МААМ-картинки

«К насекомым с добром и пониманием!» Экологическая беседа со старшими дошкольниками

Юлия Залазаева
«К насекомым с добром и пониманием!» Экологическая беседа со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: «Познавательно-речевое развитие»

Цель: Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире насекомых. Программные задачи: - образовательные: *обобщать представления детей о многообразии мира насекомых; *актуализировать знания детей о мире насекомых, о среде их обитания; *раскрыть связь между окрасом туловища насекомых и местом их обитания, защитой от врагов, жизнью других обитателей природы; *активизировать словарь детей.

Публикация «„К насекомым с добром и пониманием!“ Экологическая беседа со старшими дошкольниками» размещена в разделах

-развивающие: *развивать навыки связной речи детей, побуждая использовать в речи прилагательные; *развивать навыки свободного общения детей между собой и с взрослым; *развивать произвольное внимание, ассоциативное мышление и фантазию детей; *развивать зрительное восприятие мира. - воспитательные: *воспитывать любовь к родной природе; *воспитывать чувство прекрасного при просмотре презентации.

Словарная работа: Лесная, летняя, зеленый, солнечная, ароматный, дождевой, окружающая, яркая, разноцветные; растения; насекомые, муравей, муравейник, кузнечик, сороконожка, гусеница.

Предварительная работа: ежедневные наблюдения на прогулке; рассматривание иллюстраций о насекомых, альбомов о родной природе; чтение произведений и разучивание стихов; пальчиковые, речевые, дидактические игры.

Демонстрационный материал: Презентация с материалом к совместной деятельности, макет луга, силуэты насекомых (божья коровка, муравей, бабочка, кузнечик, гусеница, дождевой червяк).

Ход деятельности: В: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Нас снова ждет огромный, захватывающий, волнующий мир насекомых (презентация, слайд 1).

Как вы думаете, где же мы можем встретить больше всего представителей этого мира?

Д: - В лесу, на улице, на лужайке, на полянке…

В: - Да! Вы правы. Мир насекомых окружает нас повсюду! А куда мы совершим сегодняшнюю прогулку, вам подскажет мое стихотворение (презентация, слайд 2).

Что за чудо летний луг!

Все кипит – шуршит вокруг!

Вот и бабочка порхает,

Шмель мохнатый здесь летает!

Муравей несет сучок,

По листу ползет жучок.

Чистит крылья стрекоза,

Сильно выпучив глаза.

Вот и божия коровка

Улетает в небо ловко!

Что за чудо летний луг!

Все кипит – шуршит вокруг!

Д: - Мы оправимся на луг!

В: - Совершенно верно! А попасть нам туда поможет игра «Наша поездка». Приготовились к путешествию!

На лошадке ехали, (имитация езды на лошади)

До угла доехали.

Сели в машину,

Налили бензина. (имитация заправки автомобиля)

На машине ехали, (полунаклоны в стороны

До реки доехали. с имитацией поворотов руля)

Т-р-р! Стоп! Разворот! (остановка. Поворот вокруг себя)

На реке пароход.

Пароходом ехали, (четыре шага вперед)

До горы доехали. (четыре шага назад)

Пароход не везет,

Надо сесть на самолет. (разведение рук в стороны)

Самолет летит, (покачивание туловища)

В нем мотор гудит (имитация полета на самолете)

У-у-у, У-у-у!

В: - Вот мы и приехали! Куда мы попали?

Д: - На лесную полянку! На летний лужок!

В: - Что растет на лугу? Назовите.

Д: - Растения. Цветы. Травка зеленая. Кустики невысокие. Ромашки и васильки цветут. Деревья есть, березки и елочки. Это луг около леса!

В: - А кто может жить на такой солнечной лужайке, где столько ароматных цветов и зеленой травы?

Д: - Бабочки… Жучки всякие… Кузнечики прыгают по травинкам… Божьи коровки на веточках ползают… А вот, под елочкой какой муравейник, там живут муравьи…

В: - Как одним словом можно назвать этих обитателей луга?

Д: - Это насекомые!

В: - Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о насекомых, но разговор наш будет необычным… Посмотрите внимательно на наш лужок (воспитатель достает макет луга, аналогичный картинке на слайде), кого из насекомых вы видите? А чтоб вам легче было искать, постарайтесь отгадать мои загадки! (презентация, слайд 3).

На макете насекомые «спрятались» в окружающей среде, только божья коровка видна на фоне листьев кустарника.

1. Красненькие крылышки, черные горошки –

Кто это гуляет по моей ладошке?

Д: - Это божья коровка! Вот она, на листьях сидит!

В: - Давайте, сначала найдем всех насекомых, а потом поговорим о них подробнее! Следующая загадка:

2. Он из веточек, из хвои настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей кто же это?

Д: - Это муравей, вот его домик, а вот и он, на стволе дерева…

В: - Увидели муравья? А почему сразу не могли его найти?

Д: - Он сидит на стволе. Ствол коричневый, и муравей коричневый!

Воспитатель на магнитную доску может закреплять тех насекомых, которые нашлись на лугу.

3. Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел!

Д: - Это бабочка! Я увидел ее, она сидит на ромашке!

В: - У меня есть много бабочек, они нам еще пригодятся…(Воспитатель закрепляет на доске несколько бабочек разной окраски: желтую, коричневую, с «глазками» на крылышках).

Слушайте внимательно дальше:

4. С ветки - на тропинку, с травки - на былинку,

Прыгает пружинка, зеленая спинка…

Д: - Это кузнечик, только он прыгать высоко умеет. Он зеленого цвета и прыгает в траве. А вот и он!

5. В земле всю жизнь свою живет.

Он там и ест, он там и пьет.

Как только дождик выпадает,

Он наружу выползает…

Д: - Это червяк, дождевой червяк! Он после дождика на дорожках лежит… Вот он, около дерева…

6. Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может,

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет!

Д: -Это сороконожка, она гусеница!

В: - Вот сколько насекомых мы с вами нашли! А каких насекомых вы еще знаете?

Д: - Муха, комар, пчела, оса, большой шмель, стрекоза…паук…

В: - Немножко ошиблись, паук не насекомое. А вот почему произошла ошибка, мы поговорим на следующем занятии. А сейчас вернемся на нашу полянку!

Сейчас мы немного отдохнем и поиграем! У нас будет гимнастика для глаз! Приготовьте указательные пальцы правой руки и поместите их перед носом, как я. Дальше слушайте внимательно и смотрите глазами туда, куда я скажу (Воспитатель указкой показывает того насекомого, на кого нужно смотреть).

1. Смотрим на бабочку.

2. А теперь на палец.

3. Смотрим на муравья.

4. А теперь на палец.

5. Смотрим на кузнечика.

6. А теперь на палец.

7. Смотрим на гусеницу.

8. А теперь на палец.

9. Смотрим на жука.

10. А теперь на палец.

11. Смотрим на червяка.

12. А теперь на палец.

В: - Отдохнули? Всех насекомых увидели? Как вы думаете, почему божью коровку вы увидели сразу, а остальных насекомых долго найти не могли?

Д: - Они спрятались… В траве, на земле, на деревьях. Они такого же цвета, как все вокруг.

В: - Совершенно верно. Окрас тела многих насекомых сливается с окружающей природой! Как вы думаете, зачем?

Д: - Они так прячутся от своих врагов! Чтобы их не поймали и не съели птицы!

В: - А как же божья коровка? Она не боится?

Д: - Ее не едят, она сама вредных насекомых собирает.

В: - (Воспитатель во время рассказа показывает слайды. Слайды 5,6,7.) Вы, когда брали, этого жучка в руки, замечали капельки желтоватой жидкости?

Д: - Да!

В: - Если встречается опасность, у нее на ножках выделяются капельки специального молочка желтоватого или оранжевого цвета. Эта жидкость необходима для отпугивания врагов, которые есть даже у Божьей Коровки. Именно поэтому, жучка сравнивают и называют коровкой. Эта жидкость имеет горький вкус. Если птица попытается съесть жучка, ей будет неприятно, невкусно. Птица выплюнет жучка и запомнит, что этот яркий красный с черными точками жучок НЕСЪЕДОБЕН. Память на то, что Божья Коровка невкусная, останется у птицы, поэтому, Божья Коровка никого не боится. Приносит пользу тем, что уничтожает тлю – маленьких насекомых, выпивающих соки из молодых растений.

В: - (Слайды 9, 10.)Следующий, кого мы нашли, муравей. У муравья много врагов. В наших лесах живет огромный любитель разорять муравейники – бурый медведь. Вот они и прячутся от врагов, окрасившись в цвет земли или стволов деревьев, по которым лежат их дорожки. Если приглядеться повнимательнее к пространству около муравейника, то можно увидеть множество муравьишек, спешащих по своим делам. В ситуации опасности, муравей может укусить своего врага и выпустить кислоту. Место укуса промывать водой нельзя, будет еще больнее!

В: - Кого мы нашли следующим?

Д: - Бабочку!

В: (Слайд 11). Помните, я говорила вам, у меня много бабочек? Давайте поиграем с ними. Бабочки разных цветов будут прятаться на нашем лугу, а вы попробуйте их найти! Игра «Найди бабочку!» Закрывайте глаза!

Воспитатель прячет бабочку соответственно их окраске.

Бабочки летали, устали и решили отдохнуть. Откройте глаза и постарайтесь найти их.

Д: - Белая бабочка на ромашке. Желтая бабочка на желтом цветке. Коричневая бабочка села отдохнуть на ствол дерева.

В: - А сейчас, закройте глаза… Воспитатель открывает у коричневой бабочки крылышки или садит на ствол дерева бабочку с «глазками» на крылышках.

Вы сразу увидели эту бабочку? Почему?

Д: - Да, сразу. Она яркая и ее хорошо видно. Она не прячется, она не боится?

В: - (Слайды 12, 13.) У этой бабочки разная окраска: снизу крылышки коричневые, а сверху – разноцветные. Такая бабочка сядет отдохнуть на дерево, крылышки сомкнет и отдыхает. Стоит ей пошевелиться, птица увидит и подлетает к ней. Как бабочке выпутаться, догадались?

Птица подлетает близко к бабочке, вдруг неожиданно для птицы бабочка открывает свои крылышки яркие с двумя большими глазами на них. И теперь перед птицей совершенно непонятное ей существо! Сначала птица удивилась, потом испугалась, а потом решила, что лучше ей остаться голодной, чем связываться с этим незнакомцем! Взмахнет крыльями и улетит искать пропитание в другом месте. А хитрая бабочка отдохнет и отправится на луг за сладким нектаром. Вот как бабочки научились птиц обманывать!

В:- (Слайды № 6,7,8)Догадались, как кузнечик, гусеница и дождевой червяк прячутся от прожорливых птиц?

Д: - Так и гусеница, и кузнечик, и червячок спрятались от прожорливых птиц с помощью своей окраски. Гусеница и кузнечик зеленого цвета – прячутся в траве и на листиках деревьев. А червяк прячется в земле, в песке.

В: - Я с вами согласна. Как вы думаете, какие насекомые заметны в первую очередь и нам, и птицам?

Д: - Насекомые, у которых яркая окраска. Божьи коровки, яркие бабочки… Они выделяются на фоне окружающей среды.

В: - А как окрашены те, которых найти трудно?

Д: - Эти насекомые окрашены как все вокруг, как окружающая их природа. Это гусеницы, кузнечики, червяки, муравьи, некоторые бабочки.

В: - Насекомые очень нужны и природе, и человеку. Природа постаралась уберечь их от злых врагов с помощью окраски туловища! Ведь если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а нужно их беречь, любить и охранять.

Вот и закончилась наша сегодняшняя прогулка. Нам пришла пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и представьте свое возвращение. А я прочитаю вам стихотворение.

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности

У природы круглый год обучаться нужно.

Весь большой лесной народ учит крепкой дружбе.

После занятия можно поиграть в игру «Доскажи словечко»:

- Майский жук - большой, а божья коровка маленькая.

- Шмель жужжит, а комар пищит.

- Кузнечик прыгает, а гусеница ползает.

- Муравьи живут в муравейнике.

- Пчелы живут в улье.

- У птиц 2 ноги, а у насекомого 6 ног.

- Тело насекомых состоит из 3 частей голова, грудь, брюшко.

- Стрекоза откладывает яйца в воду.

- У бабочки 4 крыла, а у мухи два.

- Пчелы из нектара делают мед.

- Паук не относится к насекомым, потому что у него 8 ног (членестоногий)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Английский с пелёнок!» Цикл игровых занятий со старшими дошкольниками в детском саду Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала изучения иностранных языков благодаря своим психофизическим особенностям.

Моделирование ситуаций по безопасности в работе со старшими дошкольникамиМоделирование ситуаций по безопасности в работе со старшими дошкольниками Условием для полноценного развития коммуникативной компетентности дошкольника является формирование среды, способствующей раскрытию его.

НОД «День Земли» со старшими дошкольниками Задачи: Формировать представления об акции День Земли, вспомнить правила поведения в лесу и изобразить их, учить употреблять все формы косвенных.

Образовательная деятельность по подготовке ко Дню Защитника Отечества со старшими дошкольниками (фото отчет)Образовательная деятельность по подготовке ко Дню Защитника Отечества со старшими дошкольниками (фото отчет) День Защитника Отечества для дошкольников – это, прежде всего праздник папы. К этой дате мы с ребятами старшего дошкольного возраста рисуем.

Организация занятий по плаванию со старшими дошкольниками Организация занятий по плаванию со старшими дошкольниками. Одна из главных задач ДОУ создание условий, укрепляющих здоровье воспитанников.

Сказка «Зеркальце» для спектакля со старшими дошкольниками Сказка «Зеркальце» Действующие лица: Сказочник, Девочка, заяц Прошка, Ворона, Крот, Ежик, Гусь, Белочка1, Белочка2, Медвежонок Пошла девочка.

Экологическая беседа «Поможем природе» Рекомендации : Беседу можно начать с разговора о конкретной помощи, которую дети могут оказать природе К этому времени у них накоплен достаточный.

Экологическая игра для старшего дошкольного возраста «В гости к насекомым» Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада видеть вас сегодня в этом зале. А собрались мы для того чтобы провести увлекательную.

Экскурсия к памятнику «Землякам-воинам» со старшими дошкольникамиЭкскурсия к памятнику «Землякам-воинам» со старшими дошкольниками Цель: Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны. Задачи: 1. Формирование у детей чувства патриотизма. 2. Воспитывать любовь.

Значение использования средств изобразительной деятельности в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольников с ОНР велико и многогранно. Изобразительная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«К насекомым с добром и пониманием!» Экологическая беседа со старшими дошкольниками
Опубликовано: 28 августа 2016 в 10:17
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««К насекомым с добром и пониманием!» Экологическая беседа со старшими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Залазаева (УИ 247883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД