Получи документы

«Я гражданин России». Модель по развитию у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма

Чернова Наталья
«Я гражданин России». Модель по развитию у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма

Введение

…«Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве.

Упрочение этой сердцевины теснейшим образом

связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями,

ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский

В формировании нравственного уклада жизни обучающегося свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования. Важным условием реализации воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

Публикация «„Я гражданин России“, Модель по развитию у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма» размещена в разделах

Приоритетным направлением в воспитательной работе в сфере дополнительного образования является вовлечение детей и подростков в социальную практику с целью развития их гражданского и творческого потенциала в интересах государства и создание эффективной среды для активной, культурной, общественно полезной деятельности.

Одна из ведущих ролей отводится гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения обучающихся. Деятельность учреждений в этом направлении основана на Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Следует отметить, что это направление деятельности всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение в воспитании подрастающего поколения.

Педагогическая поддержка в совместной деятельности участников образовательных отношений осуществляется в процессе обучения при создании условий для развития у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям гражданско-патриотического воспитания, методического обеспечения процесса, создание дополнительных пространств самореализации обучающихся в ходе познавательной и досуговой деятельности.

Организация деятельности процесса воспитания при совместном взаимодействии участников образовательных отношений

Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов:

Организационно-административный этап (ведущий субъект – администрация организации) включает:

• создание среды, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений;

• формирование уклада и традиций, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, педагогов и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;

развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической направленности, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала;

• координация деятельности представителей общественных организаций и руководителей творческих объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений гражданско-патриотического воспитания;

• создание условий для реализации совместной педагогической работы организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, с учётами задач гражданско-патриотической направленности образовательного учреждения;

• поддержание субъектного характера обучающегося, развития его социально-активной позиции гражданина, самостоятельности и инициативности в деятельности учреждения.

Организационно-педагогический этап (ведущий субъект–педагогический коллектив) включает:

• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки воспитательной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного формирования личности - гражданина и патриота России;

• создание условий для совместной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

• обеспечение возможности воспитания обучающихся в новых разнообразных направлениях, интеграции в новые виды воспитательной деятельности патриотической направленности;

• использование социальной деятельности как фактора формирования личности обучающегося с активной гражданской позицией;

• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;

• стимулирование сознательных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.)

По направлению гражданско-патриотического воспитания обучающихся при совместном сотрудничестве образовательных учреждений, общественных организаций, педагогов и родителей предусмотрены и могут быть достигнуты определённые результаты. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

• знание национальных героев и важнейших событий истории России;

• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Цель гражданско-патриотического воспитания обучающихся - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, профилактика экстремистской деятельности, борьба с терроризмом. Для реализации цели ставятся следующие задачи:

- воспитание личности обучающегося, как гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны;

-воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам. В настоящий момент разработаны и реализуются разнообразные формы воспитательной работы (на примере Центра дополнительного образования г. Билибино, Чукотский АО) :

- инструктажи, беседы по действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- оформление стенда наглядной агитации, уголки безопасности;

- проведение уроков безопасности по темам: «История создания Гражданской обороны. «Гражданская оборона – основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Основные задачи. Права и обязанности граждан» с приглашением сотрудников МЧС;

- проведение открытых уроков: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Оповещение и эвакуация населения». Сигнал: «Внимание всем». Речевое оповещение с приглашением сотрудников МЧС;

- подготовка и распространение памяток: «Действия в чрезвычайных ситуациях в жилом секторе»;

- посещение организаций МЧС – экскурсии;

- военно-спортивные мероприятия со сдачей нормативов ГТО, «Боевое развёртывание»;

- Час памяти «Трагедии в Беслане посвящается…»

- участие в митинге, посвящённому Дню солидарности в борьбе с терроризмом;

- День гражданской обороны в России (встреча с ветеранами);

- День народного единства;

- День толерантности (воспитание миролюбия, принятия и понимания других людей). Акция «Круг дружбы». Флэш-моб;

- Международный День добровольца;

- День воссоединения Крыма с Россией : «Россия и Крым – мы вместе» - исторический экскурс;

- выставки робототехники, летающих аппаратов, сухопутно-транспортной техники (вертолёт, БМД-2, супер-самолёт и др.);

- Городская Акция «Мы помним и гордимся», посвящённая Дню рождения Ю. А. Билибина, возложение венка;

- Акция «Голосуя сегодня, ты выбираешь своё будущее» - агитационная предвыборная кампания;

- профилактическая Акция «Наше будущее» (проведением бесед с представителями работников МВД, юстиции по темам: «Конституция России – основной закон государства», «О гражданском долге», «Мои права», «Перед законом все люди равны».

Широкие возможности, для патриотического воспитания детей, имеют педагоги,

связанные с деятельностью военно-спортивных, военно-патриотических объединений, которые активно ведут работу в организациях дополнительного образования. Деятельность в этом направлении основывается на системе традиционных мероприятий:

Месячник военно-патриотического воспитания «Армия!Родина!Долг!»;

Тематические лекции, классные часы, беседы, киносеансы, встречи с участниками боевых действий;

День морской пехоты;

День героев Отечества;

Мероприятия, приуроченные к памятным датам: день рождения маршала Советского Союза Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского (тематический час «Героические страницы нашей истории», беседа по презентации «На беспощадной той войне…», День неизвестного солдата (кинопоказы);

Мероприятия, посвящённые победе в Сталинградской битве и прорыву блокады Ленинграда;

Панихида в храме Преподобного Серафима Саровского, посвящённая памяти погибших воинов локальных войн;

День защитника Отечества (приглашение ветеранов, представителей военных структур);

Акция «Поздравление солдату» (поздравление граждан, призванных на военную службу, ветеранов, военнослужащих, участников боевых действий);

День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (приглашение участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, ветеранов пожарной охраны);

Городская военно-патриотическая игра «Высота» (совместное участие с образовательными организациями города и района, военнослужащими, участниками боевых действий);

Участие в торжественном митинге ко Дню Победы в Великой Отечественной войне (сопровождение парада Победы,

Акция «Память» - уход за могилой ветерана Афганистана Предтеченского Н. Н. и могилами военнослужащих, возложение венков, цветов;

День памяти и скорби – Акция «Никто не забыт, ничто не забыто» (детский оздоровительно-образовательный центр ДООЦ «Молодая гвардия»);

Акция «От запада до востока», посвящённая окончанию Второй мировой войны;

Акция «Белые журавлики», посвящённая событиям Хиросимы и Нагасаки;

День государственного флага Российской Федерации.

Воспитательная работа проводится с постоянным контингентом воспитанников в течение нескольких лет, поэтому необходимо постоянно искать или самостоятельно разрабатывать новые интересные формы организации досугово-развивающей и социально-творческой деятельности в воспитании патриотизма, чтобы иметь возможность постоянно мотивировать воспитанников, интеллектуально развивать. В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности подрастающего поколения в настоящий момент реализуются новые формы воспитательной работы гражданско-патриотического воспитания : всероссийские исторические квесты в рамках Федеральной программы на 2018 год «Волонтёры Победы», всероссийская Акция «Перерыв на войну» и Акция «Полотно 100-летия» в рамках празднования Юбилея вооружённых сил России.

Формы организации воспитательной работы

Всероссийский исторический квест – современный формат изучения истории, предложенный «Волонтерами Победы» (всероссийское общественное движение) в 2016 году. Цель – популяризация изучения истории России с помощью современных форматов и технологий. Квесты Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» проводятся при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь, Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и Российского движения школьников. Сценарий квеста создан на основе достоверных исторических фактов и воспоминаний ветеранов Сталинградской битвы.

Работа по организации и проведению квестов осуществляется инициативной группой волонтёров состоящих из сотрудников и детей образовательной организации, а также с привлечением участников боевых действий в Афганистане, Северном Кавказе и других. Участники – обучающиеся граждане в возрасте от 12 лет. Представители военных структур желают волонтерам быть всегда активными гражданами нашей страны. А «Волонтеры Победы» отдают им честь. Результаты квестов учитываются во Всероссийском рейтинге, победители приглашаются на финальный квест.

«Наша история богата на масштабные события: полет в космос Юрия Гагарина, легендарная Сталинградская битва и битва под Москвой. Но всего этого не случилось бы без индивидуальных историй наших соотечественников, без их вклада в общее дело. Принимая участие в этом квесте, вы познакомились с судьбами живых ветеранов легендарного сражения, на реальных фактах узнали, как ковалась Победа», - из новостей «Волонтёры Победы».

Перерыв на кино – молодёжный проект, посвящённый Великой Отечественной войне, открывает культурно-образовательную зону для обучающихся. Дискуссии, лекции и показы фестивальных короткометражных киноработ, посвященные героическим защитникам нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, снятые молодыми людьми, знающими о войне по рассказам взрослых напоминают молодёжи о трагедии Великой Отечественной и о тех, благодаря кому эти страшные события они сегодня наблюдают, только на экране. Организатором Всероссийского показа выступает Фонд социальной поддержки населения «Мост поколений» в рамках одного из направлений молодёжного проекта «Перерыв на кино». Обучающиеся Центра дополнительного образования совместно с педагогическим коллективом присоединились к этой акции и просмотрели фильмы: «Здравствуй, малыш!», «Дар», «Танкисты», «Бритва», «Встреча с Гамлетом», «Дневник памяти», «Парка», «Поколение», «Сообщите, только жене».

Организаторы призывают посмотреть киноработы, на некоторое время отключиться от житейских дел и тем самым сделать «Перерыв на кино».

"Мы хотели донести до людей память об этих подвигах, что делал наш народ. Мы хотели сказать большое спасибо и благодарность выразить тем, кто защищал нашу родину", - из новостей первого канала, Санкт-Петербург.

«Полотно 100-летия» - творческая акция, посвящённая 100-летнему юбилею Вооружённым силам СССР и РФ. Участие принимают педагоги и обучающиеся. Каждому участнику необходимо изобразить на рисунке своё отношение к истории Красной Армии с помощью красок, гуаши, фломастеров, аппликаций, резьбе по дереву. Результат – все работы сшиваются или склеиваются в одно большое Полотно 100-летия. Представление результата – выставка Полотна. Задача Акции – усилить акцент на изучении истории и культуры Отечества.

«С праздником Армии! С праздников воинов, С праздником братьев, Отцов и мужей, Их устремлениями, Славы достойными, Мир сбережен на планете людей!», - из новостей Билибинского Центра дополнительного образования.

Таким образом, обучающиеся, педагоги, социальные партнеры вовлекаются в активную деятельность по формированию у обучающихся чувства гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо региона и Родины в целом.

В решении задач по гражданско-патриотическому воспитанию современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так и семья, и образовательное учреждение. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Для формирования духовно-нравственного и гражданско-патриотического аспекта воспитания в современном мире самые благоприятные условия имеются в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности. Все эти факторы и способствуют формированию духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания.

Публикации по теме:

День гражданской обороны. МЧС России Тема: «МЧС России» Цель: :познакомить воспитанников с деятельностью МЧС России. Задачи: • Воспитание чувства долга, готовности прийти на.

Формирование мировоззрения, гражданской позиции и межнациональных отношений у подрастающего поколения Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна,.

Фотоотчёт «Музыкально-спортивный праздник «Я — гражданин России»Фотоотчёт «Музыкально-спортивный праздник «Я — гражданин России» Музыкально – спортивный праздник «Я-гражданин России» прошёл 13 и 15 июня 2018 года в МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города.

Гражданско-патриотический проект «Я гражданин России» Актуальность Проект предназначен для реализации работы по гражданско – патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Я — гражданин России» Конспект непосредственно образовательной деятельности Окружающий мир Подготовительная группа Тема: «Я – гражданин России» Подготовила: Шарапова.

Конспект НОД: «Я — гражданин России» Направление: Социально – личностное развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие», «Социально-личностное развитие»,.

Проект «Гражданин — патриот России» ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНИН - ПАТРИОТ РОССИИ» Разработчики: Петрова С. Н. Цель проекта: Формирование.

Проект «Я — гражданин России» «Я – гражданин России» «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором.

Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ Фильчакова И. Н. воспитатель.

Конспект занятия детского творческого объединения по ИЗО «Я гражданин России» для детей 7–8 лет тема: «Я - гражданин России!» Цели и задачи: 1. Формирование системных представлений о государственных символах России; привитие осознания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Я гражданин России». Модель по развитию у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 10:31
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД