МААМ-картинки

«Использование загадок в работе с детьми».

Любовь Севрук
«Использование загадок в работе с детьми».
▼ Скачать + Заказать документы

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.

- Старшие дошкольники активно знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за птицами, животными, насекомыми, их повадками; они следят за ростом и развитием растений; отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года, и в процессе этих наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе. - У детей расширяются знания о труде взрослых, об орудиях и предметах труда, о транспорте, о быте, современной технике.

Публикация «„Использование загадок в работе с детьми“,» размещена в разделах

- Готовясь к школе, дети проявляют повышенный интерес к книге, знаниям, у них продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза.

Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно – образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.

Разнообразны цели использования загадок. Они либо вызывают интерес к предмету наблюдения или беседы, либо могут быть средством проверки и закрепления знаний в занимательной форме.

- Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Так, наблюдая за деревьями, можно загадать загадки :

«В одежде летом, зимой раздеты».

«В белом сарафане встала на поляне, летели синицы, сели на косицы». «Что летом и зимой в рубахе одной».

Дети отгадывают загадки, показывают деревья и доказывают правильность своего ответа. Дети могут придумать свои загадки.

Катя М. придумала такую: «На каком дереве зимой ягоды висят» (рябина)

Слава П. : «Похожа на сосну и елку, а зимою без иголок» (лиственница).

Нужны не только одноразовые наблюдения в естественных условиях, но и специально организованная система наблюдений, помогающая детям увидеть явления в разные периоды, в развитии. На основе обобщенных выводов по результатам длительных наблюдений построены загадки такого типа : «Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька» (луна, месяц).

- В ряде случаев для постижения внутренней сущности явления требуется опытный путь. Чтобы отгадать загадку : «В огне не горит, в воде не тонет» (лед, надо провести опыты со льдом. Они станут ключом к отгадке. Подавляющее большинство загадок построены на знании таких свойств предметов, которые дети постигают в процессе действия с ними:

«Пляшет крошка, а всего одна ножка» (волчок)

«Упадет – поскачет, ударишь – не плачет» (мяч).

Всестороннее обследование детьми предметов в процессе многократных действий с ними, наблюдение явлений в разных условиях обогащают опыт детей, дают фактические знания о мире. Загадка служит при этом художественным завершением и обобщением процесса наблюдения, рассматривания, сравнения.

Например, после рассматривания грибов, детям загадывают загадки :

1. «Я родился в день дождливый под осинкой молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой» (подосиновик).

2. «А вот кто – то важный на беленькой ножке. Он с красною шляпкой, на шляпке горошки» (мухомор).

Отличительные признаки грибов, отмеченные ребенком при их рассматривании и после этого сформулированные в виде художественного описания в загадке, осознаются глубже и поэтому прочнее усваиваются.

- Наряду с наблюдениями и опытами знания о признаках и свойствах предметов дети получают и закрепляют на занятиях и в дидактических играх. Так проводятся дидактические игры по классификации предметов на основании какого – либо признака:

- «Кому это нужно?» (предметы, необходимые представителю той или иной профессии,

- «Что из чего сделано?»

Дидактические игры с загадками для старших дошкольников предлагает Е. Кудрявцева.

Загадки широко используются как исходный подсобный материал для логических упражнений на обобщение, сравнение, группировку. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда, мебель, т. д.) и видовые (мухомор, мак, чашка, стол) существуют как бы параллельно. Ребенок не видит между ними связи, так как не может делать простейшие обобщения. Логические упражнения помогают усваивать не только слово и понятия, но и помогают систематизировать словарный материал.

Например, загадываются загадки об овощах : о луке, моркови, капусте, т. д. Потом задается вопрос: «Как назвать предметы одним словом? (овощи)

На материале загадок о животных и насекомых можно проводить упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны назвать отдельно животных и отдельно насекомых.

Упражнения типа «Кто лишний и почему?» также помогают в классификации предметов. Дети отгадывают 3 – 4 загадки : одну о животных, остальные о птицах.

1. «В воде купался, а сух остался» (гусь).

2. «Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник» (дятел)

3. «Всех перелетных птиц черней, он чистит пашню от червей» (грач)

4. «В клубок свернется, а взять не дается» (еж).

Дети выбирают, кто лишний и обосновывают свой ответ.

Для упражнений на сравнение можно использовать любые загадки. Такие упражнения развивают речь ребенка, формируют навыки построения предложений.

- Широко можно использовать загадки в беседах, на занятиях по рассматриванию картин, предметов. Так, при рассматривании картины «Зимние забавы» в первой части занятия уточняются представления детей о признаках зимы, о зимних развлечениях. Во второй части проводится игра «Почта Зимушки – зимы» с целью закрепления знаний о зиме и развития речевых навыков. Дети отгадывают загадки воспитателя, а затем сами загадывают загадки о том, что нарисовано на картинках, лежащих в конвертах. Остальные отгадывают и соотносят отгадку – картинку с общей картиной «Зимние забавы».

В беседе с детьми об орудиях труда и механизмах, облегчающих домашний труд, также можно использовать загадки. Сначала дети рассказывают, какую работу дома выполняют взрослые и сами дети, какими орудиями труда пользуются. Затем проводится игра с загадками : «Что нам нужно для работы Дети отгадывают загадки и определяют, для какого вида труда необходимы эти предметы. В приведенных примерах занятий загадки используются во второй части занятия, как закрепление знаний.

Можно провести занятие, все построенное на загадках : «Едем, плаваем, летаем» (о видах транспорта). Воспитатель предлагает отгадать загадки о разных видах транспорта. В случае правильного ответа ребенок берет картинку и ставит ее рядом с изображением, обозначающим среду передвижения указанного транспорта (дорога, вода, небо). Дети в ходе игры классифицируют транспорт на наземный, водный, воздушный.

Загадки активно используются также по на занятиях изобразительной деятельности. Очень часто занятия по рисованию, лепке овощей, фруктов, игрушек начинаются с загадок. Это повышает интерес к деятельности, упражняет детей в речевых навыках.

Увлекательность и необычность придают загадки вечерам – развлечениям: «В гостях у Лесовичка», «Загадки сказочных героев»», «Во саду ли, в огороде». Эти праздники полны загадок, сопровождаются песнями, играми, танцами, появлением сказочных персонажей.

Загадка это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству.

Литература:

1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М. : Просвещение, 1976 г.

2. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9,с. 23-26.

Публикации по теме:

Рекомендации по организации детей на прогулке РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ 1. Организовать с детьми наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями.

Экологический проект «По осенним тропинкам». Старшая группа Экологический проект «По осенним тропинкам». Актуальность. Наблюдение за детьми во время прогулок выявило несколько проблем. Во-первых,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Использование загадок в работе с детьми».
Опубликовано: 14 октября 2012 в 12:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование загадок в работе с детьми».» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Севрук (УИ 15809) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД