Лучший педагог года

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет

Ольга Ларькина
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет

Здоровье – бесценный дар,

потеряв его в молодости

не найдёшь до самой старости.

Так гласит народная мудрость.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья и речи детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, умственные перегрузки - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье, психику и речь дошкольника.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет» размещена в разделах

В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий. Целью которых становиться - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Ведущим принципом – учет личностных особенностей ребенка, учет детских интересов и предпочтений в ходе воспитания и обучения.

Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.

Портрет ребёнка, имеющего речевую патологию:

это ребёнок с низкой работоспособностью,

повышенной утомляемостью,

с несформированной произвольностью психических процессов,

вдобавок ещё и часто болеющий.

Здоровьесберегающая технология -

это целостная система воспитательно-оздоровительных,

коррекционных и профилактических мероприятий,

осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.

Принципы здоровьесберегающих технологий :

-принцип «Не навреди!»;

-принцип сознательности и активности;

-непрерывности здоровьесберегающего процесса;

-систематичности и последовательности;

-принцип доступности и индивидуальности;

-всестороннего и гармонического развития личности;

-системного чередования нагрузок и отдыха;

-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

-возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Десять «золотых» правил здоровьесбережения :

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий :

1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.

2 Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.

3 Коррекционные технологии : кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.

Традиционные и нетрадиционные методы в логопедической практике :

артикуляционная гимнастика;

упражнения для развития дыхания;

гимнастика для глаз (профилактика зрения);

развитие общей моторики;

логопедический и пальцевый массаж, Су – Джок терапия;

аурикулотерапия (лечебное воздействие на точки ушной раковины);

изо-терапия (рисование фасолью, горохом, палочками и т. п.);

биоэнергопластика (движений артикуляционного аппарата и движения кисти руки).

Предлагаю остановиться сначала на первой группе технологий, направленных на осуществление основной профессиональной деятельности.

Артикуляционная гимнастика

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

улучшить подвижность артикуляционных органов;

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их (нервную проводимость)

Развитие речевого дыхания

• стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы;

• дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями;

• дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое)

• способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма.

• развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма

• нормализация психо-эмоционального состояния

• повышение иммунитета

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз

Поможет Вам восстановить и сохранить зрение. Ваши глаза будут отдохнувшими и здоровыми.

Развитие общей моторики

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия.

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, Су – Джок терапия)

Позволяет:

стимулировать действие речевых зон коры головного мозга;

совершенствовать психические процессы;

облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

вызывать интерес и яркий эмоциональный настрой.

Су – Джок терапия

Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Точечный массаж

Укрепляются защитные свойства организма

Самомассаж рук

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Изо – терапия (манкотерапия, пескотерапия)

это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии.

Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Биоэнергопластика

Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Все вышеперечисленные технология проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов (восприятия, внимания, мышления);

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики,

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

Желаем Вам цвести, расти,

Крепить свое здоровье

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

С. Я. Маршак.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда Актуальность исследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с.

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень.

Использование ИКТ в логопедической практике В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Основной целью логопедической службы образовательного.

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в педагогической практике Полноценное сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – это первоочередная задача, которая стоит перед современным.

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Для нашего детского сада проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников особо актуальна, так как контингент воспитанников нашего.

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Консультация для педагогов Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Актуальная тема для разговора во все времена – это.

Использование здоровьесберегающих технологий на прогулке Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях логопеда с дошкольниками, имеющих речевую патологию Коррекционная работа на занятиях логопеда направлена не только на предупреждение и устранение недостатков речи, но и на развитие процессов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 22:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД