Лучший педагог года

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста (1 фото)

Светлана Лабинцева
Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

«Использование элементов арт-терапии

в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Современная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

Публикация «Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее по тексту ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений. «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением»

Эта цель может быть достигнута при условии решения психологом довольно большого круга задач, а также увидеть для себя, как специалиста, новые горизонты своей профессиональной деятельности.

Анализ современных проблем работы педагога – психолога в системе образования, а также стремительного развития общества и его жизнедеятельности, где ребенок не успевает за технологиями. В свою очередь позволяет выйти на новый уровень современного образования с использованием инновационных технологий с учетом ФГОС психологии системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы. В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством.

Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Возможность использования техник и приемов арт-терапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтическими направлениями. В настоящее время арт-терапия (в данном контексте) является наиболее разработанным, чаще всего используемым и наиболее простым в техническом исполнении видом терапии

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т. д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Арт-терапия включает в себя :

• изотерапию – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а также работа с репродукциями, различным художественным материалом – глиной, пластилином, соломой (декоративно прикладное искусство) и т. д. ;

• музыкальную терапию – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;

•драматерапию – воздействие через театр, образы, а также использование готовых материалов (фильмы, спектакли);

•сказкотерапию – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

•кинезитерапию – это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально-двигательная терапия;

•фототерапию – применение фотографии (слайдов) для развития и гармонизации личности, а также работа с готовыми фотоматериалами или создание оригинальных авторских снимков;

•песочную терапию – форма активного воображения, предполагающая игру с песком и миниатюрными фигурками, что, в свою очередь, позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии.

Богатое многообразие видов арт-терапии вызвало большой интерес в практической работе педагога – психолога и повлекло к созданию отдельных зон: песочной терапии; изотерапии; музыкальной терапии; сказкотерапии; драмотерапии; кинезиотерапии, в специально организованных условиях. Создание специально организованных условий в одном пространстве, которое позволяет не только реализовать все поставленные задачи перед специалистом, а также интегрировать несколько терапевтических областей в одном образовательном процессе.

Реализуемая инновационная деятельность, в нашем учреждении подразумевает под собой создание специально организованных условиях для работы с участниками образовательного процесса. Одной из форм по организации работы с детьми по социальному развитию, одной из главных задач инновационной деятельности в нашем ДОУ, является создание кружка игровой поддержки. Основная цель работы, которого направлена на создание условий, способствующих успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста и предусматривает решение следующих задач:

- развитие коммуникативной и социальной компетентности детей,

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;

- воспитание положительного отношения к окружающим, формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Именно в кружке игровой поддержки мы смогли создать условия с учетом возрастных особенностей и с учетом используемых технологий, в данном случае арт-терапия, для работы с детьми и их родителями. Каждое направление подразумевает под собой создание зоны работы с тем или иным видом арт-терапии, рассмотрим более подробно:

1. В зоне изотерапии с помощью манипуляции с предметами практические действия интериоризируются, т. е. переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, ребенок производит продукт, отображая в нем впечатления и жизненный опыт, который он принимает или отвергает. Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.

4. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями, развивают способности к восприятию.

8. Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

2. Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Создание зоны музыкальной терапии, основанный на целительном воздействии музыки, на психологическое состояние ребенка, способствует установлению эмоциональной гармонии в группе детей, развитию коммуникативных навыков, выражению подавленных или «трудных» для выражения чувств. Музыка имеет психологическое воздействие на детей с проблемами поведения, речи и врожденными дефектами, так как музыка облегчает понимание и развивает внимание, умение сосредоточиваться и память.

3. Драматерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета, где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Проигрывание экспрессивных этюдов помогает решать различные проблемные ситуации детей дошкольного возраста. Помимо развития креативности, у детей появляется уникальная возможность расширения своего сознания, расширение диапазона поведенческих стратегий, отработка новых, более креативных способов взаимодействия с миром и с другими, а также работать в коллективе.

4. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности ребенка. По этому в данной зоне в работе со сказкой, которая позволяет решить несколько задач одновременно развивать речь, внимание, память, воображение, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций. Сказка позволяет развить у детей умение чувствовать и понимать другого, воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого, а также повышает самооценку детей, их уверенность в себе.

5. Тело человека создано для движения, которое естественно, как дыхание, так как в природе все совершает движения. Поэтому мы не могли обойти стороной такое направление как кинезиотерапия. Создание зоны кинезиотерапии, где используются элементы танцевальной терапии, осуществляются взаимоотношения между движением и эмоциями. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка и является профилактическим методом в работе с детьми в период адаптации к детскому саду и имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и развитием крупной моторики.

6. Игра с песком – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения – и способ привычный, хорошо знакомый. За основу создания зоны работы с песком были взяты элементы песочной терапии, где ребёнку или целой группе детей дается уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения в трехмерном пространстве, возникающей в общении с психологом. Основными задачами таких занятий с песком являются: развитие познавательных психических процессов; обучение искусству расслабления; коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Главное достоинство песочной терапии в том, что она позволяет реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Особое значение арт-технологий для развития дошкольника заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт.

Проведя мониторинг работы кружка игровой поддержки за период с 2004 по май 2016 года, мы увидели положительную динамику в развитии наших детей в психоэмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии. Использование арт-терапевтических технологий позволило психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и элементов системы М. Монтессори в работе с детьми раннего возраста Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответствии.

Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиИспользование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Здорнова Ольга Валерьевна Спицына Маргарита Юрьевна Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической.

Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста «Неделя Психологии» Арт-терапия – ИЗО Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста. Педагог-психолог Сазонова О. М.

Фотоотчет «Использование техники sand-play как элемент арт-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Фотоотчет «Использование техники sand-play как элемент арт-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Как же все-таки верны слова К. Д. Ушинского, ведь нет на свете ничего проще, доступнее и многообразнее, чем обычный песок. Что же делать,.

Фотоотчет «Использование элементов пластинографии в работе с детьми разновозрастной группы»Фотоотчет «Использование элементов пластинографии в работе с детьми разновозрастной группы» Доброе время суток, уважаемые гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет об использовании элементов пластинографии на занятиях.

Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста»Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста» Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А в период адаптации особенно важно поддерживать.

Использование элементов биоэнергопластики в работе с детьми с ТНРИспользование элементов биоэнергопластики в работе с детьми с ТНР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР Для педагогов дошкольной ступени образования.

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ» (Слайд 1) Мастер-класс "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ" Брень В. А., педагог-психолог МБДОУ Уктурского сельского поселения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июля 2018 в 18:52
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД