотека потешек для режимных моментов в первой младшей группе ГОТОВИМСЯ КО СНУ ТРОПИНКА КО СНУ Пять котят спать хотят, А шестой - не спит. Пять котят спать хотят, А шестой - шалит! Хвостиком виляет,.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада». Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ. Ход: Воспитывать и обучать.

Консультация для родителей первой младшей группы. Адаптация детей к условиям детского сада При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация — это сложный процесс приспособления.

План-конспект занятия в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада План-конспект открытого развивающего занятия в период адаптации детей младшего дошкольного возраста (3-4 г.) к условиям детского сада с.

Программа режимных моментов первой половины на одну рабочую неделю в первой младшей группе Цели психико-педагогической работы: сформировать представление о мяче; учить различать мячи по величине и цвету; познакомить с назначением.

Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада I.ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тесного взаимодействия.

Занятие с элементами игровой деятельности в период адаптации детей к условиям детского сада «Игры с водой» Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи: - создание положительного эмоционального настроя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование режимных моментов в целях лучшей адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 14:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД