МААМ-картинки

«Использование ТРИЗ-технологии в формировании творческой речевой деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи»

Любовь Апевалова
«Использование ТРИЗ-технологии в формировании творческой речевой деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, так как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем. В центре внимания ТРИЗ – педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Публикация «„Использование ТРИЗ-технологии в формировании творческой речевой деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи“» размещена в разделах

Учить творчеству можно и нужно учить каждого ребенка, ибо каждый рождается с задатками гения. Здоровый ребенок от рождения талантлив, считает автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер. И чем раньше начать такую учебу, тем лучше результат.

В своей работе с детьми я использую технологии – ТРИЗ, побывав на курсах мастера ТРИЗ А. В. Лимаренко. Убедилась в том, что у детей обогащается круг представлений, развивается творческое воображение, и что самое главное для детей речевой группы (с которыми я работаю) – это развитие речевых навыков, расширение словарного запаса минимум на 7-8 слов на каждом занятии. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, а, попадая в трудные ситуации самостоятельно находить решения.

Начала с цели – научить решать противоречия, поэтому перед детьми я поставила задачу научить выявлять эти противоречия (в играх - мыслинках, загадках). Каждый предмет и явление обязательно несёт в себе положительные и отрицательные проявления. Выявить их, не бояться, увидеть доброе и злое даже в самом дорогом и любимом человеке или предмете – наша задача. Например, «Делать уколы» :

• плохо, потому, что больно;

• хорошо - быстрее вылечишься. Страшно, но зато мама говорит потом, что я смелый.

«Дождь» :

• все растет, можно бегать по лужам - хорошо;

• костер не развести, грязь - плохо.

«Мороженое» :

• хорошо - если съесть одну ложечку – вкусно, но мало;

• плохо - А если целый ящик, (превратишься в ледышку).

Пытаясь найти истину, дети узнали, что оказывается в каждом предмете и явлении обязательно есть и плохие и хорошие стороны. Решая такие противоречия, дети стали больше рассуждать, фантазировать, придумывать что–то новое.

В разрешении противоречий использовали с детьми Метод проб и ошибок. Метод проб и ошибок - для самых сильных. Нужно уметь не только пробовать, но и ошибаться. Большая часть решений нами была сделана с его помощью. Задав ребятам вопрос, кто появился первым яйцо или курица, (конечно яйцо – из него же вылупился цыпленок). - Тогда кто же снес яйцо? (курица).- Они появились все вместе, (яйцо в курице, а курица в яйце). - А яблоня или яблоко? (внутри семечки). Итак, познакомившись с методом проб и ошибок вместе с детьми, мы пришли к выводу: он дает только часть решений.

Поэтому следующим методом в решении противоречий мы использовали Морфологический анализ. Морфологический анализ легко освоился детьми и дал большее количество идей. На одном из занятий дети готовили в подарок Снежной королеве весеннее платье. Сколько было придумано дивных нарядов, чтобы смягчить характер Снежной королевы: ее голову украшали венками из птичьих песен, вуалями из искрящихся шумных брызг. Гирлянды бус из ягод и грибов украшали шею. Ребячьей фантазии не было предела, и все это благодаря живому уму и морфологическому анализу.

Следующий этап для развития творческого воображения у детей пополнился Методом фокальных объектов. С помощью нового метода дети придумывают совершенно новые, невероятные сани для Снежной королевы. Для этого называют любые слова: машина, вертолет, компот. Какой бывает машина? (теплая, с мотором, цвет). Вертолет? (летит, у него два пропеллера). Чем замечателен компот? (сладкий, фруктовый, ягодный). Получились сани с мотором (как у машины, сани - вертолет, сани - сладкие (откалывать кусочки и угощать ребят). Необычную обувь: туфли для президента (с рацией, с видеокамерой, с вентиляцией, обувь для пограничника: валенки с подогревом, с фонариком. Этот метод хорошо используется в рекламе.

Оператор РВС. Цель применения оператора – огромное поле деятельности для фантазии и сочинения сказок. Дети придумали новую сказку о колобке. Всем известна русская народная сказка «Колобок» с ее печальным концом. По ТРИЗУ считается это жестоко, съесть Колобка, хоть он и был для этого испечен. Ведь он же пел песни, знакомился с животными. Дети придумывают, фантазируют, делают так, чтобы Лиса не съела Колобка.

• делают Колобка не съедобным – присыпают перцем;

Колобок поет песню наоборот: «Лиса, Лиса, я тебя съем!» (Лиса испугается и убежит);

• Колобок превращается в ежика;

• сделать много – много Колобков (всем хватит);

• Колобок живет у Лисы 10 лет (играет с лисятами, ходит с ними в лес на прогулку). Станет Лиса, есть такого Колобка? Нет, он стал почти членом семьи.

Дети очень хорошо справились с методом оператора РВС.

Системный анализ. Играя, дети любой предмет рассматривают, как часть целого, определяют его функцию. Работая по теме логопеда «Одежда», провели исследование: «На чем или на ком выросло платье?». Так вместе с детьми познакомились с историей рождения тканей. Это было путешествие в прошлое в подсистеме. Проделали тот же путь в системе - и история развития моды готова. После такого занятия мы получили группу юных модельеров. Определили название одежды, ее функцию, например домашняя, спортивная, выходная. Вот уж где простор для фантазии малышей. Интересно, как будет выглядеть карнавал в подводном царстве или на далекой звезде?

Идеальный конечный результат. Для решения любой задачи с детьми определили И. К. Р., то есть идеальный, даже фантастический. В сказке Колобок, спасаясь от Лисы, решает, что лучше быть ежиком. Дети находят решение: приклеить иголки с помощью смолы от деревьев. Чем ни идеальное решение!

Таким образом, используя технологии ТРИЗ, дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь.

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает – мебель, посуда, камешки, листики, - превращаются в какие угодно сказочные элементы.

Видя, как дети на глазах учатся фантазировать, воображать, я решила применить ТРИЗ в придумывании сказок с помощью схем. Далее предложила детям придумать свою сказку, изобразить ее схемой и рассказать, используя эту схему. И это им удалось. Дети – просто молодцы!

Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевая застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Именно поэтому мы с детьми применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ - технологии.

Конечно, работа ведется в тесном контакте с родителями. С этой целью проводим:

• индивидуальные консультации;

• открытые занятия;

• дни открытых дверей;

• изготовление пособий;

творческие домашние задания.

И еще немного о ТРИЗЕ. Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.

Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир измениться к лучшему.

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному. И моя задача - поддержать и обеспечить развитие творческих и речевых способностей дошкольников.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развивающие игры ТРИЗ» Дорогие родители! Мы с ребятами нашей группы осваиваем инновационные проектно-поисковые технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских.

Презентация пособий по ТРИЗ-технологиям В последнее время в современном образовании главным концептуальным вопросом педагоги стал вопрос о формировании творческой личности подготовленной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование ТРИЗ-технологии в формировании творческой речевой деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи»
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 15:02
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование ТРИЗ-технологии в формировании творческой речевой деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Апевалова (УИ 310697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД