Лучший педагог года

Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников

Людмила Горохова
Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников

Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников

Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя в частности. Ребёнок, начиная с раннего возраста, нуждается, прежде всего, в открытии для себя мира звуков и музыки.

Публикация «Из опыта работы, Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников» размещена в разделах

Реализовать все идеи музыкального воспитания поможет игровая технология! Надо только ловко спрятать решение образовательных и развивающих задач в игру.

Игровое общение на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей.

Дети с удовольствием откликаются на возможность такого общения, ведь ведущей деятельностью дошкольника является игра.

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. Цель игры в осознании ребёнком причастности к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

Игра дана самой природой, и именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.

Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство, которое «сливается» с другими видами деятельности, обогащая их.

Например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияние трудовой и игровой деятельности в детском возрасте.

Если ребёнку не хочется, не интересно заниматься каким-то трудом, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство. Таким образом, игра – явление сложное и многогранное и можно выделить следующие её функции.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Что же это такое, игровые технологии? Это система игровых методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровой метод, используемый в процессе образовательной деятельности, не являются развлечением. Это образный способ художественной коммуникации, художественно-педагогического общения и метод преодоления трудностей музыкального обучения, а точнее, привлекательная для дошкольников форма, способ организации активной музыкально-познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые музыкальные понятия, осуществляется умственное, эмоциональное, музыкальное, нравственное развитие личности.

Музыкально-игровая деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя через приобщение детей к музыке, помогает раскрыть духовный и творческий потенциал детей и создаёт благоприятные условия для самовыражения и самореализации детей.

Технология проведения музыкальных игр заключается в том, чтобы ребёнок мог самоутвердиться, познать себя и других, чтобы в игре детям было легко и уютно. При организации и проведении таких игр важна методика объяснения её правил. Я не начинаю игру с названия или пересказа содержания, т. к. это снижает интерес к ней. Для того чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию таких прочных навыков музыкально- сенсорного восприятия способствует поэтапное освоение музыкальных игр.

В своей работе я придерживаюсь этих этапов.

На первом этапе происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры.

На втором этапе идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры. При этом детские эмоции должны быть направлены на восприятие музыки, её музыкальных образов в единстве с игровыми действиями. Они должны чётко усвоить её содержание, понять взаимосвязь музыки и игровых действий, выполняемых по ходу игры. Возникает заинтересованное отношение к игровым персонажам. Дети начинают критически оценивать свои действия и действия товарищей. Взаимодействие слова и наглядности – как зрительной, так и слуховой – способствует успешному решению музыкально-дидактических задач игры, влияет на развитие у детей осознанности, наблюдательности, активности, самостоятельности.

На третьем этапе игра будет успешно проходить в том случае, если дети хорошо усвоят правила и необходимые действия, приобретённые во время непрерывной образовательной деятельности, научатся различать основные свойства музыкальных звуков. Необходимо ещё раз обратить внимание детей на моменты, которые связаны с поставленной задачей.

На четвёртом этапе осуществляется автоматизация в восприятии свойств музыкальных звуков, их основных отношений, возрастает объём самостоятельных действий детей.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать игры и пособия именно по этому основанию – развитию ладового чувства, музыкально-слуховых представлении, чувства ритма.

Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии, используются подвижные игры, сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров.

Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения.

Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Игры и пособия на развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Осуществляя руководство музыкальными играми, я использую разнообразные средства воздействия на детей. Выступая в качестве участника игры, направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда связываю игру с каким-либо событием, создавая игровое настроение. Даже если я не включаюсь в игру, наблюдая за соблюдением правил, незаметно для детей веду их к определённому результату.

Заканчивая игровую деятельность, я обычно говорю: "Новая игра будет ещё интереснее".

Игры представляют огромный интерес не только для педагогов – музыкантов, но и для педагогов – воспитателей, детских психологов и логопедов. Главное – они способны побудить и взрослого, и ребенка развивать собственные музыкальные идеи и придумывать новые игры.

Игра в любом своем проявлении способна стать уникальным средством положительного воздействия на наших воспитанников (здоровых физически и тем более на детей с особенностями развития). Поэтому, изучение и погружение в эту тему стало для меня приоритетным направлением в работе.

Публикации по теме:

Виртуальные экскурсии как средство речевого развития детей 5–7 лет (из опыта работы) «Виртуальные экскурсии – как средство речевого развития детей 5-7лет». Это одна из новых форм работы с детьми в речевом развитии, но начать.

Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА по направлению подготовки ВО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Психология и.

Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Игровые технологии развития системного мышления дошкольников как условие формирования у них целостной картины мира ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В современное е время.

Конспект музыкального занятия «Игровые технологии в развитии музыкального слуха и голоса у старших дошкольников» ЦЕЛЬ: Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников Задачи: Формирование интереса к вокальному искусству. Развитие умений петь.

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы) «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» Содержание индивидуального профессионального.

Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Опыт работы «Игровые технологии в развитии логико-математических представлений дошкольников» Воспитатель: Пирогова С. Н. «…корни величайших достижений логической, математической и научной мысли можно найти в простых действиях,.

Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» Сказок много не бывает,вы со мной согласны?Надеюсь, что да! Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 13:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД