Получи документы

Использование сказочных сюжетов в математическом развитии детей

Наталия Балябина
Использование сказочных сюжетов в математическом развитии детей

Значение изучения математики в современной жизни увеличивается и расширяется с каждым годом. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Исследования и практика обучения дошкольников показали, что содержание элементарных математических представлений, которое усваивают дети дошкольного возраста, должно соответствовать их возрастным особенностям и обеспечивать дальнейшее развитие. Кроме того, успех в обучении зависит не только от содержания, но и от формы подачи материала, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Публикация «Использование сказочных сюжетов в математическом развитии детей» размещена в разделах

В связи с этим очевидно, что обучение математике маленьких детей имеет свою специфику. Однако в последнее время возникли тревожащие тенденции, а именно: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти.

Отобрать познавательный, интересный материал для изучения с учетом его значимости, в соответствии с возможностями детей и современными требованиями стандарта – дело весьма непростое. Содержание, методы и средства обучения отрабатывались на протяжении многих лет, уникальный материал накоплен народной педагогикой.

Одним из средств занимательного математического материала, широко используемого народной педагогикой, является сказка, но, несмотря на внедрение в практику дошкольного воспитания большого количества методик, популярных пособий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста сказки и сказочные сюжеты используются очень мало. Не проводится целенаправленная, систематическая работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется внимание связи математического образования с духовной жизнью детей и их практическим опытом. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое значение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. В последние годы сказки активно замещаются видеоиграми, в основе которых нередко лежат насилие и жестокость.

Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Детские сказки заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой.

Процесс взаимодействия ребенка со сказкой закрыт от простого наблюдения взрослого. Решение проблем механизмов воздействия сказки на ребенка и ее роли во всестороннем развитии ребенка в современной педагогике являются дискуссионными и не имеют однозначных решений.

Все это и послужило основанием для определения цели нашей методической разработки: выявить и обосновать значимость сказки в математическом развитии дошкольников, предложить методические рекомендации по использованию сказочных сюжетов для математического развития детей.

Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача воспитателя – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при преодолении трудностей.

Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также и признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

На наш взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З. А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:

развлечения;

математические игры и задачи;

развивающие игры и упражнения.

Дети нуждаются в том, чтобы первоначальное и последующие знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в детях способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавание предмета.

Сказка, с колыбели сопровождающая все человечество в целом и каждого его отдельного представителя, представляет собой удивительное явление человеческой культуры, многогранность которого порождает интерес специалистов самых разных областей научного знания. К изучению сказки обращаются философы, раскрывающие ее смыслы как формы духовного опыта человечества, филологи, прежде всего фольклористы, размышляющие о "сказочном наряде памятливой души народа", этнографы и историки, привлекаемые тем, что подобно археологическому культурному срезу, а также представители многих других дисциплин. Сказка многослойна, в ее композиции, образах, деталях, языке можно обнаружить исторические свидетельства и элементы различных эпох, находящихся в едином временном сказочном пространстве. (16).

Современные дети точно так же благодаря сказкам обучаются стратегиям поведения в той или иной ситуации, усваивают моральные и нравственные законы жизни в человеческом сообществе. В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в сказке "Лисичка со скалочкой" подробно и последовательно говорится о хитрости лисы. Взрослый рассказал бы о ней так : "Решила лисичка обмануть людей и полакомится чем-нибудь вкусным, но за свою хитрость была наказана". Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как по несколько раз одно за другим перечисляются все действия лисы.

Сказка позволяет ребенку в простой и доступной форме отрегулировать свои проблемы. Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную ситуацию, дистанцируется от них и получает возможность посмотреть на решение проблем со стороны, а затем идентифицироваться с героями сказки и принять позитивный опыт как свой собственный. В любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка, как указывал на это Э. Берн. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не выдуманным, а реальным.

Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим помочь малышу. Сказка – это существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности характера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послушать сказку “О рыбаке и рыбке”, пугливому и робкому “О трусливом зайце”, шаловливому и доверчивому “Приключения Буратино” и т. д.

В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к народной сказке, над которой трудились тысячи людей, отбрасывая неважные детали и добавляя важные. Это сделало сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Ребенок не просто слушает сказку, а становится героем произведения и пытается преодолеть стоящие на пути препятствия. Он находит в сказке решение насущных жизненных проблем.

Сказка в полной мере учитывает возрастные возможности дошкольника, поскольку:

- язык сказки доступен ребенку;

- сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику;

- настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка. В сказке часто встречаются образы животных, говорящих и действующих, как люди. Это очень понятно малышу, поскольку в этом возрасте он не сомневается, что представители мира живой и неживой природы, сказочные существа наделены такими же свойствами, что и окружающие его люди и, естественно, он сам;

- чтение сказки – один из лучших способов привить ребенку любовь к книге.

В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы: лиса всегда хитрая, жаль колобка, не болит у нас сердце и оттого, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыгрывать, инсценировать, драматизировать…

Сказка – это кладезь возможных гипотез. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир.

К анализу сказок все чаще обращаются педагоги, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Сказка – наиболее любимый ребенком литературный жанр, интерес к ней возникает с самого раннего возраста. Многие исследователи считают восприятие сказки деятельностью. Они выделяли для этой деятельности специфическое действие, когда ребенок становится на позицию героев произведения и пытается вместе с ними преодолеть стоящие на их пути препятствия. При этом классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения: в ней намечается своеобразная трасса тех действий, которые последовательно должен осуществить ребенок, и он как бы идет по этой трассе. В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, большинством авторов называется процесс идентификации ребенка с главным героем сказки, которому способствует ряд специфических особенностей, свойственных и сказочному сюжету, и характеристикам персонажей, и устройству сказочному мира в целом. Созвучие сказочного мира внутреннему миру ребенка объясняется также отсутствием необходимости строить причинно-следственные связи при восприятии сказки, относительной простотой и доступностью стиля и языка сказки. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия, понимания ее ребенком-дошкольником, наиболее соответствующую его возрастным особенностям и потребностям.

Рассмотрение сказки в более крупном масштабе, как формы организации детского опыта, выделяемого различными авторами, на основе которого можно предположить, что сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его восприятие, мышление, память, воображение. Согласно данной точке зрения, сказка для ребенка является своеобразной матрицей, с помощью которой ребенок организует свой внутренний мир, заполняя его ячейки элементами опыта, упорядочивает аффективную сферу, формирует стройную систему смыслов, структурирует и оформляет познавательные процессы.

Таким образом, остается отметить лишь то, что, несмотря на все многообразие взглядов на проблему роли сказки в психическом развитии ребенка, все авторы солидарны в признании ее несомненного существования. Развивающий и воспитывающий потенциал авторских сказок, а также психологические механизмы их воздействия на ребенка остаются для многих исследователей под большим вопросом. Как бы то ни было, окончательное решение рассматриваемых проблем остается задачей будущих экспериментальных исследований

Особенности восприятия ребенком сказки можно объяснить и с точки зрения развития его мышления. Детское мышление обладает качественным своеобразием и выражено в разных формах: наглядно – образное, наглядно – действенное и словесно – логическое.

К великому сожалению, на практике недооцениваются такие вопросы математического развития, как формирование у дошкольников пытливости, любознательности, самостоятельности, т. е. тех качеств, которые необходимы ребенку для активного и радостного восприятия окружающего мира и предстоящей учебной деятельности. А в этом огромную роль могу сыграть сказки.

Математика – это явление общечеловеческой культуры и роль ее в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна.

В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами “не каждый будет математиком” безнадёжно устарела. Сегодня, а тем более - завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, то есть его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важное составляющее личности, включающее умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Под математическим развитием личности понимают качественные изменения и сдвиги в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. (30).

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения с взрослым, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения (Г. С. Костюк).

Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само опирается на его уровень развития. В этом процессе многое зависит от того, насколько обучение нацелено на развитие. (30).

Среди задач по формированию элементарных математических представлений и последующего математического развития детей следует выделить главные задачи, а именно:

- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития; - формирование широкой первоначальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

- овладение математической терминологией;

- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Центральной задачей математического развития детей в детском саду является обучение счету.

Под средствами обучения понимаются: совокупности предметов, явлений знаки, модели, действия, а также слово, участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. Можно сказать, что средства обучения- источники получения информации, как правило, это совокупность моделей самой различной природы.

Средства обучения обладают следующими основными функциями:

1)реализуют принцип наглядности;

2)преобразуют сложные абстрактные математические понятия в доступные;

3)ведут к овладению способами действий;

4)способствуют накоплению чувственного опыта;

5)дают возможность воспитателю управлять познавательной деятельностью ребенка;

6)увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей;

7)рационализируют, интенсифицируют процесс обучения.

Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями. Одним из таких образов является сказка.

Для ребенка сказки - это его жизнь. Мир детства невозможно представить без сказки. Содержание математического образования настолько широко, что вполне позволяет включить в этот процесс и детскую книгу. Героям детских произведений довольно часто приходится проявлять свои познания в математике. Вспомним Буратино, который никак не хотел отдавать Некту одно яблоко из задачки. Или известную единицу измерения длины из сказки Г. Остера «38 попугаев». Математический материал можно найти в книжках В. Сутеева «Разные колеса», «Мешок яблок» и др., и в сказке «Двенадцать месяцев», и в стихотворении С. Маршака «Круглый год». Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик» и т. д.). (35).Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) должны быть необычными, требующими от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимозависимости. Они должны помогать ребенку в процессе освоения точной науки Ребенку четырех лет и старше после знакомства с геометрическими фигурами полезно предложить зашифровать, смоделировать знакомые сказки, то есть «спрятать» героев в фигурки, которые можно угадать по форме и величине.

Здесь находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространенный из них: «Чем похожи и чем отличаются». Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее, дошкольнику очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала…» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?

Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Это моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов - другими: реальных – условными. Замещаемыми объектами могут быть герои детских сказок : люди, звери, гномы, волшебники. Замещение основывается на каком-нибудь различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце – желтым, по величине (слон – большой кружок, мышка – маленький).

Когда ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

Модель: один большой и семь маленьких треугольников напоминает сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка».

Работая в этом направлении, взрослые постепенно уводят ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть, в конечном счете, готовят детей к математической деятельности, только со знаками и числами.

Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка. Чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону. Чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно "прочесть " письмо, в котором представлен план пути, и т. д.

Математическое содержание может выступать в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Например, нужно догадаться, почему высокая, но узкая машинка со зверушками - путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота (младшая группа). В процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты. Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Например, дети попадают на заколдованный злым волшебником остров, где время течет в обратную сторону. Моделирование в сказке такого рода отношений позволяет уже четырехлетним детям понять такое свойство, как необратимость времени.

Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно - ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так, например, материалом могут стать количественные отношения (Белка - мама никак не может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным бельчатам). Вместе с белкой дети младшей группы открывают, что и бельчат и грибы можно посчитать палочками. Действие счета осваивается детьми в дочисловом периоде, понятие числа как средства отображения количественных отношений (палочки) осваивается до усвоения собственно чисел. Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки. Например, в сказочной игре - путешествии можно выбраться из лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с математическим содержанием (карта - план, в котором указаны ориентиры и направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути).

Наконец, математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач - загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников - детей : волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Значительное место отведено преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре. В настоящее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания и времени отводит формированию кинестетических способностей, которые заложены внутри нас, - способностей воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т. д. Задания со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Присутствие сказочного героя на занятиях придает обучению яркую эмоциональную окраску, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению как математического, так и литературного материала. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимателен, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 216 город Уфа Республика Башкортостан «Использование.

Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольниковБлоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.

Использование графического плана в развитии связной речи детей. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНРИспользование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Трофимова Л. Г. воспитатель.

Конспект практикума «Использование пальчиковых игр в развитии детей»Конспект практикума «Использование пальчиковых игр в развитии детей» Цель: - повысить компетентность педагогов, в значимости пальчиковых игр и упражнений, для детей дошкольного возраста. Задачи: - раскрыть.

Методическая разработка по ФЭМП детей старшей группы с использованием сказочных сюжетов сказки «Колобок» Программное содержание: -развивать творческую активность, используя сложно-дидактические игры; -уточнить знания детей о цифрах и числах,.

Опыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»Опыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» «Воспитатель – свеча, которая светит детям, сгорая сама» Джованни Руффини Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Какие у него.

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.

Использование художественной литературы в математическом развитии дошкольников в процессе занятия и в повседневной жизни Использование художественной литературы в математическом развитии дошкольников в процессе занятия и в повседневной жизни Художественная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказочных сюжетов в математическом развитии детей
Опубликовано: 30 октября 2016 в 15:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД