Туяра Дегтярева
Конспект занятия «Якутский узор для Чысхаана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с персонажами якутского фольклора – Чысхаан и Хаарчааной, с якутским узором, с нетрадиционным методом рисования –рисование солью, закрашивание
Задачи:
Образовательные:
• Упражнять в технике закрашивания солевого рисунка.
• Познакомить детей с якутским фольклором – с якутскими Дедом Морозом - Чысхааном и Снегурочкой - Хаарчааной.
Развивающие:
• Приобщать детей к якутской национальной культуре посредством знакомства с якутскими национальными персонажами.
Публикация «Конспект занятия „Якутский узор для Чысхаана“» размещена в разделах
• Развивать умение пользоваться кисточкой, закрашивать, держа кисточку вертикально
• Развивать умение отличать животные Севера от животных жарких стран
Воспитательные:
• Воспитывать доброе отношение к лесным жителям.
• Способствовать проявлению самостоятельности, уверенности, аккуратности в работе с красками.
• Воспитывать чувство радости к результату своего труда.
• Воспитывать интерес к якутской национальной культуре
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
• слайдовая презентация «Чысхаан – повелитель холода», «Тайга», «Звери»
• разрезные картинки «Снежинка»
• краски (гуашь)
• кисточки
• бумага с контурным рисунком якутского узора, покрытый солью
• игрушечные Чысхаан и Хаарчаана
• баночки под краску
Предварительная работа:
• Рассматривание якутских узоров
• Беседа о животных Якутии
Ход НОД
Дети заходят в группу,
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: а теперь улыбнемся друг другу и садимся на стульчики
Звучит музыка, с воем ветра. 1й слайд
Воспитатель:
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? Ребята?
Дети: Зимой.
Воспитатель:Правильно! А скажите, где мы живём?
Дети: в Якутии
Воспитатель: Молодцы! Мы живём на самом Северном краю – Якутии. Как вы думаете, кто хозяин этих холодов?
Дети: Дед Мороз.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто же хозяин холодов в Якутии
Презентация 2й слайд
Воспитатель:У нас в Якутии живет свой дед Мороз – Чысхаан. Посмотрите какой он большой, красивый, его нарядная шуба украшена мехом и якутскими узорами. Обратите на его голову. Что вы видите?
Дети: У него рога.
Воспитатель: Да шапка с рогами - означает символ холода в Якутии. Дети, как вы думаете, где же он живёт и с кем? Какой у него дом?
Дети: Свои предположения
Воспитатель: Чысхаан живёт в Оймяконе – полюсе холода. У него есть внучка Хаарчаана, 3й слайд
полюбуйтесь на неё. Правда, красивая? Они живут в своем ледяном домике. Они нам отправили письмо с приглашением, хотите встретиться с ними?
Дети: Да, хотим
Воспитатель:Давайте мы пойдём в полюс холода, в далёкий Оймякон. А чтобы туда добраться, нам нужно пройти через тайгу.
4й слайд
Воспитатель:В тайге зимой много снега. Значит холодно и нам нужно одеться потеплее.
Скажите, что нам нужно одеть, чтобы не замёрзнуть?
Дети: шубу, сапоги, валенки, варежки, шарф.
Вопитатель: так давайте одеваться перед дорогой.
( Имитация одевания: шуба, шапка, валенки, рукавички)
Воспитатель: Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут шагом, снегу становится все больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко (дети идут, высоко понимая ноги).
- Вот и очутились мы с вами на полянке.
6й слайд
Посмотрите, весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро. В лесу очень красиво, тихо, спокойно, но дорожка потерялась! Мы не знаем дорогу, как попасть к Чысхаану.
7й слайд
Воспитатель:Смотрите, на полянке отдыхают звери, давайте позовём их, может они помогут.
Д: волк, заяц, белка, медведь, олень, слон, тигр, жираф.
Воспитатель:Мне кажется, звери заблудились. Как вы думаете, все ли эти звери живут в тайге? Дети, нам нужно найти лишних животных, и сказать, почему они лишние.
8й слайд
Дети: слон, тигр, жираф.
Воспитатель:Слон, жираф, тигр – лишние, так как они не живут в Якутии. Молодцы!
9й слайд
Воспитатель: Посмотрите, у нас открылась дорожка!
Воспитатель: Идём дальше
Мы опять пойдем по дорожке (дети идут шагом, снегу становится все больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко (дети идут, высоко поднимая ноги).
10й слайд
- Вот и очутились мы с вами на другой полянке, и дорожка опять исчезла.
11й слайд
- Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие-то осколки разбросаны по полянке. Давайте соберём эти осколки, может, это нам поможет
Дети: давайте соберём
Воспитатель:подходим к столам, там лежат разрезанные картинки, нужно их собрать
На 5 столах лежат разрезанные части (снежинка)
Что получилось?
Дети: Снежинки
12й слайд
Воспитатель: Посмотрим на нашу поляну. Ой, и в правду это снежинки. Смотрите, как летают снежинки. Может, они нам подскажут, куда дальше идти?
13й слайд
А вот и ледовый домик Чысхаана.
Значит, мы пришли в Оймякон – полюс холода. А давайте мы зайдём в гости в домик.
Посмотрите, в домике сидят Чысхаан со своей внучкой Хаарчаана, но они какие-то грустные.
Дети: Здравствуйте!
Чысхаан : Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Здравствуйте, Чысхаан! Вы почему такие грустные?
Чысхаан : Я хотел украсить свой дом красивыми якутскими узорами. Я сделал из снега вот такие узоры, белые-белые, но они сливаются с моими белыми стенами, а чего не хватает незнаю. Может, вы мне поможете, и подскажете, что делать?
Воспитатель:Ребята, давайте посмотрим, чего же здесь не хватает? Что можно сделать для этого?
Дети: Нужно закрасить узоры, тогда они станут красивыми и яркими.
Чысхаан : Ох, как же я сам не догадался до этого, я же люблю яркие цвета.
Воспитатель: Давайте, поможем закрасить узоры. А как будем это делать?
Дети:На листочке нарисованы контуры узоров, а мы, кисточкой и красками будем закрашивать узоры.
- Давайте повесим ваши рисунки на доску и полюбуемся
Чысхаан : Спасибо большое, что помогли. Приходите ещё, я вам буду очень рад!
14й слайд
Воспитатель: Возвращаемся обратно в группу через тайгу. Сначала мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко (дети идут, высоко поднимая ноги). Теперь мы пойдем по дорожке (дети идут шагом, и вернулись в группу. Сели на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Дети, куда мы с вами ходили?
Дети: в гости к Чысхаану – якутскому деду морозу.
Воспитатель: Чем мы занимались?
Дети: шли через лес,встретили животных, собирали снежинки, красили якутский узор.
Воспитатель: Что для вас было сложно?
Дети:
Воспитатель: А что было легко?
Дети:
Воспитатель: У меня есть снежинки. Смотрите, есть грустные снежинки, а есть весёлые снежинки. Если вы считаете, что у вас всё получилось, берите весёлую снежинку. А если считаете, что вам что-то не удалось и было трудно, берите грустную снежинку.
Воспитатель: Теперь прощаемся с гостями.
Дети: До свидания!