Приложение МААМ

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

анна глазырина
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка».

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий :

Публикация «„Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя“» размещена в разделах

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Классификация здоровьесберегающих технологий :

1 группа – медико-профилактические

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии

3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

4 группа - технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Основная задача этих технологий - обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

5 группа - технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей

Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на психофизическое здоровье детей.

Цель — оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка».

Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, формулирую следующие задачи:

• Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий.

• Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

Принципы:

• принцип научности.

• принцип интегративности.

• принцип активности, сознательности.

• принцип безопасности – не навреди.

Для решения задач по созданию этой системы мною разработана здоровьесберегающая модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:

1. Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, креативности и отслеживании социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы.

2. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.

3. Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.

4. Просвещение педагогов и родителей.

В своей музыкальной практике я использую :

-мониторинг образовательной области «Музыка», разработанный Н. И. Льговской.

-диагностика развития музыкальности детей по программе «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой.

-диагностика развития музыкально-художественной деятельности (Ю. А. Афонькина) по программе «От рождения до школы» .

Диагностика проводится 3 раза в год, что даёт возможность отслеживать динамику развития каждого ребёнка.

Совместно с воспитателями проводится анализ результативности социально – эмоционального комфорта детей в музыкально – образовательной среде группы.

По результатам диагностики планируется вся индивидуальная работа с детьми, выясняется уровень их развития, и самое главное - резерв возможностей.

Интеллектуальный комфорт достигается через соответствие между способностями, возможностями, интересами ребёнка и содержательно-педагогическими условиями среды. В моей музыкальной практике интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы, наличием возможностей для самореализации.

Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности.

Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего ДОУ присутствуют средства ТСО. Всё активнее используются и ИКТ.

Следуя структуре построения среды, стараюсь придерживаться принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Во всех возрастных группах мною используется полифункциональное игровое оборудование;Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т. д., а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки.) По моим рекомендациям, воспитатели чётко следят за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.

Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.

Коррекционные технологии

• Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. При отборе упражнений мы следуем рекомендациям учителя-логопеда.

• Психогимнастика

Создают положительный эмоциональный настрой, устраняют замкнутость, снимают усталость. Проводятся 1-2 раза в неделю, начиная со старшего возраста по 25-30 мин. по мере необходимости. В своей музыкальной практике использую психогимнастику Чистяковой М. А.

• Арт - терапия

Арт-терапия – это буквально лечение искусством оснащенные различными пособиями и дидактическими играми: музыкально-творческие игры, различные виды кукольных театров, запасник ценных вещей, уголок ряженья, ёмкости с песком и т. д.

• Вокалотерапия. Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств

Использую такие пропевания в музыкальной НОД как сигнал перед изменением вида деятельности, это способствует сосредоточенности внимания

Взаимодействие и просветительская работа с родителями. Ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. После обработки анкет с добавленными вопросами об оздоровлении детей я выявила определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей, и почти стопроцентное отсутствие знаний о ведении музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. На основании этих данных внесла некоторые изменения в формы взаимодействия с семьёй.

Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это

• совместные праздники

Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э. П.) . В нашем ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, «День защиты детей», «Здравствуй лето!», «День Нептуна», «День Шахтера, день города», «День дошкольного работника», «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Широкая Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения.

• Анкетирование

- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях

- Индивидуальные консультации

- Организация обратной связи «Почтовый ящик»;

- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему

- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках

- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка

• Передвижная библиотека

- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива. Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Реализуется единая линия в планировании образовательного процесса.

Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в музыкально-оздоровительном процессе.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка»

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помогло пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О. Н. Арсеневская.

• Сделана подборка кинезиологических пальчиковых игр для каждой возрастной группы.

• Систематизированы упражнения по дыхательной и ритмической гимнастике для каждой возрастной группы.

• Создана музыкальная предметно-развивающая среда с учетом здоровьесберегающей модели.

• Подобран наглядный материал для воспитателей, родителей.

Разработаны консультации для педагогов и родителей.

Основные выводы по результатам работы :

Анализ литературы по проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:

• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к образовательной деятельности.

• способствует формированию потребности в двигательной активности.

• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья.

• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей.

• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Публикации по теме:

Итоги летней оздоровительной работы в нашем учреждении В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников. РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Здоровье человека – проблема актуальная для всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
Опубликовано: 19 февраля 2015 в 17:45
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»» (включая файлы) размещена пользователем анна глазырина (УИ 106044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД