Мария Манвелова
Методические рекомендации по ознакомлению с творчеством Ушинского «К. Д. Ушинский — педагог и детский писатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«К. Д. Ушинский – педагог и детский писатель»
К 200 лет со дня рождения К. Д. Ушинского
Исполнитель воспитатель: Манвелова М. С.
Методические рекомендации по ознакомлению с творчеством Ушинского (родителей и детей)
Цель: познакомить с биографией и творчеством К. Д. Ушинского;
Публикация «Методические рекомендации по ознакомлению с творчеством Ушинского „К, Д, Ушинский — педагог и детский писатель“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
создать условия для изучения литературного наследия русского педагога и писателя К. Д. Ушинского.
«Сделать как можно больше пользы
своему моему Отечеству –
вот единственная цель моей жизни,
и к ней-то я должен направлять
свои способности» Константин Ушинский
Краткая биография К. Д. Ушинского.
Константин Ушинский родился в 1823 году 19 февраля, в Туле, в дворянской семье.
Отец, Дмитрий Григорьевич, офицер в отставке, участник наполеоновской битвы, работал мировым судьей, был самым видным лицом среди новгород-северских дворян, как по уровню образования, так и по складу домашней жизни.
Мама Любовь Степановна, занималась воспитанием и занятиями Константина Дмитриевича, и сумела вложить прочные задатки именно воспитывающего обучения, пробудив в нем любознательность и пытливость, любовь к чтению. Образ матери навсегда сохранился в творчестве педагога, по-новаторски относившегося к роли женщины в процессах воспитания и обучения.
Обучался Ушинский Константин, сначала на дому, а в 11 лет поступил в 3 класс местной гимназии.
Константин Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учителей.
После окончания гимназии Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет. В университете на него оказали сильное влияние профессор Т. Н. Грановский и П. Г. Редкин. Благодаря им молодой человек начал задумываться о педагогике.
Педагогическая деятельность.
Став кандидатом юридических наук, выпускник отправляется в Ярославль, где с 1846 года работает в Демидовском юридическом лицее. Преподаватель прогрессивных взглядов держался с учениками просто и не любил формальностей на уроках, чем вызывал недовольство начальства.
В 1849 году из-за конфликта с руководством лицея на почве его либеральных взглядов Ушинскому пришлось уйти с должности.
С 1854 года преподавал в Гатчинском сиротском институте.
В Гатчинском институте, Ушинский, смог внедрить свои идеи, ему удалось искоренить старые порядки, такие как доносительство, воровство. При этом он смог ввести чувство товарищества, а это он считал основой воспитания.
Однажды, Константин Ушинский нашёл (архив) полное собрание педагогической литературы, которое собрал бывший инспектор института, ученик Песталоцци Е. Гугель. Эта библиотека изменила взгляды Ушинского на воспитание. Многие книги принесли ему новые идеи, которые он изложил в статье
Многие свои мысли Ушинский, краткая биография которого рассмотрена, публиковал в «Журнале для Воспитания», «Современнике», «Библиотеке для чтения».
В Смольном институте (1859-1862) благодаря его новаторским идеям ученицам было дозволено проводить праздники и каникулы у родителей.
Основной его идеей в педагогике было демократизация всего образования.
Он был приверженцем идеи народного воспитания. За это его часто обвиняли в вольнодумстве.
Трудовая деятельность за границей
Константин Ушинский много путешествовал по миру, писал свои труды, встречался с педагогами России, внедряя в их умы новые идеи в педагогике. Именно он смог убедить общество в том, что педагогика не может жить отдельно от анатомии и физиологии, психологии, философии и истории.
Объездил Германию, Швейцарию, Англию, побывал на Американском континенте. И везде изучал человека: его воспитание и возрастание личности.
За границей, с1862 по 1867 г., Ушинский принялся за изучение устройства местных детских садов, народных школ, учительских семинарий, занялся составлением ранее задуманных им книг для первоначального обучения детей, известных под заглавием «Родное слово»", Детский мир”.
В 1864 году из-под пера писателя выходят детские учебники “Родное слово” стало уникальным и общепризнанным учебником в дореволюционной России.
«Его начальные книжки, прежде всего, практиковались на его собственных детях. Так, третий год "Родного слова", от первого урока до последнего, мне лично посчастливилось под руководством Константина Дмитриевича проштудировать с двумя его младшими сыновьями, когда эта книжка была составлена начерно».
А. Ф. ФРОЛКОВ. К. Д. Ушинский.
Вклад Ушинского в педагогику.
Главный труд в жизни, так понимал свое капитальное сочинение, «Человек как предмет воспитания», Опыт педагогической антропологии». (1867-1869 гг)
К. Д. Ушинский.
«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» К. Ушинский.
Центральные идеи педагогической теории К. Д. Ушинского
«Человек как предмет воспитания.
1. Идея народности в общественном воспитании
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет, ту питательную силу, которых нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов.
«О народности в общественном воспитании» (1857 г.).
2. Реформирование народной школы.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях». Константин Ушинский.
3. Труд – основа воспитания.
«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности и труд должен быть воспитателем человека» К. Ушинский.
4. Родной язык как средство воспитания.
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, отжившее, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое.
Он не только выражает собою жизненность народа, но и есть именно эта самая жизнь». К. Ушинский.
5. Женское образование.
«Если смотреть на женщину по - другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будет другим. Нельзя забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества». К. Ушинский.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях».
«Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняет одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье». К. Ушинский.
Творческие произведения для детей К. К. Д. Ушинского
В педагогической литературе понимание игры как отражение действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру - «она даёт для неё материал гораздо разнообразней и действеннее, того который предлагается игрушечной лавкою». К. Д. Ушинский интересно описывает игры своего времени, причём показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры «У одной девочки кукла стряпает, шьёт, моет, гладит; у другой – величается на диване, принимает гостей, идет в театр или на раут; у третьей – бьёт людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получили чины и брали взятки». Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. –
Собр. Соч. М. -Л., 1950 т. VIII, с 439-440
Многие знают и любят сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»,
«Cестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Заяц - хваста», помнят рассказ «Четыре желания», «Петушок, золотой гребешок», повторяют лукавую прибаутку про Тита, «Два плуга». «Ворона и рак» и многие, другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки сочинил или пересказал Константин Ушинский.
Рассказы Константина Ушинского — творения великого педагога, собирателя фольклорных сюжетов и талантливого рассказчика, увлекают детей с первых строк произведения. В них дети встречают знакомых персонажей из народных сказок, людей и животных. Сказки и рассказы Константина Дмитриевича всегда ненавязчиво учат добру, любви к природе, умению прислушиваться к советам старших и развивать свои лучшие качества.
К. Д. Ушинский является известным педагогом, который создал основы Русской педагогики. Он жил в 182-18870 гг. и стал автором многочисленных трудов в области науки и педагогики. Вклад Ушинского в педагогику проявился в России, и многих странах мира. До сегодняшнего дня отрывки его работ приводятся в качестве цитат в научных исследованиях.
Спасибо за внимание!
Использованы интернет ресурсы.