Лучший педагог года

Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР

Марина Расторгуева
Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР

На базе структурного подразделения детский сад «Радуга» с 2016 года осуществляет деятельность Опорная площадка «Использование инновационных технологий воспитания, социализации и обучения в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Цель работы опорной площадки была направлена на использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОНР, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

Публикация «Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями используются гибкие формы психотерапевтической работы. Педагоги стараются создать все условия для развития детей, применяя традиционные и современные методы и приемы психологической коррекции. Обобщая опыт педагогов детского сада, изучая педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции эмоциональной сферы, способным помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, является использование различных педагогических технологий.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ :

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей данной категории к обучению в школе.

В основе всех технологий стоит игра.

Функции игры:

- развлекательная;

- коммуникативная;

- самореализации;

- игротерапевтическая;

- диагностическая;

- коррекционная;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция социализации.

При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать:

соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития; учет структуры дефекта;

подбор игрового материала с постепенным усложнением;

связь содержания игры с системой знаний ребенка;

соответствие коррекционной цели занятия;

учет принципа смены видов деятельности;

использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

В результате созданных в детском саду оптимальных условий для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями, правильно построенного образовательного и воспитательного процесса, а также знание и умелое применение новейших технологий, педагоги эффективно корректируют недостатки и формируют психологический базис для полноценного развития личности ребенка. При организации комплексного и системного обучения дети с задержкой развития усваивают формы коммуникации, овладевают учебными и социальными навыками. Это придает детям относительную независимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их мире.

Коррекционно-развивающая работа по развитию речи проводится на основе рабочих адаптированных программ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, индивидуальных программ развития и направлена на решение задач по максимальной коррекции выявленных проблем в речевом развитии воспитанников. Реализация задач в области речевого развития происходит через интеграцию образовательных областей, которая способствовует оптимизации коррекционного и воспитательно-образовательного процесса.

В работе с детьми с ОВЗ педагоги используют информационно- коммуникативные технологии : мультимедийные презентации, компьютерную программу «Учимся говорить правильно», мультимедийные игры (некоторые созданы самими специалистами и воспитателями, ТРИЗ- технологии, интерактивные онлайн-игры портала «Мерсибо».

В процессе игры происходит общение с педагогом, развивается, прежде всего, речь, а также психические процессы. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Воспитанники легко осваивают игры, учатся доводить их до конца, возвращаясь к играм, закрепляют полученные умения и навыки. Интерактивные игры поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом. К тому же они являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.

Использование Лэпбука на занятиях с детьми позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение Лэпбука направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Лэпбук предполагает самостоятельный выбор ребенком интересующей его деятельности. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук с одной стороны, призван привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Созданные учителем- логопедом Лэпбуки направлены на развитие у детей словаря, лексико-грамматического строя речи, связной речи, мелкой моторики.

Одной из форм работы с детьми является экспериментальная деятельность детей. В процессе экспериментирования пополняется словарь детей словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами. Совершенствуются и координируются движения пальцев и кистей рук, что имеет влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти.

На окружном методическом объединении, проходившем на базе детского сада по теме: «Использование инновационных технологий воспитания, социализации и обучения в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР» педагоги представили ряд мероприятий (интегрированные, подгрупповые и индивидуальные занятия) с использованием различных игровых технологий.

С целью распространения опыта работы учитель – логопед опубликовала методическую разработку Родительского собрания: викторина: «Говорим правильно» в педагогическом сборнике «Дошкольное образование: опыт, состояние и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции» Чебоксары: ИП Васильев М. А., образовательный центр Градиент+ .

Согласно плану, разработанному в начале учебного года, осуществляли сотрудничество с родителями, с целью повышении их педагогической компетентности и повышения результативности речевого развития воспитанников.

Использовали в работе разные формы взаимодействия, но наиболее эффективными оказались мастер-классы, семинары-практикумы, в процессе которых родители упражнялись в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, звуковом анализе слов, развитии мелкой моторики, которые они могут выполнять с детьми дома.

В детском саду был проведен «День открытых дверей», во время которого родители на практике увидели методы и приемы развития и воспитания, применяемые педагогами в работе с детьми, которые они могут вносить в семейное воспитание. Размещённые на сайте детского сада «Рекомендованные домашние задания для детей 5-6 лет с ОНР по лексическим темам недели», оказывали действенную помощь родителям при закреплении с детьми полученных знаний.

С целью повышения результативности в работе с детьми осуществляли тесную взаимосвязь с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Это отражалась в таких формах работы как консультации, совместные беседы по подведению итогов коррекционно - развивающей работы. Педагоги систематически получали информацию об успехах и неудачах детей, совместно с ними мы искали пути решения возникающих проблем в развитии воспитанников.

Публикации по теме:

Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Опыт коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.» М. Монтинь Организация коррекционно – развивающей работы с воспитанниками.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста. Калинина Е. В. Воспитатель МБДОУ "Детский сад №20" г. Арзамаса.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6–7 лет с ОНР III уровня Тема недели: «Весна шагает по планете» Задачи: Коррекционно-образовательные: автоматизация звуков «Л» и «Ль», знакомство с буквой «Л»;.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада Статья. Сухарева Светлана Викторовна АНО ДО «Планета детства Лада» д/с №203 «Алиса» г. Тольятти Проектная деятельность в коррекционно.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы c детьми ОНР СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Цели и задачи реализации программы 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию.

Выступление на МО «Применение ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» ИКТ широко используются в коррекционно-педагогическом процессе в работе с детьми с ОВЗ. Это более активно способствует развитию интеллектуальных.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами Во.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 19 октября 2017 в 12:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД