Использование сказок, сказочных сюжетов, героев сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Галина Тимкова
Использование сказок, сказочных сюжетов, героев сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи

«Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкает к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».

(А. Н. Афанасьев, исследователь русской народной сказки).

Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике.

Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква», короткие многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»; «бил, бил — не разбил»). Животные -герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакуша, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка. Чем старше ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается её поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребёнок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребёнок интуитивно, с помощью чувств постигает, то что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так что малыш сам понимает что хорошо, а что плохо. Слушая сказки ребёнок убеждается, что мужество, стойкость, преданность способны преодолеть любое зло. Именно на этих примерах воспитываются такие важные чувства, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении цели.

Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта.

Сказка не только воспитывает, учит житейской мудрости, но и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. Проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, житейскими, яркими описаниями. Из сказок дети черпают множество познаний, знаний об окружающем мире.

Учитывая подлинный интерес ребёнка к сказке, силу её воздействия на ум, душу растущего человека, я решила использовать сказку в учебно-развивающем направлении с целью коррекции у детей с ОНР речевых и неречевых нарушений.

В результате обследования у детей выявлены нарушения в формировании грамматического строя, бедность словаря, несформированность фонематического процессов, связной речи, нарушение звукопроизношения, а так же недоразвитие слухового внимания, пространственных представлений, недостаточный объём памяти, нарушение мелкой моторики. Все эти задачи можно решать строя занятия на основе сказок, сказочных сюжетов. Сказки близки, понятны, интересны и доступны детям, поэтому их использование помогает устранять те нарушения, которые имеются у детей-логопатов.

В занятия включаются игровые задания на формирование артикуляционных укладов, для будущей постановки звуков, мимической мускулатуры. Выполняя их, ребёнок будет вырабатывать точность и координированность губ, языка, мимики. Параллельно с новыми знаниями на занятиях у детей уточняется и расширяется словарный запас. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложения по падежам, роду, числу, учатся образовывать новые слова. Малыши учатся составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; правильно употреблять предлоги.

Использую сюжеты сказок можно сформировать слуховое внимание и далее на его основе фонематический слух. Детей 4-5 лет учат определять первый и последний звук в слове, наличие звука в слове, всё это необходимо для последующей работы по обучению чтению и письму.

Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки ребёнка к письму: конструирование из счётных палочек, рисование по клеточкам, обводки, штриховки, пальчиковые игры и т. д.

Кроме этого занятия со сказочным сюжетом решает задачу развитии зрительного восприятия: форма, цвет, размер, всё это учится различать ребёнок.

На занятиях развивается память, мышление: дети заучивают загадки, стихи, текст игр; учатся разгадывать загадки; решать проблемные задачи, анализировать, группировать, обобщать.

У детей с речевой патологией речь монотонная, невыразительная, непонятная. Но сказка и здесь даёт огромное поле деятельности. Развивает выразительность речи: повышение и понижение голоса, интонацию, темп, ритм речи, силу голоса, дыхание.

И конечно огромное значение сказки играют в формировании у детей с речевой патологией связной речи. Пересказы, инсценировки, импровизации — всё это формирует красивую, полноценную речь.

Важным моментом использования сказок в коррекционном процессе является то, что участие в таких занятиях, в инсценировках даёт возможность детям-логопатам раскрепоститься, избавиться от комплекса страха, учит детей быть добрыми, внимательными друг к другу, к окружающим, даёт огромный набор положительных эмоций.

Вышесказанное подтверждает необходимость использования сказок в работе с детьми-логопатами. Знакомство детей со сказкой, разнообразные дидактивные игры на её основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствует полноценному развитию речи детей с речевыми нарушениями.

Поэтому я очень активно использую сказки, сказочные сюжеты, элементы сказочных сюжетов в своей работе. И вижу как загораются глаза детей, с каким удовольствием, желанием они слушают сказки, пересказывают их, с каким интересом рассматривают иллюстрации к сказкам, перевоплощаются в сказочных персонажей. Радость, счастье, интерес, положительные эмоции — как важно это в нашей работе.

Сказка очень близка детям и использование её на занятиях, в обучающем процессе только помогает ребёнку усвоить сложный для его восприятия материал (см. Приложение. Конспекты занятий).

В нашей работе необходима тесная связь с родителями детей. Поэтому хотелось выяснить, какое место отводится сказке в семье. С этой целью было проведено анкетирование детей (Приложение). Оно показало, что родители не очень активно используют сказки, почти исчезло традиционное чтение с домашним рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Отсутствует стремление взрослых заинтересовать детей сказкой, т. е. Живое общение отодвинуто на задний план. Читают детям мало, ребёнок чаще смотрит телевизор, чем общается с книгой или ходит в театр.

В связи с этим с родителям проводились консультации, разработан список сказок для домашнего чтения с последующим обсуждением, пересказом, совместным просмотром с детьми иллюстраций к сказке.

Кроме этого проводились разные проекты, в которых использовалась тематика сказок. Это проекты «Придумаем волшебную зимнюю сказку», «Как можно помочь Снегурочке из сказки «Снегурочка» остаться с бабушкой и дедушкой» (придумать продолжение сказки). Родители активно включались в работу и дети с большим интересом помогали им в придумывании сказок. А чтение сказок, их драматизация, стали настоящим праздником для детей и родителей!

Публикации по теме:

Использование сказочных сюжетов в реализации задач музыкально-эстетического цикла «Мир музыкальной сказки» «Мир музыкальной сказки» - использование сказочных сюжетов в реализации обучающих и воспитательных задач музыкально-эстетического цикла.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,.

Изготовление героев русских народных сказок из фетраИзготовление героев русских народных сказок из фетра В своей работе на логопедических занятиях я использую элементы различных современных методик. Наиболее адаптированной методикой для работы.

Конспект НОД «Помогите Петрушке вспомнить героев сказок» Конспект НОД «Помогите Петрушке вспомнить героев сказок» Задачи: Развивающие: развивать диалогическую речь детей, развивать умения работать.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старшей группы «Морские животные» Логопедическая тема: развитие фонематический процессов (анализ и синтез) Лексическая тема: «Морские животные» Цели: Коррекционно-образовательные.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Использование сказок, сказочных сюжетов, героев сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 20 июня 2018 в 23:39
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс изготовления поделки из ниток «Тыква — королева осени»
Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования и творческим родителям детей дошкольного возраста. Цель:...
Сценарий праздника для мам «Котята и цыплята»
РЕКОМЕНДАЦИИ: предлагаемый сценарий праздника можно использовать как в в младших ( роли Кошки и Курицы исполняют взрослые. возможно родители. так и в...
Картотека музыкально — дидактических игр для старших дошкольников
Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель : Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального...
Конспект занятия по аппликации пластилином во второй младшей группе «Яблочко»
Задачи: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска . Выкладывать картинки...
Конспект НОД по ПДД в средней группе «Красный, желтый, зеленый»
Конспект НОД по ПДД в средней группе «Красный, желтый, зеленый» Цель : познакомить детей с базовыми правилами дорожного движения. Задачи: 1....