Получи документы

Использование сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста (2 фото)

Ольга Герасимова
Использование сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Развитая речь - основа успешного обучения ребенка в школе. Речевое развитие в детском саду включает несколько компонентов, одним из которых является развитие связной монологической речи.

Публикация «Использование сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей.

К главным качествам монологической речи необходимо отнести связность и последовательность, логичность и полноту повествования.

В монологе выделяется три типа : описание, повествование, рассуждение. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.

По мнению Е. А. Смирновой и О. С. Ушаковой важным средством в развитии монологической речи дошкольников является использование сюжетного рисунка. Рисовать по собственному замыслу, на заданную тему, выполнять иллюстраций к прочитанным произведениям. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Способствует развитию умения к построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных рисунков способствует развитию правильного понимания соотношения формы и содержания выступает как наглядная модель структуры связного повествовательного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств. Формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствие с его содержанием, соединять отдельные предложения в связный текст.

В основе развития рассказывания по сюжетному рисунку лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Рисунки не только расширяют и углубляют детские представления об окружающем мире, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к составлению рассказов.

Педагогические условия показывают, что развитие связной монологической речи у детей 6–7 лет по сюжетному рисунку будет проходить эффективно, если:

а) будет организована серия занятий по рисованию сюжетных рисунков с последующей словарной работой по данным рисункам;

б) центр творчества будет насыщен разнообразными материалами для изобразительной деятельности, будет регулярно пополнятся материалами;

в) в работе с детьми будут использованы различные приемы развития монологической речи (составление рассказов, пересказ, анализ текста);

г) будет обеспечен рядом педагогических эскизов.

Алгоритм работы с сюжетным рисунком

Работа с детьми. В работе с детьми нами решались следующие задачи:

- развитие у детей направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей;

- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога - закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;

- формирование умений адекватно передавать в речи, изображенные на картинках простые действия;

- усвоение детьми ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика);

- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия;

- формирование у детей элементарных умственных операций, связанных с овладением фразовой речью;

- формирование умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Реализация поставленных задач осуществляется в ходе занятий.

Вначале проводится занятие, на которых ребят знакомят с коротким литературным произведением, читают детям рассказ, далее рисуют сюжетный рисунок по предложенному тексту. В заключительной части занятия еще раз читают детям текст с установкой на запоминание и рассматривают сюжетный рисунок. Далее детям предлагалось с помощью опоры на рисунок пересказать текст.

Использование сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Фото №1 Использование сюжетного рисунка для

С помощью сюжетного рисунка у ребенка формируется оптимальный уровень связной речи, развиваются познавательные процессы, повышается интеллектуальный уровень. В процессе рассматривания рисунков педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т. е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 мая 2024 в 11:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Герасимова (УИ 213057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД