Папки-передвижки

Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Юлия Белова
Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Проблема тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых сложных проблем в современной психологии, поэтому ей занимаются многие исследователи. Однако ученые высказывают различные точки зрения в определении указанных явлений и условий их возникновения.

Публикация «Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Вопрос детской тревожности и страхов приобретает актуальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлагательных поисков продуктивного решения. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества страхов и тревожности. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, в отсутствии безопасности.

Ряд исследователей рассматривают тревожность и страх лишь как явления, возникающие в рамках стрессовых ситуаций (А. Говард, Л. Мазарус, К. Матвеев, А. Мирке). В советской психологии В. С. Мерлин, О. Копытова, В. Уткина, К. Вяткин, Н. Белаус связывают состояние тревожности и страха с состоянием высшей нервной деятельности человека.

Исследование В. Б. Белауса показало наличие связи между склонностью субъекта к тревожности и неустойчивостью, раздражительностью, слабостью нервных процессов.

В зарубежной литературе наиболее часто встречается понимание тревожности и страха как состояния, изначально присущего ребенку, сопутствующего ему на протяжении всей жизни и являющегося фактором его психического развития (В. Айзенк, Т. Тейлор).

В отличие от этого некоторые советские психологи рассматривают тревожность как свойство личности, приобретенное человеком в результате опыта (К. Банеев, Д. Именадзе, Р. Купцова).

Исследования Л. С. Выготского, В. И. Гарбузова, Ю. Ф. Гребченко, А. И. Захарова, Д. Б. Эльконина, В. В. Лебединского, А. С. Спиваковской о том, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность, поэтому при работе с дошкольниками необходимо использовать игротерапию как метод коррекции, в основе которого лежит игра.

Появившись в первой половине ХХ века в недрах психоанализа, игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая специализируется преимущественно на работе с детьми. Данное научное течение постепенно распространилось по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методик.

Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия как способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В основу метода положена игра.

Игра - это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, принудительно, без интереса со стороны ребенка не может называться игрой.

А. И. Захаров считал, что игра - это способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра, по мнению ученого, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, темперамент. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку травмирующие жизненные обстоятельства в ней переживаются в условном, а значит, ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование - катарсис.

Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. В то же время, игра для ребенка - это и одна из форм «самотерапии», способ снизить тревожность, благодаря которому могут быть урегулированы различные конфликты и проблемы.

Игровая терапия — это стихийный воспитательный институт ребенка, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и умения, навыки общения, развитие фантазии и механизмы творческой сознания.

Игра для ребенка - это еще и средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям.

Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд выделяют пять признаков, по которым игру можно отнести к терапевтическому средству :

• То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.

• Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.

• Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

• Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни ребенка.

• Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.

В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует снятию напряжения, страха перед окружающим миром.

В основе направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно – ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей в создаваемой самими детьми игровой ситуации. Согласно ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т. д. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально – волевую сферу личности ребенка.

Термин «игровая терапия» был предложен М. Клаян. Игротерапию одной из первых стала применять А. Фрейд в работе с детьми. в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму. А. Фрейд обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.

С появлением в начале 1930-х годов исследований Д. Тафты и Ф. Алена, названных терапией отношениями, возникло третье значительное направление в игровой терапии. Философским основанием для него стала работа О. Ранка, который перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе терапевт-клиент, поставив в центре внимания то, что происходит здесь и теперь, в кабинете терапевта. Идеи О. Ранка легли в основу терапии отношениями, близкой к пассивной игровой терапии. Терапия отношениями целиком имеет дело с имеющимися ситуацией, чувствами и реакциями, не пытаясь объяснить или интерпретировать прошлый опыт.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавленные негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими, игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными, реальные отношения между играющими.

Таким образом, игровая терапия создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста. В игре дети дошкольного возраста, воспроизводя действия и отношения взрослых людей, вступая в различные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, учатся уважать и соблюдать их. А также способствует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при помощи других имеет особое значение для развития мышления и воображения ребенка, а также снижает уровень тревожности и страхов у детей.

Для выявления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ можно использовать следующие методики : «Беседа о страхах» (А. И. Захаров, «Тест на тревожность» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика «Нарисуй свой страх».

После проведения данных методик и выявления результатов, необходимо подобрать игры, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения (работа с тревожностью, развитие более позитивной Я – концепции, становление ответственности в своих действиях и поступках, овладение чувством контроля, развитие внутреннего источника оценки.

Опираясь на положения Спиваковской А. С. можно говорить о том, что игра обладает тремя функциями: диагностической, терапевтической и обучающей. Наибольший интерес представляет терапевтическая. Суть ее состоит в том, что изменение психического состояния происходит потому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра невозможна без риска, а нежелание проиграть, надежда на победу представляют собой моделирование, что позволяет лучше адаптироваться к различным жизненным ситуациям и научиться их предвосхищать. Таким образом, игра является способом укрепления уверенности ребенка в себе.

Особой ценностью обладают подвижные игры, которые вызывают активность ребенка. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре.

Публикации по теме:

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста «Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Современная образовательная программа дошкольного.

Использование элементов аквааэробики для детей старшего дошкольного возраста [слайд 1] Дошкольное детство – это тот период развития ребенка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются.

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ОВЗ Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы.

Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии речевых способностей детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по теме «Использование элементов ТРИЗ в развитии речевых способностей.

Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Волшебники» Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. «Волшебники» Цель - снижение уровня тревожности.

Конспект занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Я тебя не боюсь!»Конспект занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Я тебя не боюсь!» «Я тебя не боюсь!» Цель: снижение тревожности, повышение самооценки, борьба с навязчивыми страхами. I. Орг. момент. II. «Комплимент». -Ребята,.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ» (Слайд 1) Мастер-класс "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ" Брень В. А., педагог-психолог МБДОУ Уктурского сельского поселения.

Рекомендации родителям по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени Елена Фролова Рекомендации родителям по преодолению.

Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 18:11
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД