анна глазырина
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка».
Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий :
Публикация «„Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Классификация здоровьесберегающих технологий :
1 группа – медико-профилактические
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии
3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
4 группа - технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Основная задача этих технологий - обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
5 группа - технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей
Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на психофизическое здоровье детей.
Цель — оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка».
Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, формулирую следующие задачи:
• Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий.
• Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.
Принципы:
• принцип научности.
• принцип интегративности.
• принцип активности, сознательности.
• принцип безопасности – не навреди.
Для решения задач по созданию этой системы мною разработана здоровьесберегающая модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:
1. Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, креативности и отслеживании социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы.
2. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.
3. Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.
4. Просвещение педагогов и родителей.
В своей музыкальной практике я использую :
-мониторинг образовательной области «Музыка», разработанный Н. И. Льговской.
-диагностика развития музыкальности детей по программе «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой.
-диагностика развития музыкально-художественной деятельности (Ю. А. Афонькина) по программе «От рождения до школы» .
Диагностика проводится 3 раза в год, что даёт возможность отслеживать динамику развития каждого ребёнка.
Совместно с воспитателями проводится анализ результативности социально – эмоционального комфорта детей в музыкально – образовательной среде группы.
По результатам диагностики планируется вся индивидуальная работа с детьми, выясняется уровень их развития, и самое главное - резерв возможностей.
Интеллектуальный комфорт достигается через соответствие между способностями, возможностями, интересами ребёнка и содержательно-педагогическими условиями среды. В моей музыкальной практике интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы, наличием возможностей для самореализации.
Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности.
Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего ДОУ присутствуют средства ТСО. Всё активнее используются и ИКТ.
Следуя структуре построения среды, стараюсь придерживаться принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.
Во всех возрастных группах мною используется полифункциональное игровое оборудование;Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т. д., а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки.) По моим рекомендациям, воспитатели чётко следят за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.
Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.
Коррекционные технологии
• Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. При отборе упражнений мы следуем рекомендациям учителя-логопеда.
• Психогимнастика
Создают положительный эмоциональный настрой, устраняют замкнутость, снимают усталость. Проводятся 1-2 раза в неделю, начиная со старшего возраста по 25-30 мин. по мере необходимости. В своей музыкальной практике использую психогимнастику Чистяковой М. А.
• Арт - терапия
Арт-терапия – это буквально лечение искусством оснащенные различными пособиями и дидактическими играми: музыкально-творческие игры, различные виды кукольных театров, запасник ценных вещей, уголок ряженья, ёмкости с песком и т. д.
• Вокалотерапия. Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств
Использую такие пропевания в музыкальной НОД как сигнал перед изменением вида деятельности, это способствует сосредоточенности внимания
Взаимодействие и просветительская работа с родителями. Ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. После обработки анкет с добавленными вопросами об оздоровлении детей я выявила определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей, и почти стопроцентное отсутствие знаний о ведении музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. На основании этих данных внесла некоторые изменения в формы взаимодействия с семьёй.
Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это
• совместные праздники
Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э. П.) . В нашем ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, «День защиты детей», «Здравствуй лето!», «День Нептуна», «День Шахтера, день города», «День дошкольного работника», «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Широкая Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения.
• Анкетирование
- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях
- Индивидуальные консультации
- Организация обратной связи «Почтовый ящик»;
- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему
- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках
- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка
• Передвижная библиотека
- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.
Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива. Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Реализуется единая линия в планировании образовательного процесса.
Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в музыкально-оздоровительном процессе.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка»
Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помогло пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О. Н. Арсеневская.
• Сделана подборка кинезиологических пальчиковых игр для каждой возрастной группы.
• Систематизированы упражнения по дыхательной и ритмической гимнастике для каждой возрастной группы.
• Создана музыкальная предметно-развивающая среда с учетом здоровьесберегающей модели.
• Подобран наглядный материал для воспитателей, родителей.
• Разработаны консультации для педагогов и родителей.
Основные выводы по результатам работы :
Анализ литературы по проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к образовательной деятельности.
• способствует формированию потребности в двигательной активности.
• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья.
• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей.
• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.