Приложение МААМ

«Из истории русских народных подвижных игр»

Татьяна Бакулина
«Из истории русских народных подвижных игр»
▼ Скачать + Заказать документы

«Из истории русских народных подвижных игр»

Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Лапта», «Казаки-разбойники», «Испорченный телефон», «Бояре» - эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Цель этих игр — развеселить, позабавить. Педагогическая ценность еще и в том, что в этих играх много шуток, доброжелательного юмора. Народные игра не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.

Публикация «„Из истории русских народных подвижных игр“» размещена в разделах

В течение столетий русский народ был основной движущей силой развития Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Передовая русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов.

Все это отразилось на различных сторонах культуры, включая и народные игры. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распостраненность среди других народов. Русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с колоритом национальных игр других народов. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр (таких, например, как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»).

Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки», игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др.).

Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники».

Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян «Уж мы просо сеяли.», «Лен», «Мак», «Капуста»).

Данные археолгии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.

Найдены также технически совершенные предметы: вертушки, напоминающие пропеллеры 20 века. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многоие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.

Исследователями истории физической культуры установлено, что еще в период первобытнообщинного строя (6-8 вв.) у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои» (фектование, метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, бег, плавание, поднятие и переноска тяжестей, игры «Буй», «Чур», «Бабки», «Городки», «игра с домашним быком», «Горелки», хороводные игры.

О высоком для своего времени уровне этой системы свидетельствуют отзывы современников, летописи, а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора.

Игры способствовали не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих.

Значительная часть древнерусских игр и «потех», ставших истоком игровой деятельности трех восточнославянских народов (русского, украинского и белорусского, была тесно связана с языческим календарными и семейно-бытовыми обрядами и праздниками (в честь Каляды, масленицы, Весны, Ярилы, Костромы и др.). На масляницу, например, проводились катания на тройках, «Кулачьи бои», «Взятие снежного городка», устраивались карусели на льду и др.

Русские педагоги и общественные деятели во все времена вели борьбу за признание важной роли народной игры в воспитании.

Наряду с интенсивным собиранием народных игр проводились их педагогические обработки, отбор и пропаганда игровых форм, наиболее пригодных для воспитания. Педагогически обработанные народные игры стали основой игровой части программы для детских садов, школ (1-8 кл., внешкольных учреждений.

Заметное влияние на характер большинства бытующих сейчас подвижных игр оказывает спорт. Некоторые народные игры «Лапта», «Городки», переработаны в спортивные.

Возрождение традиционных народных праздников с применением игр стало характерным явлением в России. Наряду с почти повсеместными праздниками Русской березки, Первой борозды, Урожая, Проводами русской зимы и др. проводится все больше праздников, связанных с памятными местами. Например, в подмосковном селе Захарово, где когда-то юный Пушкин впервые познакомился с русской деревней, русскими играми и хороводами, уже традиционным стал Пушкинский праздник в день рождения поэта. Инициатор праздника Клуб друзей игры устраивает здесь массовые русские хороводы, любимые игры пушкинских времен.

Подобные примеры множатся, что говорит о больших, еще не до конца использованных возможностях распостранения русских народных игр.

Публикации по теме:

«Бояре». Хороводная игра Участники игры делятся на две команды по сговору. Взявшись за руки, они выстраиваются друг напротив друга цепочкой на расстоянии 7-8 шагов.

Русские народные подвижные игры Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Из истории русских народных подвижных игр»
Опубликовано: 15 февраля 2012 в 22:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Из истории русских народных подвижных игр»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бакулина (УИ 3122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД