Получи документы

«Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов»

Аверченко Татьяна Николаевна
«Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов»

«Я - выгораю, я – наполняюсь светом, я – принимаю тепло» - интересная и близкая для меня тема. Сразу возникают несколько определё нных ассоциаций: Свеча («я выгораю, сгораю»); лампа длительного накаливания («наполняюсь светом»); росток, превращающийся в могучее, многолетнее древо («я принимаю тепло»). Собственно, это тема моих многолетних поисков и исследований внутри себя… «Кто Я?», «Какая Я?», «Какой хочу и какой должна быть для близких и посторонних?», «Ту ли профессию я выбрала из множества, к коим у меня проявлялись склонности в далёкой юности?»… Вопросов много, а ответов ещё больше и все «компетентные»!

Публикация «„Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов“» размещена в разделах

К 40-ка годам, испытав себя в нескольких профессиях, пришла к окончательному выводу: Педагогика - это моё призвание, то, что наполняет смыслом моё существование вне семьи (Семья для меня всегда была и останется в абсолютном приоритете). Только не та Педагогика, которая научает, проверяет, порицает и выставляет оценки, а та, которая умеет и успевает слушать и слышать, смотреть и видеть то, что скрыто от торопливого, поверхностного взгляда.

Пришло осознание необходимости глубокого, серьёзного изучения науки о скрытых состояниях души, Психологии. Разберусь в себе и смогу профессионально помогать тем, кто позволит им помочь.

Берусь рассуждать о теме феномена эмоционального выгорания, как говорится, со знанием дела. В своей профессиональной деятельности я примеряла на себя роли «свечи» и «лампы». С юности, готовясь посвятить себя детям, я читала и слышала от мэтров педагогики о том, что профессия педагога предполагает жертвенность и самозабвение. Поэтичное высказывание: «Педагог – свеча, которая, сгорая, освещает путь другим!» стало моей профессиональной установкой. Несколько лет работы классным руководителем, а по совместительству учителем-предметником и педагогом-организатором разрушили юношеские идиллии и увенчались разочарованием, обидой на всех и вся, неприятностями в личной жизни, привели меня к психическому состоянию, по симптомам схожему с «синдромом эмоционального выгорания» и решению навсегда сменить профессию.

Немного науки: термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Д. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. В отечественных работах авторами использовались разные варианты перевода английского термина «burnout» : «эмоциональное сгорание» (Т. С. Яценко, 1989; Т. В. Форманюк, 1994, «эмоциональное выгорание» (В. В. Бойко, 1996) и «эмоциональное перегорание» (В. Д. Вид, Е. И. Лозинская, 1998). Употребляются также термины «психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, 2000) и «профессиональное выгорание» (Т. И. Рогинская, 2002).

В психологии феномен «эмоционального выгорания» описан как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми.

К настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы

Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Ключевыми признаками эмоционального сгорания, по мнению Т. В. Форманюк, являются:

- достижение индивидуального предела возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, самосохраняясь;

- внутренний психологический опыт, включая чувства, установки, мотивы, ожидания;

- негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистрессы, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия.

Отдых и общение с умными людьми, в том числе, со своим внутренним «Я», привели к мудрому решению: менять не профессию, а своё отношение к ней.

Коллеги (школьные долгожители и молодые реалисты) поделились опытом работы в «энергосберегающем режиме». Научили, подсказали, как работать, но не перерабатывать, слушать, но не принимать близко к сердцу, а самое главное, беречь и любить себя любимую! Перспективным и «полезным» - внимание и почёт; проблемным - формальные беседы для отчётности, чтобы если вдруг что случится: «Инструктаж провели, подпись стоит, дальше проблемы семьи и полиции!» Так трудятся многие уважаемые учителя. Учителя- лампочки, которые умеют включаться и выключаться.

Я попробовала, оказалось не моё. Нет ощущения «полного погружения», а тогда и смысла нет! Да, ты ощущаешь себя значимым и важным: умело преподаёшь то, что вызубрил как «Отче наш»; смело оцениваешь по общепринятой шкале баллов; вовремя сдаёшь отчёты и не высовываешься! Родители заискивают, ученики побаиваются, руководство ценит за готовность к вечным замещениям и «внеурочкам»… Времени и сил хватает «на жизнь после школы», то о чём мечтают «погружённые» Учителя. Катастрофически не хватает самого главного – душевной близости с учениками, так называемой, сопричастности с их личными переживаниями и проблемами! Ты для них чужая «училка», так же, как и они для тебя «чужие дети, о которых должны беспокоиться их родители»

Но не всё так мрачно и безрадостно! Есть счастливые примеры прекрасных педагогов. К счастью, такие люди встретились мне на моём профессиональном пути и не дали, как говориться, пойти по наклонной! Анализируя их опыт, я понимаю теперь. что есть ещё одна ипостась учительства со смыслом «я принимаю тепло и, наполнившись им, с радостью делюсь этим светом с окружающими, получая взамен любовь и благодарность, становясь ещё сильнее и прекраснее!» Это образ того самого ростка, который, принимая тепло, растёт, развивается, превращается в мощное растение, способное делится своей энергией во благо себе и тех, кто рядом.

Современная Психология стоит на страже здоровья педагогов и советует нам массу эффективных способов для того, чтобы «предотвратить и обезвредить» коварного врага всех, кто занят в социальной сфере - синдрома эмоционального выгорания. Перечислю лишь некоторые из них:

Саморегуляция - включает в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование. В русле данного направления Г. Дьяконовым (1993г.) разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности.

Аутогенная тренировка - используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Психокоррекция - совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов с которыми сталкивается человек. Может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

Есть, так называемые «житейские советы» от сторожил:

Пришёл к детям, сделай умное и благородное лицо;

Не заходи в душу к детям, если тебя туда не приглашали;

Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью;

Шути до тех пор, пока не научишься;

Обязательно люби кого-нибудь, помимо учеников и интересуйся чем-нибудь помимо школы;

Помни, если твой голос становится угрожающе хриплым, значит что-то пошло не так;

Высшим проявлением успешности является блеск в глазах и улыбки твоих учеников;

Хорошо, если вечером, вспоминая своих учеников, твоё лицо озаряется улыбкой;

Знай, хорошие Педагоги, живут долго и почти никогда не болеют!

Для себя я решила: «свеча» и «лампочка» - явно не моё!

Остаюсь в Педагогике и постараюсь до конца своих дней оставаться источником тепла и света для тех, кто в них нуждается.

Публикации по теме:

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок» Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок» Цель: Содействие.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Цель: стабилизация психоэмоционального состояния педагогов. Задачи: • Повышение профессиональной компетентности; • Развитие гибкости, оригинальности.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.

Психологическая профилактика эмоционального выгорания Консультация для педагогов МБДОУ д/с № 17 " Золушка" «Психологическая профилактика эмоционального выгорания» Современная жизнь с ее трудностями.

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.

Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания. «Я ль на свете всех милее…» Цель: Эмоциональное благополучие педагогов в образовательной среде. Задачи: Активизация процесса самопознания и взаимопонимания у педагогов;.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Введение. Данное занятие с элементами тренинга разработано.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов»
Опубликовано: 10 ноября 2017 в 13:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД