Гришина Елена
Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Гришина Елена Витальевна
Учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР – детский сад №15»
г. Чернушка Пермского края
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ ввёл новое правовое понятие - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Публикация «Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Образование таких детей предусматривает создание для них специального коррекционно-развивающего пространства для обеспечения адекватных условий и равные с обычными детьми возможности, в пределах образовательных стандартов, воспитания и обучения, лечения и оздоровления, коррекции нарушений и социальной адаптации. Для детей с ОВЗ важно получить не только квалифицированную помощь педагогов и специалистов, но и приобрести неоценимый опыт общения со сверстниками как социальную интеграцию.
В нашем учреждении, помимо детей групп компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи (ОНР, появился ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Согласно соответствующей нозологии методистом, старшим воспитателем, освобождёнными специалистами и педагогами ДОУ была разработана адаптированная образовательная программа (АОП, основными задачами которой явились:
- создание оптимальных условий для психофизической реабилитации ребенка с НОДА и социальной интеграции в общество здоровых сверстников;
- выработка системы эффективных форм и методов коррекционно-оздоровительной и образовательной работы с воспитанником, обеспечивающей индивидуально-дифференцированный подход при освоении реализуемой Программы дошкольного образования;
- обеспечение конструктивного взаимодействия с родителями в коррекционно-оздоровительной и образовательной работе с ребенком НОДА.
Основными направлениями Программы являются:
1. Оздоровительно-профилактическое, обеспечивающее укрепление здоровья средствами медицинской реабилитации и физической культуры;
2. Коррекционно-развивающее, обеспечивающее исправление нарушений и компенсацию деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также коррекцию нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата (исправление нарушений осанки, компенсация парезов и др.);
3. Воспитательное, обеспечивающее социальное формирование личности с нравственными, умственными, трудовыми и эстетическими потребностями;
4. Образовательное, обеспечивающее усвоение системы знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных возможностей, формирование интереса и потребности в движениях, развитие физических качеств.
Моя работа, как учителя – логопеда, заключается в коррекции речевых нарушений, проявляющихся нарушением формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Для повышения мотивации и интереса ребёнка к коррекционным занятиям я решила использовать в своей практике элементы песочной терапии.
Логопедические занятия с использованием песка способствуют :
- снятию мышечной напряжённости;
- развитию кистевого захвата и согласованности движений обеих рук;
- развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук;
- совершенствованию зрительно – пространственной ориентировки;
- развитию интереса к окружающей действительности, стимулированию познавательной активности ребёнка;
- формированию психологической базы речи (внимание, восприятие, память, мышление);
- обогащению и расширению словарного запаса;
- развитию фонематических процессов, развитию лексико-грамматических представлений и связной речи.
Опираясь на приёмы работы в песочнице, традиционная методика по коррекции речевых нарушений у ребёнка с НОДА проходит в более интересной, увлекательной обстановке и является более продуктивной.
Мною была составлена картотека игр с песком на отработку артикуляционных упражнений, на развитие речевого дыхания, автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, слоговой структуры слова, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. А также пополнилась развивающая предметно-пространственная среда (РППС) кабинета новыми игрушками для игр с песком по разным лексическим темам.
С воспитателями ребёнка с НОДА были организованы консультации на тему «Пескотерапия – что это?», «Логопедические игры в песочной стране».
Осуществляется взаимодействие с родителями ребё нка: проведена беседа об итогах диагностического обследования и направлениях коррекционной работы с использованием песочного стола. Составлена консультация на тему «Играем с песком – развиваем речь».
Список литературы
1. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 66 с.
2. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук // Вестник практической психологии образования. - 2006. - №1. – C. 66-74.
3. Адаптированная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад №15».- 2015.