МААМ-картинки

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

анна глазырина
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка».

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий :

Публикация «„Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя“» размещена в разделах

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Классификация здоровьесберегающих технологий :

1 группа – медико-профилактические

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии

3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

4 группа - технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Основная задача этих технологий - обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

5 группа - технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей

Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на психофизическое здоровье детей.

Цель — оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка».

Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, формулирую следующие задачи:

• Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий.

• Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

Принципы:

• принцип научности.

• принцип интегративности.

• принцип активности, сознательности.

• принцип безопасности – не навреди.

Для решения задач по созданию этой системы мною разработана здоровьесберегающая модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:

1. Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, креативности и отслеживании социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы.

2. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.

3. Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.

4. Просвещение педагогов и родителей.

В своей музыкальной практике я использую :

-мониторинг образовательной области «Музыка», разработанный Н. И. Льговской.

-диагностика развития музыкальности детей по программе «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой.

-диагностика развития музыкально-художественной деятельности (Ю. А. Афонькина) по программе «От рождения до школы» .

Диагностика проводится 3 раза в год, что даёт возможность отслеживать динамику развития каждого ребёнка.

Совместно с воспитателями проводится анализ результативности социально – эмоционального комфорта детей в музыкально – образовательной среде группы.

По результатам диагностики планируется вся индивидуальная работа с детьми, выясняется уровень их развития, и самое главное - резерв возможностей.

Интеллектуальный комфорт достигается через соответствие между способностями, возможностями, интересами ребёнка и содержательно-педагогическими условиями среды. В моей музыкальной практике интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы, наличием возможностей для самореализации.

Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности.

Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего ДОУ присутствуют средства ТСО. Всё активнее используются и ИКТ.

Следуя структуре построения среды, стараюсь придерживаться принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Во всех возрастных группах мною используется полифункциональное игровое оборудование;Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т. д., а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки.) По моим рекомендациям, воспитатели чётко следят за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.

Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.

Коррекционные технологии

• Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. При отборе упражнений мы следуем рекомендациям учителя-логопеда.

• Психогимнастика

Создают положительный эмоциональный настрой, устраняют замкнутость, снимают усталость. Проводятся 1-2 раза в неделю, начиная со старшего возраста по 25-30 мин. по мере необходимости. В своей музыкальной практике использую психогимнастику Чистяковой М. А.

• Арт - терапия

Арт-терапия – это буквально лечение искусством оснащенные различными пособиями и дидактическими играми: музыкально-творческие игры, различные виды кукольных театров, запасник ценных вещей, уголок ряженья, ёмкости с песком и т. д.

• Вокалотерапия. Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств

Использую такие пропевания в музыкальной НОД как сигнал перед изменением вида деятельности, это способствует сосредоточенности внимания

Взаимодействие и просветительская работа с родителями. Ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. После обработки анкет с добавленными вопросами об оздоровлении детей я выявила определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей, и почти стопроцентное отсутствие знаний о ведении музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. На основании этих данных внесла некоторые изменения в формы взаимодействия с семьёй.

Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это

• совместные праздники

Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э. П.) . В нашем ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, «День защиты детей», «Здравствуй лето!», «День Нептуна», «День Шахтера, день города», «День дошкольного работника», «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Широкая Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения.

• Анкетирование

- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях

- Индивидуальные консультации

- Организация обратной связи «Почтовый ящик»;

- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему

- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках

- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка

• Передвижная библиотека

- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива. Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Реализуется единая линия в планировании образовательного процесса.

Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в музыкально-оздоровительном процессе.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка»

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помогло пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О. Н. Арсеневская.

• Сделана подборка кинезиологических пальчиковых игр для каждой возрастной группы.

• Систематизированы упражнения по дыхательной и ритмической гимнастике для каждой возрастной группы.

• Создана музыкальная предметно-развивающая среда с учетом здоровьесберегающей модели.

• Подобран наглядный материал для воспитателей, родителей.

Разработаны консультации для педагогов и родителей.

Основные выводы по результатам работы :

Анализ литературы по проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:

• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к образовательной деятельности.

• способствует формированию потребности в двигательной активности.

• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья.

• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей.

• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Публикации по теме:

Итоги летней оздоровительной работы в нашем учреждении В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников. РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Здоровье человека – проблема актуальная для всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
Опубликовано: 19 февраля 2015 в 17:45
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД